новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Россия: от формального федерализма к "самососредоточению" республик

РОССИЯ: ОТ ФОРМАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА К "САМОСОСРЕДОТОЧЕНИЮ" РЕСПУБЛИК

В сфере национально-государственного строительства воплощением либеральной модели стала концепция Федеративного договора. В основе ее - положение о трехтипности субъектов федерации -национально-государственных, национально-территориальных и административно-территориальных. В формальном отношении различия между ними в документах договора касаются лишь внешних признаков их устройства: республики, в отличие от других, имеют собственный Верховный Совет, Верховный суд, Президента, символику. Набор же реальных прав, как предполагалось, будет для всех одним и тем же. На самом же деле чисто формальные и, на первый взгляд, лишь условные различия чрезвычайно органично сочетаются с тенденциями "самососредоточения" республик и выпадения их из общего государственного порядка. А уход от Конституции делает центральную власть беспомощной перед упрямством отдельных субъектов: Чечня и Татария вообще отказались подписать договор, а Башкирия настояла на включение в него особых протоколов. Таким образом, становится очевидным, что "размягчение" федерации означает не замену старых структурных связей государства на новые, а попросту их уничтожение.

Одновременное сосуществование в границах РФ образований, на часть из которых распространяются общие регламентирующие нормы, а другая часть активно и пассивно их саботирует, ведет к распаду правового федерализма. Налицо разрастание правового вакуума: все субъекты федерации начинают рассматривать договор как условность, понимая, что их ответственность - вторична, в первую очередь спросят с Чечни и Татарии. Прямым следствием этого является дезинтеграция всех институтов, обеспечивавших нормальное политическое, экономическое, национальное, социальное и, наконец, личностное взаимодействие в государстве.

Наиболее же красноречиво результаты либерального экспериментирования проявились в экономической сфере. Обнищание России - это не просто ослабление мощи государства, снижение уровня жизни людей, это еще и политический фактор, прямым образом влияющий на все стороны федеративной системы и национальные отношения.

Разлом единого экономического пространства России наметился еще летом-осенью 1991 г. Выразилось это в ограничениях, устанавливавшихся местными властями по своему усмотрению, на вывоз сырья и товаров и введении "новых правил" розничной торговли. Инициатором подобных мер стала Москва, ограничившая возможность покупки товаров в магазинах для приезжих (сначала торговлю вели по паспортам, затем по так называемым "визитным карточкам"). Введение подобных правил по всей России положило начало "самососредоточению" регионов, и отныне эта тенденция стала определяющей в их отношениях с Центром и друг с другом.

Создалась серьезная угроза для реализации федеральных программ (в области обороны, безопасности и правопорядка, внешнеэкономической деятельности, налоговых служб, судопроизводства, науки, образования). Фактически одноканальную систему сбора и перечисления налогов в бюджет ввели Чечня, Башкирия, Татария. Якутия и Карелия заключили специальные договоры с Минфином РФ, по которым, они формально перечисляют налоги, но реально 90% дохода, собираемого с их территорий, возвращается им же в виде субвенций. Эти деньги даже не отсылаются в Москву.

Что касается других регионов, то только 31 из 89 в 1993 г. дал налоговый сбор не ниже среднего уровня. Менее 30% от среднего уровня составляет этот показатель у 11 регионов (республики Северного Кавказа, Тува, Калмыкия). Всего же по итогам 1993 г. в федеральный бюджет поступило 40% дохода, 60 - осталось у территорий. Неудивительно, что это позволило выполнить федеральные программы лишь на 67%.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Россия: от формального федерализма к "самососредоточению" республик

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх