новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Международное положение России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ

В Послании, с которым Президент РФ обратился к Федеральному Собранию 8 июля, прозвучало признание того, что позиции России на международной арене в значительной степени ослаблены. В.Путин особо выделил две угрозы — попытки геополитического передела мира в ущерб интересам рос­сийского государства и зависимость РФ от благосклонности лидеров мировой экономики.

Москва активно использовала ситуацию, возникшую в связи с президентскими выборами в США. Даже сама необычность нынешних выборов объек­тивно сыграла на руку России, ибо неубедительность победы Дж.Буша-младшего (юридической, но не фактической) может хотя бы на первых порах отразиться на восприятии в мире американской гегемонии, а значит, и дать нашей стране необходимое время для накопления внешнеполитического ресурса.

Ужесточение политики России в отстаивании своих интересов в отношениях с США проявилось в решении расторгнуть соглашение Гора-Черно­мырдина 1995 г., по которому наша страна обязалась не заключать больше оружейных контрактов с Тегераном. Сейчас Россия намерена возобновить поставки Ирану обычных вооружений, включая дизельные подводные лодки, танки и современные системы артиллерии.

В ответ на расторжение соглашения США пригрозили ввести экономические санкции против России. Недовольство Вашингтона вызвано в первую очередь тем, что продажа подводных лодок класса «Кило» позволит Ирану держать под контролем и — в случае кризиса — перекрыть стратегически важный Ормузский пролив.

Россия отвергла американские угрозы, заявив, что будет сама выбирать себе партнеров. Развивая отношения с Ираном, Ираком, Ку­бой, Россия показывает, что хорошо усвоила урок, преподанный Западом на Балканах и в связи с расширением НАТО, и что может не менее решительно пользоваться его же тактикой — выслушивать возражения западных партнеров, но поступать по-своему.

Благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и газ позволила России несколь­ко ослабить зависимость от МВФ и Всемирного банка, расплачиваясь по внешним долгам, не прибегая к новым заимствованиям. Резкое падение цен на нефть в декабре служило предостережением, что благоприятные условия могут в любой момент измениться. 21 де­кабря М.Касьянов заявил, что если тенденция снижения цен продолжится, Россия будет вынуждена вновь обращаться за кредитами к МВФ, чтобы выплатить 3 млрд. долл. по внешним долгам в 2001 г.

Расставание с иллюзиями о «стратегическом партнерстве» с США нашло отражение и в усилиях Москвы по отмене режима санкций против Ирака. За десять лет действия санк­ций Россия, по словам министра иностранных дел И.Иванова, потеряла 30 млрд. долл. упущенной выгоды, не считая «замороженного» иракского долга в размере почти 6 млрд. долл. Визит в Москву 28-29 ноября Т.Азиза показал, что Россия будет укреплять отношения с государствами, которые США относят к «проблемным режимам» и политику которых они хотели бы продолжать контролировать, тем более если это можно делать под прикрытием мандата ООН. Одним из инструментов такого контроля, по мнению К.Райс, ставшей советником президента США по национальной безопасности, является ПРО. Выступая 16 ноября на конференции «Национальная стратегия и потенциал в условиях меняющегося мира» в Арлингтоне, она заявила, что ПРО — необходимая часть военного ресурса страны, чтобы сдерживать гегемонистские амбиции таких государств, как Ирак, чьи интересы, ценности и намерения враждебны США.

Выход из международной изоляции крупнейших держав Среднего Востока, коими являются Иран и Ирак, способен в перспективе создать дополнительное напряжение для США, переключить их внимание с вопроса о расширении НАТО в Европе к сколачиванию коалиции для контроля над ситуацией в регионе Персидского залива.

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ОТНОШЕНИЯ С ЗАПАДНЫМ МИРОМ В ЦЕЛОМ
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
ЕВРОПЕЙСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СМЕНА ВЛАСТИ В ЮГОСЛАВИИ
АЗИАТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
УРЕГУЛИРОВАНИЕ «КОРЕЙСКОЙ ПРОБЛЕМЫ»: РОССИЯ — КНДР — США

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Международное положение России

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх