новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1995 г. № 3 | Тенденции политической регионализации

ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ

Несмотря на внешний эффект "акции устрашения", каковой стала для российских республик война в Чечне, этот конфликт, бесспорно, усилил недоверие регионов к федеральному Центру.

Недовольство регионов "умиротворением Чечни" проявилось в однозначно негативных оценках, данных действиям Кремля рядом региональных лидеров (Ингушетии, Дагестана, Татарии, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, Марий Эл, Мордовии, Карелии, Калмыкии, Якутии, Тувы, Бурятии, автономных национальных округов и областей Сибири), в прозвучавших в январе на чебоксарском совещании республиканских лидеров Поволжья и Сибири требованиях восстановления института Совета глав республик и созыва Конгресса народов России, на котором предполагалось осудить проводимую национальную политику и т.д.

Особенно показательны в этой связи конфликты между Президентом и верхней палатой Федерального Собрания, тесно связанной с регионами. Президент был вынужден неоднократно игнорировать альтернативное мнение Совета Федерации по чеченскому вопросу. Более того, Б.Ельцин, принимая решение о вводе войск в Чечню, сделал этот шаг в явном противоречии с конституционными нормами, издав секретный указ и не внеся на утверждение верхней палаты решение о введении военного или чрезвычайного положения в Чеченской Республике, что необходимо для правового обоснования применения силы. Он и контролируемые им "силовые" министры отказались выступить перед Советом Федерации. В заявлении от 19 января сенат возложил на Президента всю ответственность за боевые действия на территории России, а затем неоднократно возвращался к обсуждению чеченской темы и дважды направлял в Конституционный Суд запрос о соответствии Конституции секретного указа Б.Ельцина о проведении силовых акций на территории ЧР и основанных на этом указе постановлений правительства, других распоряжений и приказов.

Под влиянием чеченских событий ныне продолжают обостряться этнополитические проблемы как в ряде северокавказских республик (Северной Осетии и Ингушетии, Адыгее, Карачаево-Черкесии), так и по всей России (в связи с попытками предотвратить возможные террористические акции чеченцев). Ухудшились отношения между местными органами законодательной и исполнительной власти, поддерживающими позицию и действия соответственно Федерального Собрания или Президента.

Регионы стремятся расширить возможности воздействия на политику федерального Центра. В первом полугодии 1995 г. заметное место в российском политическом процессе занимала борьба вокруг вопроса о региональных квотах представительства в Государственной Думе, о соотношении числа депутатов, избираемых по мажоритарным округам и по партийным спискам. Достигнутый компромисс (партии имеют право включить в федеральный список лишь 12 кандидатов, остальные проводятся по региональным партийным спискам) мало кого устраивает и, скорее всего, Закон о выборах депутатов Госдумы вновь станет предметом обсуждения Думы нового состава.

Об усилении влияния региональных лидеров свидетельствуют приостановление администрацией Приморского края деятельности правительственной комиссии, направленной 11 апреля в Приморье по распоряжению А.Чубайса для проверки использования средств федерального бюджета, и поддержка, которую получило от Совета ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" требование приморского губернатора Е.Наздратенко пересмотреть вопрос о демаркации российско-китайской границы.

Обратили на себя внимание и такие факты, как заявление главы Калининградской администрации Ю.Маточкина о том, что указ Президента РФ о социально-экономическом развитии области является "основанием для заключения с территориями договоров, аналогичных подписанному между .Россией и 1 атариеи , а также принятие в конце мая Верховным советом Республики Хакасия конституции, которая провозглашает ее государством в составе РФ.

Вполне правдоподобным выглядит предположение, что отношения между Центром и регионами, между федеральной и региональными политическими элитами после завершения чеченского конфликта сохранят напряженный характер и что говорить об окончательном предотвращении угрозы распада России еще рано. События в Буденновске могут стать катализатором нового витка напряженности между Центром и регионами.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1995 г. № 3 | Тенденции политической регионализации

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх