новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1995 г. № 3 | Поиски путей реинтеграции на постсоветском пространстве

ПОИСКИ ПУТЕЙ РЕИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

На этом направлении ситуация для России складывалась неоднозначно. Заметным позитивным событием стало заключение в ходе поездки министра обороны России в Ереван российско-армянского договора "О российской военной базе в Армении" сроком на 25 лет. Договор, как отмечается, не направлен против третьих стран и имеет целью обеспечение безопасности внешних границ СНГ. Он является первым подобным документом не только в короткой истории Содружества, но и в истории российской государственности. Договор будет автоматически продлеваться каждый раз на 5 лет, если у сторон не возникнет разногласий. Аналогичный договор о военных базах готовится с Грузией, хотя этот процесс осложняется наличием проблем, связанных с урегулированием абхазо-грузинского конфликта. Однако соглашение о военном сотрудничестве, в том числе в сфере подготовки кадров, было подписано во время пребывания П.Грачева в Тбилиси.

Весьма примечательным событием стал референдум в Белоруссии. Подавляющее большинство избирателей республики высказалось за придание русскому языку равного статуса с белорусским (около 85%), а также за экономическую интеграцию с Россией (свыше 80 /о). Как показывают опросы общественного мнения, большинство белорусов сегодня согласилось бы и на политическое сближение или даже объединение с Россией. Кроме того, завершился первый этап создания таможенного союза двух государств. Политические силы в России, выступающие за более тесную интеграцию в СНГ, получили в свои руки дополнительные аргументы.

В истекший период продолжался сложный российско-украинский диалог, сопровождавшийся обсуждением перспектив развития отношений с Украиной в российских политических кругах. Согласно договоренностям, достигнутым в Киеве в марте 1995 г., общая сумма задолженности Украины России определена в 2,5 млрд. долл. Рассчитываться по этим обязательствам украинской стороне придется в течение десяти лет, причем к контролированию погашения долгов будут подключены и международные финансовые институты. Все это поможет Киеву получить кредиты от МВФ, представители которого уже выразили готовность выделить ей более 1,85 млрд. долл. С учетом же предоставленных Россией в 1992-1993 гг. государственных кредитов общая задолженность Украины составляет около 5 млрд. долл. 17 мая под председательством Б.Ельцина состоялось специальное совещание по этим вопросам. Оно высказалось за стратегическое партнерство с Украиной. В то же время было отмечено, что "такие отношения станут реальностью лишь тогда, когда будет найдено приемлемое для России решение вопросов, связанных с Черноморским флотом".

Сам президент Украины Л.Кучма заявил 27 апреля, что основным фактором, ухудшающим отношения России и Украины, является проблема Черноморского флота и вообще Крыма, оговорив при этом, что "весь в целом Севастополь под военно-морскую базу России мы отдать не можем".

Прошедшие в начале июня российско-украинские переговоры в Сочи все же ознаменовались достижением договоренности по Черноморскому флоту. Суть ее состоит в следующем: 1) российский ЧФ и ВМС Украины базируются раздельно; 2) основная база и штаб ЧФ находятся в Севастополе; 3) ЧФ использует объекты флота в Севастополе и другие пункты базирования и места дислокации корабельного состава, авиации, береговых войск, объекты оперативного, боевого, технического и тылового обеспечения в | Крыму; 4) правительства сторон урегулируют имущественные вопросы раздела и подпишут соответствующие соглашения с учетом ранее достигнутой договоренности о разделе имущества 50% на 50% и др.

Вместе с тем, нельзя исключать возникновения сложностей в процессе реализации соглашения по ЧФ, а, следовательно, и новых трении в российско-украинских отношениях.

В контексте российско-украинских отношений весьма примечателен и визит на Украину 10-11 мая президента США Б.Клинтона. Он стал выражением не только политической поддержки США нынешнего руководства Украины, но и намерений американской стороны расширить масштабы экономической и финансовой помощи. Б.Клинтон вновь подтвердил готовность предоставить Украине только в 1995 г. 250 млн. долл. кредитов, а также добиваться увеличения западной помощи до 4 млрд. долл. Американский президент охарактеризовал конфликт между Киевом и Симферополем как сугубо внутреннее дело Украины и поддержал

стремление последней к сохранению территориальной целостности. В этой связи бросается в глаза определенная эволюция в позиции Украины по вопросу расширения НАТО. Если раньше упор делался на то, что это приведет к новому расколу в Европе, то сейчас акцентируется неизбежность движения НАТО на восток.

Немаловажным событием стал визит в Москву президента Туркмении С.Ниязова. Стороны заявили о своем твердом намерении установить стратегическое партнерство во всех сферах. Было подписано более двух десятков межправительственных соглашений, в том числе о сотрудничестве в области Т ЭК,

предусматривающее создание совместной акционерной компании по разработке месторождений углеводородного сырья на территории Туркмении. Россия впервые заключила соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве до 2000 г. с одной из стран СНГ. Москва надеется на помощь Туркмении в урегулировании конфликта на таджикско-афганской границе. Обсуждались также вопросы правового режима использования природных ресурсов Каспийского моря. При этом Россия вновь подчеркнула необходимость совместного освоения Каспия во всех сферах.

Проблема совместного использования ресурсов подробно рассматривалась на конференции "Правовой статус Каспийского моря и перспективы сотрудничества прикаспийских государств",

прошедшей 19 мая в столице Казахстана. На ней вновь выявились существенные различия в позициях расположенных в данном регионе государств. Россия и в довольно большой степени Иран придерживаются мнения, что Каспию надо придать статус закрытого моря с соответствующими ограничениями прибрежных территориальных вод и рядом других последствий. Иными словами, налицо стремление России и Ирана продолжать практику известных договоров 1921 и 1940 гг. между двумя странами. Внутриконтинентальные государства - Казахстан, Туркмения и Азербайджан - настаивают на статусе Каспия как озера, что позволяет определить и соответствующие размеры прибрежных полос. Согласия на конференции найти не удалось. Особенно непримиримую позицию занял Азербайджан. Решено продолжить дискуссии.

Значение для экономических и геополитических интересов России зоны Каспийского моря совершенно очевидно: часть постсоветского "Юга" - Азербайджан, Казахстан, Туркмения -могут образовать третий в мире по масштабам добычи нефти регион после Сибири и Персидского залива. Суммарные морские запасы в районе Каспийского моря достигают 10 млрд. тонн нефти и 6 млрд. кубометров газа. Разворачивается острая борьба вокруг транспортировки каспийской нефти, причем США все более активно выступают за прокладку нефтепровода в обход России, т.е. из Баку через Армению или Грузию и Турцию. При этом доля американских компаний в консорциуме западных стран, подписавшем "контракт века" с Азербайджаном об освоении нефтяных месторождений, достигает уже 45 /о, в то время как доля российской ЛУКойл -10%. Правда, недавно азербайджанская операционная компания по разработке шельфа Каспия обратилась к ЛУКойл с просьбой подготовить в мае проект транспортировки ранней нефти с месторождений Азери и Чираг. Баку намерен в 1996-98 гг. экспортировать до млн. т ранней нефти в год.

В рассматриваемый период продолжались российско-азербайджанские переговоры о дальнейшей судьбе Габалинской радиолокационной станции. По мнению специалистов, станция, до сих пор находящаяся на балансе Минобороны РФ, не может прекратить свою работу, ибо без нее невозможно нормальное функционирование стратегических систем вооружений. Не исключено, что РЛС получит статус российской военной базы, единственной на территории Азербайджана. Условия сдачи станции в аренду России разрабатываются.

В истекшие месяцы не раз имели место всплески антироссийской кампании в государствах Прибалтики. Поводом, в частности, послужило заявление министра иностранных дел А.Козырева о том, что Россия вправе прибегнуть к силовым акциям в целях защиты прав русскоязычного населения. На проходившей 20 мая сессии Совета государств Балтийского моря министр вновь выразил "серьезную обеспокоенность" Москвы продолжающейся практикой нарушения прав русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. По его словам, эта проблема выходит за рамки региона и имеет общеевропейское значение. К тому же Россия выделила из бюджета на 1995 г. 10 млрд. рублей на поддержку соотечественников в странах СНГ и Прибалтики. Эти средства предназначены на приобретение учебников и книг на русском языке, открытие центров русской культуры, а также на оказание гуманитарной помощи.

Лидеры прибалтийских государств продолжали выступать на международных форумах с инсинуациями по поводу "опасности новой внешней политики" России. Так, эстонский президент Л.Мери обратился в Совет Европы с просьбой оказать Молдавии всяческую поддержку в деле немедленного и безоговорочного вывода российских войск из этой республики, а также не допускать вхождения России в Совет, пока она не начнет соблюдать общепризнанные международные нормы в области прав человека и демократии. Латвия вновь продемонстрировала свой суверенитет и государственную дееспособность, варварски уничтожив многоэтажное здание радиолокационной станции в Скрунде.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1995 г. № 3 | Поиски путей реинтеграции на постсоветском пространстве

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх