новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Азиатское направление

АЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В прошедшее полугодие Россия проводила активную политику на азиатском направлении, стремясь придать новый динамизм своим отношениям с ведущими державами региона — Китаем, Японией, Индией, Турцией, а также ключевыми региональными структурами — АСЕАН, АТЭС. Наиболее важные политические соглашения были достигнуты с Пекином и Дели. Во время визита В.Путина в Китай 17-18 июля была согласована общая позиция по вопросу о ПРО. На осенней сессии ГА ООН Россия и КНР вместе с Белоруссией выступили инициаторами резолюции за сохранение Договора по ПРО. В совместном Заявлении по ПРО, подписанном в Пекине В.Путиным и председателем КНР Цзян Цземинем, стороны определили намерение США развернуть систему национальной ПРО как «стремление к одностороннему военному превосходству и преимуществу в сфере безопасности». Они предупредили США об ответных мерах, если те пойдут на нарушение Договора по ПРО. Россия солидаризировалась с Китаем в осуждении планов США создать региональную систему ПРО ТВД в Восточной Азии и включить Тайвань в эту систему обороны.

Лидеры РФ и КНР подписали также Пекинскую декларацию, которая предусматривает стратегическое взаимодействие двух стран в решении международных проблем, в числе которых формирование многополярного мира и сохранение глобальной стабильности, укрепление прерогатив СБ ООН в вопросах поддержания мира и безопасности. Россия и Китай обязались сотрудничать в борьбе с национальным сепаратизмом, религиозным экстремизмом и трансграничной преступностью. Пекин получил поддержку Москвы в «тайваньском вопросе».

Российско-китайские контакты показали, что Москва не собирается списывать в архив концепцию баланса сил и что она считает Китай одним из основных своих партнеров в поддержании баланса сил и интересов на мировой арене. Очевидно, что блокирование двух стран идет по линии противодействия американской гегемонии в мировых делах, хотя Пекин не забывает подчеркивать, что его взаимодействие с РФ не направлено против третьих стран.

Отношения с Японией оставляют желать лучшего, что показал визит Президента В.Путина 3-5 сентября, а также московские переговоры на уровне министров иностранных дел в ноябре. Одним из показателей того, что Токио не доволен итогами визита российского Президента, стал разгоревшийся сразу после него шпионский скандал, когда по подозрению в передаче секретных сведений работнику Посольства РФ был арестован сотрудник Управления национальной обороны Японии.

В то же время ноябрьский визит в Токио министра обороны РФ И.Сергеева и достигнутые в ходе его договоренности о развитии сотрудничества между оборонными ведомствами призваны были показать, что Москва не хочет допускать застоя в отношениях с Японией. Российский министр выразил отрицательное отношение своей страны к усилиям по созданию региональной системы ПРО в Восточной Азии, заявив, что подобные действия способны подтолкнуть другие государства к созданию более совершенных систем наступательных вооружений.

В ходе визита в Индию 3-6 октября Президент В.Путин подписал с премьер-министром А.Ваджпаи Декларацию о стратегическом партнерстве двух стран. Россия и Индия сталкиваются с общим вызовом со стороны международного терроризма и исламского фундаментализма в Центральной Азии. В Декларации они обязались не создавать и не участвовать в альянсах и вооруженных конфликтах, направленных против одной из сторон. Выступая 4 октября в индийском парламенте, В.Путин особо выделил два обстоятельства: первое — российско-индийские отношения имеют стабильную основу, носят долговременный стратегический характер и не подвержены внешним влияниям, между РФ и Индией никогда не было вражды; второе — необходимо объединение усилий в борьбе против терроризма, который имеет общие корни — одни и те же организации и лица стоят за актами терроризма на пространстве, простирающемся от Филиппин до Косово. Всего в ходе визита было заключено около 10 соглашений о сотрудничестве в различных областях.

Судя по всему, Москва не оставила идею создания геополитического евразийского треугольника Россия — КНР — Индия. Однако российско-китайские переговоры показали, что Пекин придерживается прежней позиции: он — за многополярность, но против выстраивания осей и треугольников в противовес США. Очевидно, что Китай стремится избежать конфронтации с Вашингтоном несмотря на столкновение интересов в различных областях. США — основной источник иностранных инвестиций и технологий для Китая, и сокращение такой поддержки привело бы к серьезным экономическим потерям для него.

Переговоры с ведущими государствами АТР показали, что России пока не удается решить проблему диверсификации торгово-экономических связей. К визиту В.Путина в Индию была завершена подготовка 132 совместных проектов — главным образом в сфере высоких технологий, космических исследований и энергетики. На смену традиционной двусторонней торговле, где большая часть приходилась на бартерные операции, должно прийти торговое сотрудничество в новых областях — информационных технологиях, биотехнологиях, атомной энергетике, программном обеспечении и других наукоемких технологиях. На 2000 г. стороны запланировали выйти на рубеж в 2 млрд. долл. по объему двусторонней торговли и хотят увеличить его в ближайшие годы до 5 млрд. долл.

Торгово-экономическое сотрудничество РФ и КНР явно отстает от политического взаимодействия двух стран. Годовой объем двусторонней торговли составляет менее 6 млрд. долл., что в два-четыре раза ниже уровня, который Москва и Пекин определили в качестве цели — они рассчитывали выйти на уровень 10-20 млрд. долл. к 2000 г. Хотя Россия и Китай — соседи, экономически КНР гораздо сильнее связана с США. В ходе визита В.Путина в КНР было подписано девять двусторонних соглашений, в том числе — межправительственные соглашения о сотрудничестве в политической сфере, в области образования, в банковской сфере, о совместных энергетических проектах, в частности, о сооружении в Китае экспериментального реактора на быстрых нейтронах. С целью упорядочить миграцию трудовых ресурсов было заключено соглашение о временной трудовой деятельности российских и китайских граждан на территории двух стран.

Переговоры М.Касьянова в Китае 3-4 ноября показали, что в торгово-экономической сфере сторонам с большим трудом удается переводить принципиальные договоренности в конкретные соглашения. Как деликатно заметил российский премьер, Китай не трудный, но особый партнер — легче согласовать общую цель, чем идти к ее реализации. Сейчас из 122 межправительственных соглашений большая часть не работает. Сотрудничество в области космоса заморожено, а экспорт продукции российского машиностроения сократился на две трети.

Россия занимает 11-е место в списке внешнеторговых партнеров КНР, а Китай — 6-е место в числе российских партнеров. И не только стоимостные показатели этих связей между двумя странами не могут радовать Москву и Пекин. Нынешняя структура торговли с Китаем не отвечает интересам России: только 5% объема российского экспорта приходится на машины и оборудование, остальное — сырьевые товары. Едва ли картину может изменить решение КНР закупить три российских гражданских самолета «Ил-96» — это лишь символический жест доброй воли. В ближайшие 15 лет Китай планирует приобрести около 800 самолетов и, несмотря на попытки РФ закрепиться на китайском рынке гражданской авиатехники, отдает предпочтение европейским и особенно американским авиалайнерам.

В результате визита М.Касьянова было подписано и согласовано 14 двусторонних соглашений и протоколов. В сфере экономического сотрудничества — это межправительственные соглашения, касающиеся торговли (заключено на ближайшие 4 года), геологических работ, ядерной энергетики, использования недр и лесных ресурсов, прокладки транспортных и энергетических коммуникаций. В 2000 г. торговый оборот между РФ и КНР ожидается в размере 7 млрд. долл., через 5 лет стороны хотят выйти на ежегодный уровень в 25 млрд. долл.

Благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и газ подталкивала Россию к продвижению своих энергетических проектов в Азии. В рамках визита В.Путина в Индию глава «Газпрома» Р.Вяхирев подписал контракт стоимостью 2,5 млрд. долл. о разделе продукции по проекту газодобычи в индийском секторе Бенгальского залива. Россия и Китай договорились продолжить переговоры о строительстве газопровода из Восточной Сибири в Китай. Одно из наиболее крупных соглашений, заключенных в ходе поездки М.Касьянова в Пекин, — о поставках нефти и природного газа в КНР и Республику Корея из месторождений в Иркутской области и о прокладке трубопровода с Сахалина. Достигнуто принципиальное соглашение о строительстве нефтепровода от месторождений в Томской области в Китай для транспортировки 20-30 млн. т нефти в год. Он должен войти в строй в 2005 г., но остается нерешенным вопрос о цене. Китай хочет получать нефть по ценам ниже мировых, а Россия еще не определилась, соглашаться ли на такие условия. Другой масштабный проект — строительство железнодорожной магистрали с территории Корейского полуострова через Северо-Восточный Китай на Дальний Восток РФ — был подписан в декабре.

Другим важным направлением концентрации внешнеполитических усилий России в Азии было расширение военно-технического сотрудничества, борьба за местные рынки вооружений. Подписанные в Дели в октябре контракты оцениваются в 3 млрд. долл. Индия является одним из основных зарубежных покупателей российской военной техники, ее армия примерно на 70% оснащена вооружениями российского производства. Вице-премьер И.Клебанов и индийский министр обороны Дж.Фернандес подписали в октябре соглашения о продаже Индии более 300 танков Т-90С, зенитно-ракетных комплексов «С-300», систем залпового огня «Смерч», лицензии и технической документации на производство 150 многоцелевых истребителей «Су-30 МКИ», тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» (он должен быть передан Индии в 2002 г. после модернизации на российских верфях и закупки ею полка корабельных истребителей «МиГ-29К»).

В рамках упоминавшегося визита М.Касьянова в Китай были продолжены переговоры по контракту, который предусматривает продажу 4-6 самолетов дальнего радиолокационного обнаружения «А-50Е» (каждый стоит примерно 200 млн. долл.). Шансы на заключение этой сделки увеличились после того, как Израиль под нажимом США был вынужден аннулировать готовившееся соглашение о поставках Китаю своей авиационной системы типа АВАКС. В результате Пекин согласился на предложение Москвы по закупке российского аналога. На стадии заключения находится соглашение о продаже Китаю двух эсминцев проекта «956Е» на сумму 1 млрд. долл. Россия пытается привлечь Китай к участию в финансировании спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС в обмен на предоставление возможности ее использования китайской стороной.

Попытка усилить проникновение на турецкий рынок военной продукции была предпринята во время визита М.Касьянова. Анкара планирует израсходовать в ближайшие 25-30 лет 100-150 млрд. долл. на техническое оснащение своих вооруженных сил. Россия готова продавать Турции все разрешенные к экспорту виды вооружений, включая различные модификации зенитно-ракетных систем «С-300», тяжелую бронетехнику и военную электронику. Пока объем российского военного экспорта в эту страну не превышает 200 млн. долл. в год, хотя еще в 1997 г. была достигнута принципиальная договоренность об увеличении в несколько раз закупок российского оружия. И в ходе этого визита турецкое руководство избегало брать на себя конкретные обязательства, ограничиваясь обещанием «развивать сотрудничество с Россией в области оборонно-промышленного комплекса» и дипломатично уклоняясь от конкретного обсуждения самого крупного из потенциальных контрактов — о поставке 150 ударных вертолетов на общую сумму 4-4,5 млрд. долл. Россия предлагает свои вертолеты «Ка-50-2», оснащенные израильской авионикой. Турция, судя по всему, держит российское предложение как запасной вариант на случай, если не удастся договориться о приемлемых условиях продажи вертолетов с американской компанией «Bell-Textron». Отказ от американских вертолетов в пользу российских был бы откровенным вызовом США, чего Турция стремится избежать. Военно-техническое сотрудничество сдерживает не только конкуренция со стороны США, но и то, что геополитические интересы Москвы и Анкары сталкиваются в Закавказье и Средней Азии, которые они рассматривают как естественную сферу своего влияния.

Саммит АТЭС. Интеграции России в азиатское экономическое пространство было посвящено участие российской делегации, которую возглавлял Президент В.Путин, в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС), проходившем 15-16 ноября в Брунее. Для достижения этой цели Россия продолжит курс на либерализацию экономики, радикальное сокращение экспортных пошлин и нетарифных ограничений. Как следует из выступления В.Путина на форуме, Россия не прочь стать «энергетическим мостом» для транспортировки своих энергоресурсов в АТР. Стремление США ускорить темпы либерализации экономики стран региона, особенно в сфере электронной торговли (продажа товаров и услуг через Интернет), и начало нового раунда глобальных переговоров в рамках ВТО натолкнулись на возражение России, Малайзии, Южной Кореи и некоторых других участников форума. Мотивы США очевидны — как самая мощная держава региона они больше других получат преимущества в случае снижения или устранения национальных ограничений государствами региона в сфере «новой экономики», основанной на современных информационных технологиях.

Москва рассчитывает сначала завершить переговоры о вступлении в ВТО — предположительно к концу 2001 г., чтобы принятие состоялось в 2002 или 2003 г. Если переговоры по либерализации торговли в рамках ВТО начнутся до присоединения РФ к этой организации, тогда перспективы членства в ней будут отдалены на неопределенное время. Вступление в ВТО, по словам министра экономического развития и торговли Г.Грефа, сказанным в ходе саммита АТЭС в Брунее, должно облегчить доступ российской продукции на зарубежные рынки, но обострит проблему защиты агросектора от иностранной конкуренции.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Азиатское направление

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх