новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Европейское направление

ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1 декабря М.Касьянов нанес блиц-визит в Берлин, где провел переговоры с германским руководством по вопросам политического и торгово-экономического сотрудничества. Визит показал, что Германия заинтересована в расширении сотрудничества с РФ, особенно в сфере энергетики, будучи одним из крупнейших потребителей российской нефти и газа. Другим итогом стало фактическое официальное признание ФРГ того, что Россия не сможет вернуть ей весь свой долг. На Германию приходится почти 40% долга РФ Парижскому клубу — 21,1 млрд. долл., — что превышает совокупную российскую задолженность перед США, Великобританией, Францией, Италией и Японией. Правительство Г.Шредера согласилось, чтобы часть долга была погашена акциями российских предприятий. Речь не идет о переводе государственного пакета акций ведущих российских предприятий в собственность Германии — имеются в виду создаваемые предприятия в перерабатывающей промышленности. В российском правительстве, как и в политической и деловой элите в целом, не все убеждены в выгодности подобной схемы реструктуризации долгов. Тем не менее, согласие Берлина на частичную конвертацию российского долга в акции предприятий приобретает особое значение, если учесть, что ФРГ занимает третье место по объему инвестиций в экономику РФ. Существует идея распространить этот вариант конверсии долгов на отношения с другими 17 участниками Парижского клуба.

Переговоры М.Касьянова в Лондоне 18-20 сентября стали продолжением политики России по формированию более тесных отношений с Великобританией. Стремление придать им доверительный характер становится особенно заметно на фоне ухудшения отношений с Францией. Корректировка геополитических ориентиров России в Европе имеет свою логику: Британия всегда была достаточна независима от франко-германской оси, а Берлин связан узами особых отношений с Парижем. К тому же Лондон заинтересован в расширении российского нефтяного экспорта как одном из факторов поддержания приемлемых мировых цен на этот вид сырья (на Россию приходится около 10 процентов мировых поставок нефти). На переговорах с министром финансов Г.Брауном (он возглавляет валютно-финансовый комитет МВФ) речь шла о реструктуризации российской задолженности Парижскому клубу. Рост доходов России от высоких цен на нефть в 2000 г. привел к тому, что Запад не соглашается на новую отсрочку выплат российского долга. Он считает, что Россия в нынешних условиях способна сама его обслуживать.

Визит премьер-министра Т.Блэра в Москву 21 ноября показал, что Лондон — единственный из ведущих европейских партнеров РФ, кто готов поддержать ее просьбу о реструктуризации долгов перед Парижским клубом. Понимание специфики российской ситуации Великобританией особенно заметно на фоне закончившейся безрезультатно поездки в Москву миссии МВФ и все более настойчивых требований Германии возврата долгов бывшей ГДР. Т.Блэр повторил свое предложение о посредничестве в улаживании разногласий между Москвой и Вашингтоном по вопросу о ПРО. Тесные отношения с Великобританией важны для России и в связи с динамичными процессами оборонного строительства в ЕС, где Лондон претендует на роль лидера, в том числе в определении военно-стратегической концепции Евросоюза; от британской позиции во многом зависит, какими будут отношения между РФ и Евросоюзом в сфере безопасности. Приходится учитывать, что французская концепция создания «Европы-сверхдержавы» предусматривает политику автономизации ЕС не только по отношению к США, но и России. Привилегированные отношения с Москвой могут помочь Лондону «разбавить» франко-германское доминирование в европейских делах, а России — сократить дистанцию, отделяющую ее от объединенной Европы.

В то же время Москве не удается получить от британской стороны четкого обещания не участвовать в развертывании американской системы ПРО и не размещать на своей территории стратегические вооружения США. Подобной цели не удалось достичь и в ходе визита министра обороны РФ И.Сергеева в Великобританию 6-7 декабря. Лондон считает, что подобные гарантии перечеркнули бы возможности его посредничества между Москвой и Вашингтоном в вопросе о ПРО. (Посреднические услуги предложила и Оттава во время визита Президента В.Путина в Канаду 18 декабря.) Великобритания не исключает развертывания объектов американской ПРО у себя, если эта система будет прикрывать также ее территорию. Кроме того, она дала согласие на перебазирование американских стратегических бомбардировщиков «Б-2 Стелс» на авиабазы, расположенные на британской земле.

В отношениях с Францией не преодолен охлаждение, связанное с сохраняющимися антироссийскими настроениями из-за событий в Чечне, финансовыми скандалами (дело фирмы «Noga»), неурегулированностью проблемы российского долга Франции по линии Парижского клуба. Переговоры М.Касьянова с премьером Л.Жоспеном 18 декабря показали, что Париж в принципе не против частичного погашения долга акциями предприятий (подобную схему он довольно успешно апробировал в случае с Марокко), но считает, что это должно делаться с согласия МВФ и в рамках Парижского клуба.

Европейский Союз. Свидетельством изменения позиции ЕС в отношении российской политики в Чечне стало принятое 10 июля министрами иностранных дел стран Евросоюза решение возобновить экономическую помощь России, которая была ранее приостановлена из-за разногласий по «чеченской проблеме». 30 октября в Париже прошел саммит Россия-ЕС, отразивший беспокойство Западной Европы ситуацией с мировыми ценами на нефть и газ. Высокий уровень этих цен в 2000 г. подталкивает Западную Европу к тому, чтобы пересмотреть структуру поставок энергоносителей в пользу более экономичных схем удовлетворения своих потребностей. С сокращением нефтедобычи в Северном море Европа будет вскоре вынуждена удовлетворять за счет импорта до 85% своих запросов в энергоносителях. Отсюда возросший интерес к увеличению доли российских энергоресурсов в энергобалансе ЕС и замещение ими тех, что доставляются в Европу из регионов Персидского залива и Северного моря. Очевидно стремление Евросоюза уменьшить зависимость от ценовой политики ОПЕК, увеличив в два раза импорт энергоресурсов и электроэнергии из России к 2020 г. Для этого потребуется проложить, как минимум, два новых магистральных трубопровода из Сибири в Западную Европу. Сейчас на долю РФ приходится 16% потребляемой в ЕС нефти и 20% — газа. В обмен на увеличение экспорта российского газа ЕС обещает рост западноевропейских инвестиций в нефтегазовый комплекс России. Эти капиталовложения могут составить, по некоторым данным, до 80 млрд. долл. в течение ближайших десяти лет, но вопрос остается нерешенным из-за разногласий между странами ЕС. В ходе парижского саммита достигнута договоренность о начале регулярного диалога РФ-ЕС в энергетической области, налаживании партнерства в сфере энергетики и определении его модальностей. Было также подписано соглашение между «Газпромом» и концерном «Газ де Франс» о строительстве с участием компаний из Германии и Италии газопровода стоимостью 2 млрд. долл. из Сибири через Белоруссию, Польшу и Словакию в Западную Европу.

ЕС обещал поддержать заявку России на членство во Всемирной торговой организации. После вступления РФ в ВТО Евросоюз будет вынужден пересмотреть применяемые сейчас против российских производителей антидемпинговые меры.

Внимание России к ЕС диктуется не только ведущими позициями Западной Европы в структуре внешнеэкономических связей РФ и перспективой крупных долгосрочных инвестиций в освоение российского энергоресурсного потенциала, но и расширением компетенции ЕС на сферу внешней политики, обороны и безопасности. Меняющаяся роль ЕС в сфере безопасности открывает перед Россией возможности налаживания отношений с Евросоюзом в тех вопросах, которые еще недавно были ограничены рамками отношений РФ-НАТО.

Вопросы безопасности занимали важное место в переговорах В.Путина с лидерами ЕС — Ж.Шираком, Р.Проди и Х.Соланой. Евросоюз рассматривает Россию в качестве возможного участника операций ЕС по урегулированию конфликтов. Достигнута договоренность изучить возможный формат участия России в проведении таких операций. Меры по развитию «стратегического диалога» между РФ и ЕС в области безопасности определены в совместной Декларации парижского саммита. Она предусматривает создание механизма специальных консультаций по проблемам военной политики, расширение спектра регулярных консультаций на экспертном уровне по вопросам разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ, сотрудничество в области оперативного реагирования на кризисы.

Близость подходов РФ и ЕС проявилась и в вопросе о ПРО. Они высказались за сохранение Договора по ПРО 1972 г. и подтвердили намерение продолжить сотрудничество между российской и европейской спутниковыми навигационными системами (ГЛОНАСС и ГАЛИЛЕО). В то же время ЕС отказался от российского предложения заключить соглашение об использовании ГЛОНАСС Европейским Союзом, сделав выбор в пользу разработки собственной системы ГАЛИЛЕО.

Расширение ЕС. Расширение ЕС не вызывает возражений России. Но Москва добивается того, чтобы новые члены Евросоюза не были связаны обязательствами о подключении к антидемпинговым мерам, которые введены ЕС против некоторых видов российской экспортной продукции и товаров. Однако Евросоюз не дает подобных гарантий. Трудно ожидать, чтобы принцип солидарности в проведении единой внешнеэкономической политики был отменен по просьбе России. Периодически вспыхивающие торговые войны между США и ЕС говорят об обратном. Отдельный вопрос, подлежащий согласованию, — режим для Калининградской области, которая в будущем окажется в окружении стран ЕС.

На саммите ЕС в Ницце (7-11 декабря) лидеры 15 стран Евросоюза приняли решение о подготовке к принятию новых членов к концу 2002 г., с тем чтобы первый из шести кандидатов «первой очереди» мог получить членство в 2004 г. Они одобрили конституционную реформу институтов ЕС в свете предстоящего расширения географических рамок Союза. Был пересмотрен принцип пропорционального представительства в руководящих органах — каждая новая страна будет иметь в КЕС 1 голос, а его председатель будет выбираться квалифицированным большинством голосов. Одобрены планы, предусматривающие завершение переговоров о вступлении с кандидатами «первой очереди» к концу 2002 г. Определены меры, позволяющие включить Турцию в переговоры о членстве в ЕС. Проект «Договора Ниццы» вопреки ожиданиям оказался скроенным по принципу «наибольшего общего знаменателя»: крупные державы отказались уступить часть своих властных полномочий в интересах повышения большей эффективности механизма принятия решений расширяющемся Евросоюзом. По новой системе трехсторонняя коалиция в любом сочетании из числа четырех крупных держав (Германия, Франция, Великобритания и Италия) будет обладать «блокирующим пакетом голосов», чтобы не допустить принятия неугодного решения.

Главы 15 стран Евросоюза подписали Хартию основных прав гражданина ЕС. В ней сведены воедино гражданские, политические, экономические, социальные и общественные права, зафиксированные в международном и национальном законодательстве, хотя решение вопроса о юридической силе Хартии отложено на будущее.

Европейские силы. 20 ноября на заседании министров иностранных дел и обороны стран ЕС в Брюсселе было принято решение о том, какие силы и средства будут выделены из национальных вооруженных сил в состав формируемых европейских сил быстрого реагирования (ЕСБР). К такому решению ЕС подталкивало много причин, в том числе стремление конгресса США уменьшить миротворческое бремя американских войск в Европе. Избранный президент США Дж.Буш обещал постепенно вывести американские войска с Балкан, возложив на союзников всю ответственность за продолжение миротворческой миссии НАТО на Балканах (из 65-тысячной группировки НАТО в регионе на долю США приходится около 11 тыс. человек). Республиканцы считают, что распыленность по многочисленным миротворческим операциям снижает боеготовность американских вооруженных сил для выполнения основных задач и что европейские члены альянса должны взять на себя большую часть миротворческого бремени в Европе. Для Вашингтона было неожиданным то, что Россия поддержала формирование ЕСБР и выразила готовность участвовать в совместных миротворческих операциях. Он воспринял это как стремление Москвы способствовать размыванию натовской монополии на миротворчество в Европе.

Поскольку оперативные силы ЕС будут вынуждены, по крайней мере, на первых порах опираться на военно-техническую инфраструктуру альянса, определение исходной структуры и ресурсов ЕСБР осуществлялось при активном участии НАТО. Это несколько смягчило подозрения США, что европейские союзники, входящие в ЕС, дистанцируются от НАТО.

Создаваемые ЕСБР, по заявлению лидеров ЕС, не будут представлять собой единую европейскую армию или самостоятельную группировку постоянной готовности. Эти силы будут сводиться воедино из национальных армий в случаях, когда ЕС примет решение о проведении операции. Причем подобные решения не будут обязывать все страны ЕС направлять войска для участия в операциях. Силы, военная техника и планы подготовки будут такими, чтобы их можно было использовать и в ситуациях, когда миротворческие операции будут осуществляться под эгидой НАТО или ООН. Однако в ЕС механизм мобилизации таких сил, судя по всему, будет действовать быстрее, нежели тот, что принят в НАТО и ООН.

Общая численность ЕСБР составит 100 тысяч человек, из них 60 тысяч — ударные силы для развертывания непосредственно в зоне боевых действий, остальные — резерв. Они должны быть готовы к проведению операций к 2003 году. Официальная реакция США на решение Евросоюза по ЕСБР была позитивной. В то же время госсекретарь М.Олбрайт подчеркнула, что создаваемые силы являются дополнением к тому, что делает НАТО по укреплению своего военного потенциала и что эти силы будут доступны не только Евросоюзу, но и для использования атлантическим альянсом.

Гораздо более тревожный тон у американских военных. На зимней сессии руководящих военных органов Североатлантического альянса, проходившей накануне саммита в Ницце, США предупредили, что если страны ЕС не умерят свои амбиции в создании самостоятельного боевого потенциала, НАТО превратится в реликт былой военной мощи Запада. На заседании министров обороны НАТО в начале декабря У.Коэн предостерег европейцев: «Если Европейский Союз не будет увязывать свои планы по созданию собственного военного контингента со стратегическими планами Североатлантического альянса, от НАТО вскоре могут остаться одни воспоминания». Вашингтон беспокоит не сам факт создания европейских сил — они, по мнению многих западных экспертов, не будут способны самостоятельно проводить масштабные операции — а то, что Европа стремится обрести инструменты проведения политики безопасности, не подконтрольные США.

Евросоюз стремится избежать обострения отношений с США из-за разногласий по ЕСБР. Наиболее острые положения в уже согласованном документе саммита ЕС в Ницце были исключены в последний момент по настоянию Великобритании. Во избежание негативной реакции США, Т.Блэр посчитал необходимым изъять из итогового варианта пассажи, которые Вашингтон мог бы трактовать как претензии европейских союзников на чрезмерную самостоятельность в оборонных делах. Убрано положение о том, что ЕСБР могут самостоятельно принимать решения вне рамок НАТО. Из-за возражений Великобритании не прошла предложенная Францией формулировка, что ЕСБР будут действовать в координации с НАТО, но независимо от нее. В итоге коммюнике саммита ЕС в Ницце зафиксировало, что «НАТО остается основой коллективной обороны своих членов и будет продолжать играть важную роль в урегулировании кризисов».

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Европейское направление

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх