новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1995 г. № 3 | Новые тенденции в политике Запада и интересы Российского государства

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИКЕ ЗАПАДА И ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Надо прямо сказать, что Запад избегал чрезмерного ужесточения позиции в отношении России, стремясь сохранить

определенные рычаги воздействия на дальнейшее развитие внутриполитической ситуации в стране, ее поведение в международных делах. Политический диалог был достаточно интенсивен, о чем свидетельствуют приезд многих западных лидеров на празднование 50-летия Победы, проведение российско-американской встречи в верхах в мае 1995 г., а также участие Президента Б.Ельцина в очередной встрече лидеров "большой семерки" 16-17 июня 1995 г. в Галифаксе.

Вместе с тем усиливался нажим на Россию по таким вопросам,

как ирано-российское сотрудничество в ядерной области, расширение НАТО, урегулирование боснийского кризиса. Кроме того, налицо явная активизация политики Запада в отношении Украины и государств Прибалтики. В июне подписаны соглашения между ЕС и прибалтийскими странами, предусматривающие ускорение их приема в Союз.

Ужесточение политики Запада дало о себе знать и в ходе российско-американских переговоров в верхах и встречи "большой семерки" в Галифаксе. На российско-американских переговорах, как известно, наша страна пообещала изъять из своего контракта с Ираном военный компонент, но выполнить его "мирную" часть. По мнению некоторых российских экспертов и политиков, вопрос о поставке Тегерану газовых центрифуг, имеющих однозначно военное значение, окончательно отпал. Нельзя, однако, пройти мимо заявлений представителей Минатома РФ, в которых подчеркивалось, что российская сторона никогда и не планировала продавать подобного рода центрифуги Ирану. Тем не менее, Россия дала обязательство не заключать новых контрактов о продаже Ирану вооружений и "связанных с ними предметов". В свою очередь, США намерены поддерживать участие России в качестве государства-учредителя в многосторонних переговорах по новому режиму контроля за торговлей оружием и технологиями двойного назначения. И все же достаточной ясности по поводу перспектив ядерного сотрудничества России с Ираном не наблюдается. Представители Минатома намерены подписать новые контракты с Тегераном на строительство еще трех энергоблоков на АЭС в Бушере на общую сумму около 2 млрд. долл.

В Москве было согласовано совместное российско-американское заявление о принципах создания "тактических" систем ПРО. В нем подтверждается, что договор по ПРО ни в коем случае не будет подвергнут сомнению или ревизии. Россия выразила готовность начать переговоры по уточнению конкретных технических параметров, которые отличали бы стратегические системы от "тактических". Москва пообещала также подписать индивидуальную программу "Партнерство во имя мира", хотя сроки этого не уточнялись. В целом же взаимопонимания по проблемам расширения НАТО на Восток достичь не удалось. 30 мая Россия заявила, что готова подключиться к "Партнерству", но это будет "условное присоединение", если НАТО не примет решения о расширении альянса. В противном случае участие России в программе будет приостановлено.

Как явствует из печати, в Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ не испытывают восторга по поводу некоторых российско-американских договоренностей, опасаясь, в частности, что Вашингтон будет в состоянии уже в следующем году приступить к развертыванию на континентальной части США мобильных комплексов ПРО на театре военных действий. Беспокойство военных вызывает и тот факт, что все чаще мероприятия оперативной и боевой подготовки Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО проводятся с привлечением армий Польши, Венгрии, Чехии и Словакии, что способствует их интеграции в военные структуры Североатлантического союза еще до официального вступления в альянс. Отмечается устойчивая тенденция к повышению секретности общей направленности стратегических и командно-штабных учений ОВС НАТО и изменений, вносимых в концепции их боевого применения. Главное для России в такой ситуации, считают многие военные, - создание мощных группировок войск по периметру западных границ РФ, даже если при этом потребуется пересмотреть выделенные Москве квоты по Договору об ОВСЕ.

Стороны пришли к выводу о необходимости вступления в силу Договора СНВ-2 и продолжения дальнейших переговоров о сокращении стратегических ядерных вооружений. Однако перспектива ратификации данного договора нынешним составом Государственной Думы выглядит проблематичной, несмотря на обещание руководства Думы и Президента Б.Ельцина.

Тем не менее, двойные стандарты в поведении США, попытки нажима на Россию по-прежнему сохраняются. Вопреки договоренностям с американской стороной, РФ пока не допущена к Договору о режиме нераспространения ракет и ракетной технологии (РКРТ), хотя она полностью следует ему. Нельзя исключать и новых коллизий в отношениях с США из-за российско-бразильских космических контактов. Американская печать уже обвиняет Россию в контрабандной продаже Бразилии ракетных технологий двойного назначения. Кроме того, в середине июня палата представителей приняла решение увеличить до 3,8 млрд. долл. ассигнования на разработку систем ПРО, потребовав от администрации Б.Клинтона придерживаться так называемого "широкого толкования" Договора о ПРО, в соответствии с которым его положения не должны распространяться на "наиболее многообещающие" системы противоракетной обороны. Одновременно заморожено выделение средств на программы помощи в демонтаже ядерных вооружений в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине до тех пор, пока в России не будут прекращены работы по созданию биологических вооружений. Серьезные разногласия возникли и в связи с реализацией известного контракта о закупке в России 500 т высокообогащенного урана на сумму в 12 млрд. долл., поскольку американская сторона требует снижения цены в 1,5-2 раза.

Что касается состоявшейся в середине июня очередной встречи лидеров "большой семерки" в Канаде с участием Президента Б.Ельцина, то российская сторона придавала особое значение решению весьма болезненной для нее проблемы выплаты внешнего долга, а также принятию в международные торговые организации -ВТО, ГАТТ и др.

По данным российских специалистов, на настоящий момент сумма внешнего долга России составляет примерно 120 млрд. долл., из них 28 млрд. приходится на членов Лондонского клуба, и 40 млрд. - Парижского. При этом львиная доля падает на долги бывшего СССР (34,8 млрд. долл.). В начале июня страны - члены Парижского клуба подписали соглашение с Россией об отсрочке очередной выплаты долга, согласно которому предполагается погасить в 1995 г. 1,1 млрд. долл. вместо 8 млрд. Однако это не облегчит каким-либо заметным образом финансовое бремя РФ. Достаточно сказать, что полученная недавно первая часть кредита МВФ (1,2 млрд. из общей суммы 6,5 млрд.) полностью ушла на обслуживание внешнего долга. В целом же на эти цели в бюджете страны на 1995 г. предусмотрено выделить 6,4 млрд. долл.

Именно поэтому российская сторона и до встречи в Галифаксе, и в ходе нее отстаивала свою инициативу о долгосрочной (на 25 лет) реструктуризации внешнего долга, а также о назревшей потребности принять ее в Парижский клуб в качестве полноправного члена. Основания для этого существуют, поскольку Россия выделяет многомиллиардные кредиты на развитие третьих стран, особенно членов СНГ. По предварительным оценкам некоторых российских экспертов, Российская Федерация уже сегодня может предъявить другим государствам долговые обязательства на сумму свыше 80 млрд. долл., хотя иногда называется и сумма более 100 млрд.

После завершения встречи в Галифаксе российские официальные лица заявили, что "практически удалось" договориться с лидерами "семерки" о реструктуризации долга. Однако это явное преувеличение, поскольку в документах данное обязательство не зафиксировано, и речь идет лишь об обещаниях оказать содействие России в решении этой проблемы. Такими же обещаниями лидеры Запада ограничились и в вопросах присоединения России к международным торговым организациям и Парижскому клубу. Известно, что на ближайшие три года приходится пик выплат по долгам бывшего СССР (17-18 млрд. долл.). Очевидно, пришло время выступить с предложением о списании хотя бы части внешней задолженности России, как это имело место с Польшей в начале 90-х гг.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1995 г. № 3 | Новые тенденции в политике Запада и интересы Российского государства

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх