новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | июль-декабрь 2000 г. № 14 | Основные тенденции внутриполитического развития

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

После инаугурации 7 мая Владимир Путин начал решительные действия, направленные на радикальное изменение прежней системы властных отношений. Деятельность главы государства в решающей степени определяла направленность политического процесса в России во второй половине 2000 г.

На политическую линию Президента определяющее влияние оказывали два противоречивых фактора. Во-первых, чрезвычайно благоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура (цены на нефть доходили до 34 долл. за баррель), позволявшая правительству концентрировать дополнительные ресурсы для проведения активной социальной политики. Это стимулировало положительные ожидания патерналистски ориентированных слоев населения. Последние расширились за счет присоединения некоторых переходных групп, также рассчитывающих на помощь государства. Мощная поддержка главы государства снизу ограничивала перспективы любого политического оппонирования Президенту. В настоящее время оппозиция как организованная сила фактически не существует. Все эти обстоятельства предоставляли В.Путину широкие возможности для политического маневрирования, позволяли откладывать непопулярные решения.

Во-вторых, сохранялась неоднородность «коалиции Путина», в которую входят представители так называемой «семьи», выходцы из спецслужб, которые пришли в высшие эшелоны власти вместе с В.Путиным, и либералы, традиционно влиятельные в экономическом блоке правительства. Каждая из этих групп по-разному представляла будущее России и себя в этом будущем.

Наиболее активной и влиятельной была, разумеется, «семья», которая связывала с новым Президентом надежды и чаяния предшествовавшего периода. В глазах «семьи» В.Путин виделся, прежде всего, хранителем статус-кво ельцинской эпохи.

Либералы воздействовали на ситуацию не столько как самостоятельные политические субъекты, сколько как представители различных финансово-промышленных группировок (включая ту же «семью»), рассчитывавших на расширение поля рыночной экономики и нового гаранта продолжения реформ, сближающих Россию с транснациональным миропорядком, требующим свободного перемещения товаров, услуг и рабочей силы.

Офицеры спецслужб, остающиеся для нового Президента «референтной группой», т.е. хранителями ценностей и ориентаций, сформировали «программатику» режима — его представления о желаемом будущем и о возможных компромиссах, которые следует и необходимо заключить с остальными элитными группировками для реализации основной идеи. Эта идея состояла, в первую очередь, в том, чтобы возродить Россию как великую державу, играющую достойную роль в мировой политике, имеющую своих клиентов и оппонентов, в игре которых спецслужбы могли принять достойное участие.

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх