новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Октябрь

Ожидавшееся в октябре заседание Государственного совета так и не состоялось. Данное обстоятельство подтвердило предположение о том, что В.Путин не был заинтересован в его скорейшем созыве. В то же время Президиум Госсовета работал достаточно активно. Тем самым Центр демонстрировал губернаторам реальную значимость именно этой части нового института.

Второе заседание Президиума состоялось 12 октября. На нем, помимо В.Путина, присутствовал и М.Касьянов. Губернаторы получили возможность высказаться лишь по тем темам, которые были им даны в качестве «домашнего задания». Причем большинство из этих тем имело общегосударственное значение и не было непосредственно связано с текущими интересами регионов. Наибольший резонанс вызвали сообщения Ю.Лужкова — о совершенствовании органов власти и управления — и В.Яковлева — о государственной символике.

Актуальный экономический вопрос был рассмотрен в выступлении В.Кресса. Томский губернатор поставил важнейшую проблему — о внутрикорпоративных ценах на нефть, по которым добывающие предприятия продают ее своим головным структурам. Эти цены обычно является заниженными, что влечет за собой потери для местных бюджетов. Ряд участников заседания коснулся еще одной насущной проблемы — отмены налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, планируемой на 2002 г. Отмена налога устраивает нефтяников, но в то же время противоречит региональным интересам, поскольку регионы имеют возможность распоряжаться соответствующими территориальными фондами.

Проблемы отношений Центра и регионов отошли в октябре на второй план в работе Госсовета. Члены Президиума, которым был поручен их анализ, не торопились выносить наружу накопившиеся противоречия. В частности, рабочую группу, занимавшуюся вопросами разграничения полномочий, возглавил М.Шаймиев, который больше был заинтересован в получении разрешения в третий раз баллотироваться на пост президента. Не был активен и М.Магомедов, который курировал вопросы модельного законодательства для регионов.

Тем временем проявилась запоздалая реакция региональных элит на те изменения, которые произошли в стране в результате «федеративной реформы». Во-первых, часть региональных лидеров попыталась поставить вопрос о конституционности принятых федеральных законов, обозначивших контуры реформы. Во-вторых, руководство ряда субъектов федерации стремилось минимизировать негативный эффект процесса приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. В-третьих, активизировалось обсуждение новой темы — о снятии ограничений на количество сроков для высших должностных лиц субъектов федерации.

В течение всего месяца шла активная проработка запроса в Конституционный Суд по поводу соответствия принятых законов Конституции РФ. Главным «зачинщиком» стал президент Чувашии Н.Федоров, которому помогал спикер Мосгордумы В.Платонов. Оба они летом были среди руководителей согласительной комиссии по спорным законопроектам. Суть претензий сенаторов сводилась к следующему: оспаривалось право Президента отстранять от должности губернаторов, которое рассматривалась как прерогатива суда, а не исполнительной власти; незаконным объявлялось право отстранять от должности глав местного самоуправления, поскольку местное самоуправление не входит в вертикаль государственной власти. Довольно быстро выяснилось, что идея обращения в Конституционный Суд от имени Совета Федерации не имеет шансов на успех. Во-первых, сенаторы уже проголосовали за принятие данных законов. Поэтому попытка их оспорить выглядела как спор с самими собой и признание собственных ошибок. Во-вторых, свои ограничители действовали и для инициаторов обращения. Н.Федоров работает президентом Чувашии уже второй срок и заинтересован в сохранении себя на политическом Олимпе. Известны его претензии на роль политика федерального уровня и стремление закрепиться в Москве. Для него не была безразлична перспектива возглавить Чувашию в третий раз. Он также не оставлял надежд добиться кресла председателя конституционного комитета Совета Федерации. Поэтому «неуправляемость» Н.Федорова была достаточно условной. Что касается В.Платонова, то его активность вписывалась в общую тактику с Ю.Лужковым и, в конечном счете, всегда была подчинена интересам московского руководства в целом.

В итоге конституционный комитет так и не решился вынести данный вопрос на заседание Совета Федерации. Комитет не смог принять решение 19 октября, когда он собрался фактически тайно, без представителя Президента В.Хижнякова. Не было решения и 24 октября, за день до заседания Совета Федерации. И, наконец, 25 октября, в день заседания решено было вопрос не рассматривать. Свою роль в блокировании этого процесса сыграл Е.Строев, который 24 октября встречался с Президентом.

Таким образом, атака губернаторов на федеративную реформу захлебнулась, не начавшись. Зато актуализировался вопрос о деталях «федеративной реформы». Прежде всего — о статусе полномочных представителей Президента. Губернаторы, обеспокоенные усиливающимся вмешательством полпредов в региональные дела, предложили ввести деятельность полпредов в нормальные правовые рамки. Эту идею поддержал Е.Строев, который предложил принять специальный закон. Кремль, со своей стороны, дал понять, что пока не видит в этом необходимости, предпочитая, чтобы институт полпредов работал по президентскому указу.

В итоге в октябре наиболее актуальным стал вопрос о сроках полномочий региональных лидеров. Его обсуждение было призвано создать видимость компромисса с президентской стороны. Данная проблема была поставлена в повестку дня фактически по инициативе властей Татарстана. 18 октября, уже после принятия Госсоветом РТ решения о «возврате» выборов на март 2001 г., поправки в закон 1999 г. были отвергнуты подавляющим большинством голосов депутатов Государственной Думы («за» — 19, «против» — 304).

В этой ситуации позиция Кремля носила двойственный характер. Ее нельзя было назвать жесткой, поскольку не было заявлений о том, что федеральные власти никому и никогда не позволят баллотироваться в третий раз. Как бы исподволь Кремль допускал укоренение в информационном пространстве тезиса, согласно которому М.Шаймиев все равно будет баллотироваться в 2001 г. Показательно, что представитель Президента в Думе А.Котенков во время первого рассмотрения поправок не высказался против них в принципе, заявив лишь о необходимости времени на их доработку. В центральных СМИ имели место утечки информации со ссылками на высокопоставленных сотрудников президентской администрации, которые заявляли, что региональным лидерам, якобы, будет позволено баллотироваться на третий срок.

Согласовав свою позицию с Кремлем, Дума отвергла поправки сенаторов. Но уже в октябре было очевидно, что возможен компромисс, в соответствии с которым первым сроком будет считаться тот, который шел в момент вступления в силу закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», то есть в октябре 1999 г. Это вполне устраивало целый ряд влиятельных сенаторов и, прежде всего, М.Шаймиева. В случае принятия такой поправки избраться на третий срок могли еще 15 лидеров. Продвижение компромиссного варианта позволяло Кремлю держать «на крючке» видных представителей региональной элиты.

В октябре по заданным ранее направлениям продолжили свою деятельность представители Президента. Усиливалось их вмешательство в экономические процессы. В этом плане наиболее показательна деятельность П.Латышева, который провел встречу с деловой элитой. Полпред прямым текстом предложил бизнесменам опираться на полпредов, а не на губернаторов. Во встрече принял участие ряд фигур федерального уровня — В.Алекперов, В.Богданов («Сургутнефтегаз»), М.Гуцериев («Славнефть»), Я.Голдовский («Сибур») и К.Бендукидзе, не говоря уже о предпринимателях из Свердловской и Челябинской областей. Хотя наблюдатели отметили отсутствие В.Анисимова и В.Вексельберга, создавших второй в стране алюминиевый холдинг «СУАЛ-Трастконсалт», и руководителя Уральской горно-металлургической компании И.Махмудова, выступающего в союзе с А.Мамутом и Р.Абрамовичем при поддержке Э.Росселя. Но, так или иначе, в продолжение этой встречи П.Латышев создал на Урале координационный совет промышленников и крупных предпринимателей.

Та же тенденция просматривалась в действиях и высказываниях К.Пуликовского. В одном из своих выступлений он не исключил, что перед полпредами будут поставлены новые задачи — управление госпакетами акций, контроль за добычей и реализацией стратегических ресурсов, в том числе нефти, газа и драгоценных металлов, контроль за целевым использованием поступлений из федерального бюджета, причем в таком формате, что Министерство финансов должно согласовывать данный вопрос с полпредами. Все это не могло не настораживать федеральное правительство и губернаторов. Поэтому тема разграничения полномочий между правительственными структурами и полпредами осталась на повестке дня и в октябре.

«Генерал-губернаторы» усилили свое влияние на силовые структуры в регионах. В этом же направлении работал и Совет безопасности. Секретарь СБ С.Иванов провел встречу с полпредами, а директор ФСБ Н.Патрушев совершил визиты в Екатеринбург и Новосибирск для обсуждения проблем, связанных с созданием там окружных структур своей Службы. В.Черкесов создал на Северо-Западе координационный орган руководителей правоохранительных органов и провел совещание глав военного управления. Наблюдатели отмечали давление со стороны П.Латышева на структуры УВД и прокуратуры Свердловской области. Полпред активно выступал за смещение областного прокурора В.Туйкова. По его инициативе получил выговор и начальник Свердловского УВД А.Красников. Одновременно Латышев поставил вопрос о создании на Урале окружного управления внутренних дел (следует напомнить, что на свой нынешний пост он был назначен с должности заместителя министра внутренних дел).

Как и прежде, активно велась работа по усилению информационного влияния. Скоординированную работу по PR-сопровождению полпредов продолжал вести Росинформцентр. Началось создание в округах специализированных информационных центров. Первый такой центр был открыт в Нижнем Новгороде.

Полпреды включились и в региональные избирательные кампании. В октябре наибольшая нагрузка в этом плане легла на Г.Полтавченко, поскольку в Центральном округе шла подготовка к выборам восьми губернаторов. К.Пуликовский координировал пять кампаний, В.Казанцев, С.Кириенко и В.Черкесов — по четыре, П.Латышев и Л.Драчевский — по три.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Октябрь

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх