новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Частичные успехи в борьбе с "олигархами"

ЧАСТИЧНЫЕ УСПЕХИ В БОРЬБЕ С "ОЛИГАРХАМИ"

Лишь частичными успехами завершились и попытки Президента ослабить влияние «олигархов». Они в определенной степени были оттеснены от механизма принятия политических решений, но сохранили огромную экономическую власть и широкие возможности лоббирования на уровне правительства. Более того, экспансия крупнейших монополий в новые отрасли и сферы экономики только усилилась (покупка компании ОНАКО Тюменской нефтяной компанией, расширение зоны влияния на рынке СМИ рекламного гиганта «Видео Интернэшнл», действующего в тесном контакте с «семейным олигархом» Абрамовичем и т.д.). Неудачей закончилась попытка В.Путина усилить государственный контроль над «Газпромом» путем направления на должность председателя директоров этой компании близкого к Президенту первого заместителя главы администрации Д.Медведева.

Понимая, что «кавалерийская атака на капитал» не удалась, В.Путин стал менять тактику. В сложной закулисной борьбе с «семьей» он сумел установить личный контроль над «Росвооружением», назначив руководителем этой компании своего доверенного представителя. Было объявлено о планах создания мощного государственного предприятия «Кремль» на базе Управления делами Президента с передачей ему значительных ресурсов.

Наиболее успешной следует признать борьбу В.Путина с «информационными олигархами» — Гусинским и Березовским. В конечном итоге к концу года оба они оказались в роли политэмигрантов, причем Гусинский даже был задержан испанскими властями по представлению Генеральной прокуратуры России. В результате этой борьбы Березовский потерял контроль над ОРТ, а «Медиа Мост» оказался под постоянным прессингом правоохранительных и налоговых органов, кредиторов.

Можно назвать три основные причины, предопределившие успех Президента в борьбе с «информационными олигархами». Во-первых, ни Гусинский, ни Березовский к моменту объявления «войны» не имели доступа к реальному сектору. Глава государства мог спокойно развивать наступление на них, не опасаясь последствий для национальной экономики. Во-вторых, к началу 2000 г. российские элиты политически уже консолидировались вокруг В.Путина и негативно относились к попыткам подорвать этот консенсус, сформировать некую новую оппозицию. Это обстоятельство поясняет, почему двум информационным олигархам так и не удалось получить поддержки элит. Нужно также отметить, что оба медиа-магната давно считались «наиболее слабым звеном» российской олигархии, поскольку, по разным причинам, нажили себе немало врагов, чем и воспользовались власти. Особенно успешной оказалась для них «Операция Бобков», в итоге которой были опубликованы архивы компромата, собранные в охранных службах «Медиа-Моста» и повергшие в шок элиту. Желание выступать в защиту Гусинского после этой акции явно снизилось. В-третьих, для общественного запроса на сильную власть, на волне которого В.Путин и был избран Президентом, были характерны сильные антиолигархические настроения. В этом контексте деятельность Гусинского и Березовского воспринималась как дестабилизирующая ситуацию и потому вызывала негативную реакцию. Поэтому, несмотря на большие усилия, «информационным олигархам» так и не удалось добиться мобилизации общественного мнения в свою поддержку.

Результатом поражения Гусинского и Березовского стало доминирование Кремля в информационном пространстве России. В перспективе это может стать важным фактором укрепления власти В.Путина при условии, если такое доминирование будет дополнено экономическим ростом.

 

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Частичные успехи в борьбе с "олигархами"

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх