новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Соединенные Штаты Америки

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

В прошедшее полугодие продолжался активный диалог с США по вопросам стратегических вооружений и международной безопасности, хотя можно было ожидать снижения динамизма в контактах с уходящей администрацией Б.Клинтона. На двусторонней встрече в рамках «Саммита тысячелетия» В.Путин и Б.Клинтон приняли совместную «Инициативу о сотрудничестве в вопросах стратегической стабильности». Инициатива предусматривает комплекс согласованных мер, направленных на дальнейшее сокращение ядерных вооружений, укрепление международного режима нераспространения ОМУ, ракет и ракетных технологий, сотрудничество в отражении новых вызовов безопасности. Россия и США заявили о намерении искать новые формы взаимодействия в вопросах поддержания стратегической стабильности, договорились продолжить подготовку к переговорам по заключению договора о прекращении производства расщепляющихся материалов, способствовать созданию новых зон, свободных от ядерного оружия, расширить консультации о фактах распространения ракетных вооружений и технологий, предпринимать согласованные меры на двух- и многосторонней основе, чтобы противодействовать этому процессу. Они решили возобновить и расширить сотрудничество в области ПРО ТВД, не исключая возможности привлечения к нему других государств, обсудить меры укрепления доверия и повышения транспарентности в деятельности, касающейся Договора по ПРО (обмен данными, уведомление о планируемых событиях, миссии наблюдения, проведение демонстрационных испытаний).

7 сентября министр иностранных дел И.Иванов и госсекретарь США М.Олбрайт на встрече в Нью-Йорке в рамках «Саммита тысячелетия» приняли совместное «Заявление о реформе ООН». Стороны договорились искать пути расширения возможностей СБ ООН в предотвращении и урегулировании международных кризисов, усиления потенциала ООН в сфере миротворческих операций, включая развертывание воинских контингентов в зоне конфликтов, укрепления роли этой структуры в координации международных усилий по борьбе терроризмом, организованной преступностью и наркотрафиком, в организации всемирной информационной сети о природных и техногенных катастрофах.

Ведя дипломатическую борьбу против развертывания национальной ПРО США, Россия выдвинула инициативу по созданию глобальной системы контроля за распространением ядерного оружия и ракетных технологий. Это предложение вошло в итоговый документ окинавского саммита «большой восьмерки». 13 ноября президент РФ В.Путин предложил, чтобы Россия и США к 2008 г. сократили свои стратегические ядерные силы до уровня в 1500 боеголовок при условии, что Вашингтон откажется от планов развертывания НПРО. Согласно Договору СНВ-2, к этому сроку стороны должны иметь в своем арсенале не более 3000-3500 боеголовок на стратегических носителях.

На заседании Совместного постоянного совета Россия — НАТО (СПС) 5 декабря в Брюсселе министр обороны И.Сергеев предложил создать международную систему спасения экипажей подводных лодок и боевых надводных кораблей, терпящих бедствие. НАТО приняла эту идею. Однако до ее реализации еще далеко: сторонам необходимо договориться о механизме мониторинга, унификации узлов, чтобы обеспечить совместимость российских и западных спасательных средств. Россия будет участвовать во всех учениях НАТО, где намечена отработка операций по спасению экипажей военных кораблей. И.Сергеев повторил российское предложение о нестратегической ПРО для Европы как альтернативе национальной ПРО США. Оно предусматривает определение характера и масштабов угрозы распространения ОМУ для Европы, разработку общеевропейской системы ПРО, составление графика ее создания и развертывания. Было решено отложить детальное обсуждение этого вопроса до выяснения позиции новой американской администрации.

Продолжением российско-американского диалога по вопросам стратегической стабильности стало подписание двустороннего Меморандума о заблаговременном уведомлении о пусках баллистических ракет. Это соглашение министр иностранных дел И.Иванов и госсекретарь М.Олбрайт подписали 15 декабря в Брюсселе, где проходило заседание СПС Россия — НАТО на уровне глав внешнеполитических ведомств.

1 сентября Б.Клинтон объявил решение оставить на усмотрение следующего президента США вопрос о развертывании системы национальной ПРО. Победа на президентских выборах республиканца Дж.Буша делает минимальными шансы на то, что новая администрация откажется от одного из ключевых положений своей программы. И, конечно, на это не может существенно повлиять резолюция в поддержку сохранения Договора по ПРО, которую в ноябре приняла большинством голосов Генеральная ассамблея ООН (инициаторы документа — Россия, Китай и Белоруссия). Однако не исключен вариант, когда США снизят радикализм заявленных целей, хотя пока говорить об этом не приходится.

Новый вице-президент Р.Чейни заявил 17 декабря, что администрация Б.Клинтона неправильно вела дела с Россией, предоставив ей фактически право вето в вопросе о НПРО, и подтвердил, что администрация Дж.Буша будет развертывать эту систему при поддержке своих союзников. Схожее заявление сделала и К.Райс. К.Пауэлл, назначенный на пост госсекретаря, заявил, что Россия и Китай не рассматриваются США как враги или противники, но и стратегическими партнерами Вашингтона они не могут считаться.

Нетрудно заметить, что большая часть российской политической и военной элиты довольно откровенно стремилась способствовать тому, чтобы А.Гор не победил на президентских выборах (наряду с помилованием Э.Поупа — именно после прояснения ситуации с исходом выборов — можно отметить и то, что раскрутка «американской версии» гибели АПК «Курск» российскими официальными лицами, а также СМИ, прекратилась после того, как победа республиканского кандидата стала, наконец, очевидной). Здесь ставка делается на то, что у России после победы республиканцев с их приоритетом национальных интересов над глобалистскими задачами появляется определенный шанс более четко осознать свою национальную ответственность и начать пересматривать ту иждивенческую и приспособленческую философию, которой нередко грешила политика России в 90-е годы.

В то же время именно республиканцы в ходе предвыборной кампании наиболее активно использовали тему российской коррупции. В середине сентября 12 конгрессменов-республиканцев распространили доклад «Путь России к коррупции», в котором подвергли резкой критике политику администрации Клинтона в отношении России за игнорирование ею огромных масштабов коррупции в нашей стране. Персональным объектом нападок стал А.Гор, которому припомнили, как он отверг доклад ЦРУ, раскрывавший некоторые компрометирующие факты о деятельности В.Черномырдина.

Несомненно, что политика США в отношении России при новой администрации останется по своей природе двухпартийной, и не стоит надеяться на естественное продолжение традиции, по которой прорывы в отношениях между Вашингтоном и Москвой происходили именно при республиканцах. Эта традиция действовала во времена Советского Союза с его рычагами влияния на ситуацию в мире, большинство которых теперь утрачено. Одной из проблем, которая при Дж.Буше, наверняка, будет вызывать большие, чем при Б.Клинтоне трения между Россией и США, станет отношение к т.н. «проблемным странам», ранее именовавшихся «странами-изгоями». Поэтому России следует активнее убеждать Запад в том, что она стремится вывести их из изоляции, вернуть их в мировое сообщество, но самой при этом думать о том, как не потерять в этих странах имеющиеся у нее позиции. В частности, на Кубе многое из того, что было поспешно оставлено Москвой, успешно перехватывается западноевропейскими государствами и Канадой. Частичное ослабление США экономического эмбарго Кубы — лишь одно из свидетельств набирающей силу тенденции, которую более консервативные республиканцы могут затормозить, но не остановить. Она заключается в том, что Вашингтон все больше ощущает непродуктивность политики изоляции неугодных стран. Нет никаких гарантий того, что в эпоху глобального переустройства и стихийного формирования новых полюсов силы в этом «черном списке» не появятся новые государства, и США будут только проигрывать от своего бескомпромиссного подхода.

Первые заявления ключевых фигур новой администрации настраивают на то, что она будет проводить жесткий курс в отношениях с Россией. Это не означает, что непременно возобладает конфронтационный подход, но и рассчитывать на уступки и легкость достижения компромисса в спорных вопросах Москве не приходится. Судя по всему, Дж.Буш будет значительно более трудным и неуступчивым партнером, чем его предшественник. С другой стороны, он чужд той опекунской роли, которую взяла на себя администрация Б.Клинтона в отношении России, и не будет вмешиваться в каждое решение Кремля. Возвращение реализма в отношения России и США, о котором говорят советники Дж.Буша, избавит стороны от опасности оказаться в плену несбыточных надежд. Победа Дж.Буша на президентских выборах и сохранение республиканского большинства в конгрессе отдаляют перспективы ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерного оружия (республиканцы считают, что невозможно проконтролировать его соблюдение), сулит еще более острую борьбу между РФ и США по вопросу о развертывании ПРО. Команда Дж.Буша разрабатывает новую стратегическую концепцию, которая предусматривает переоценку роли сил ядерного сдерживания, глубокие сокращения стратегических ядерных вооружений США и РФ, пересмотр Договора по ПРО или выход из него в случае невозможности договориться с Москвой, развертывание национальной ПРО США.

Однако вопросами безопасности, контроля над вооружениями и отношениями с третьими странам сфера конфликтующих российских и американских интересов далеко не исчерпывается. Недовольство США тем, что нынешнее руководство России пытается ограничить и сбалансировать американскую гегемонию, может уже в скором будущем проявиться в практических шагах новой вашингтонской администрации, особенно в том, что касается интеграции нашей страны в мировую экономику и ее институты. Республиканская администрация выступает против предоставления России международной финансово-экономической помощи под предлогом того, что Москва сначала должна навести порядок в собственном доме. Справедливость подобных претензий едва ли может вызывать возражения, однако оборотной стороной такой постановки вопроса является то, что он может служить сигналом зарубежным инвесторам воздержаться от инвестиций в Россию, пока там не будут созданы надлежащие условия, а это уже прямой удар по российским интересам, по усилиям В.Путина и М.Касьянова привлечь в страну иностранный капитал.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Соединенные Штаты Америки

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх