новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Смена власти в Югославии

СМЕНА ВЛАСТИ В ЮГОСЛАВИИ

24 сентября в Югославии прошли президентские выборы, в результате которых С.Милошевич был вынужден уйти с поста президента. Попытки сфальсифицировать результаты выборов чуть было не поставили страну на грань вооруженного конфликта. Запад признал победу лидера демократической оппозиции В.Коштуницы, не дожидаясь подведения официальных итогов, и призвал Россию сделать то же самое. Замешательство Москвы в определении победителя выборов сделало ее уязвимой для обвинений в том, что она до последнего поддерживала С.Милошевича, заставило ее перестраиваться на ходу, чтобы не оказаться в хвосте событий. Министру иностранных дел И.Иванов, прибывшему в Белград 6 октября с посреднической миссией, пришлось поздравлять с победой лидера оппозиции В.Коштуницу и договариваться с прежним югославским лидером о бескровной передаче власти.

Власти Черногории бойкотировали голосование. Еще до выборов президента СРЮ руководство Черногории предупредило, что не признает их итогов. Президент М.Джуканович заявил, что Подгорица будет проводить самостоятельный от Белграда курс. Тем не менее, Черногория согласилась обсуждать с Центром вопрос об изменении отношений между двумя республиками СРЮ, требуя, чтобы ее особый статус, который существует де-факто, был узаконен.

Новые власти Югославии определили для себя три главные задачи своей внешней политики: нормализацию отношений с Черногорией; урегулирование проблемы Косово — возвращение края в состав Сербии; восстановление полноправного членства Югославии в международном сообществе. По словам В.Коштуницы, он намерен «проводить разумную и трезвую политику, не привязывая страну ни к Западу, ни к России. Политику делового сотрудничества на здравых основах». Белград стремится прежде всего нормализовать отношения с объединенной Европой, особенно с соседними странами ЕС — Грецией, Италией, Францией и Германией. Именно оттуда он ожидает притока инвестиций. Тяжелая экономическая ситуация не оставляет иного выбора, как обращаться за экономической помощью к Западу и ставить вопрос о реструктуризации внешней задолженности страны.

12 октября США отменили экономические санкции против СРЮ (остаются в силе запреты в отношении С.Милошевича и его окружения — въездные визы, арест счетов и т.д.). На неформальной встрече в Биаррице (Франция) 14 октября ЕС принял решение о снятии экономических санкций против СРЮ, предоставлении ей срочной финансовой помощи. Евросоюз собирается выделить около 2 млрд. долл. на восстановление югославской экономики — по 300 млн. долл. ежегодно в течение 7 лет.

Не успели стихнуть торжества по поводу победы демократии в Югославии, как обозначились первые контуры противостояния нового югославского режима и Запада — из-за ситуации в Косово и в долине Прешево (где действуют вооруженные отряды албанских сепаратистов, а федеральные власти согласно Кумановским соглашениям 1999 г. могут держать лишь полицейских с табельным оружием). Белград добивается права вернуть свои войска в демилитаризованную зону на административной границе Сербии и Косово и на сербско-албанскую границу. Он (как и Москва) выступил против проведения муниципальных выборов в Косово, которые все-таки состоялись в ноябре и были организованы ооновской администрацией. Несмотря на замену Б.Кушнера Г.Хеккерупом на посту руководителя международной администрации в Косово, в ее деятельности сохраняется прежняя линия на подготовку края к переходу на самоуправление. Тревожным признаком становится и то, что и ООН в лице генсека К.Аннана ведет речь о конституционном устройстве Косово, не особенно считаясь с мнением Белграда. Прикрываясь знаменем ООН, Запад ведет дело к тому, чтобы на месте нынешней союзной Югославии создать «рыхлую» конфедерацию в составе Сербии, Черногории и Косово.

Новые югославские власти, несомненно, будут ориентироваться прежде всего на Европейский Союз — только объединенная Европа может предоставить в необходимом объеме инвестиции, кредиты и технологии для экономического восстановления страны. В число же приоритетов США спасение экономики СРЮ не входит. Россия хотя и является крупнейшим поставщиком энергоносителей в Югославию, с экономической точки зрения не столь привлекательный партнер, как ЕС.

Однако и для новых югославских властей Москва является во многих вопросах стратегическим союзником, в поддержке которого Белград будет нуждаться. Об этом свидетельствует визит нового президента СРЮ в Россию в конце октября, вскоре после его переговоров с ЕС и визита в Боснию. В.Коштуница не может исключать возможности того, что силы, стоящие за С.Милошевичем, попытаются в будущем взять реванш. Поэтому для него важно иметь хорошие отношения с РФ, не дать конкурентам повода для обвинений в развале связей с Россией. Посредничество Москвы может понадобиться и в трудном диалоге с Черногорией, власти которой, судя по всему, взяли стратегический курс на отделение от Сербии (что, впрочем, не исключает его корректировки в сторону смягчения радикализма требований Подгорицы). Без поддержки Москвы новый режим не сможет обойтись в политической борьбе с Западом за возвращение Косово в состав Сербии. Здесь Россия остается самым последовательным и убежденным союзником Югославии, для нее выход Косово из СРЮ, если он будет легализован, — крайне опасный международный прецедент в контексте событий в Чечне.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Смена власти в Югославии

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх