новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Национально-эволюционная модель российского будущего

НАЦИОНАЛЬНО-ЭВОЛЮЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОГО БУДУЩЕГО

Эта модель пока не сформулирована концептуально и целостно. В основах своих политически она была осмыслена в работах русских эмигрантских мыслителей Г.Федотова и И.Ильина. Сегодня ряд ее элементов закреплен в программных документах национально-ориентированных партий и движений. Во всех вариантах этой модели присутствуют принципиальные положения: а) в критических условиях примат интересов государства над интересами личности; б) понимание того, что Россия может являться субъектом истории только в качестве добровольного союза исторически заселявших ее народов; в) форма государственного устройства России должна отличаться от западных демократий; г) единство геополитического пространства и историческая самобытность многих евразийских народов могут быть сохранены только в рамках гибкой и добровольной "империи"; д) объединяющим началом здесь должны выступить идеология и психология коллективизма (соборности) и гармония различных конфессиональных начал.

Опираясь на эти постулаты, попытаемся прорисовать контуры альтернативной государственной политики России в современных условиях, как она представляется различными лидерами "радикал-государственной" ориентации.

Экономическая политика должна включать в себя:

  • восстановление жесткого государственного контроля над базовыми отраслями экономики наряду с наличием трудовой частной собственности (китайский вариант);
  • жесткую политику государственного регулирования цен и доходов;
  • ликвидацию криминального экономического сектора и изъятие собственности у его "отцов";
  • "закрытие" экономики в разумных пределах от западной экспансии (в противном случае иностранный капитал просто "задавит" отечественное производство);
  • возвращение всех нынешних крупноиндустриальных "частных" предприятий их коллективным владельцам - трудовым коллективам (тезис последовательно развивается В.Белоцерковским);
  • восстановление полного контроля над денежным обращением в стране;
  • прекращение обвального спада производства и стабилизацию экономики.

Социальная политика включает:

  • преодоление "взрывного" социального разрыва между маргинальными социальными группами посредством экспроприации криминальной собственности;
  • полное восстановление социальных гарантий всем слоям общества (в сферах образования, культуры, социальной защиты);
  • пресечение и ликвидацию организованной преступности на основе чрезвычайного уголовного законодательства;
  • создание корпоративно-производственной системы профсоюзов, включающей в себя работников и предпринимателей;
  • социальную поддержку "дотационных" производств и регионов;
  • полную гарантию трудовой частной собственности, сбережений, всех форм личного (частного) имущества;
  • участие профсоюзов в формировании центральных социальных фондов и распоряжении ими.

В области государственной политики предполагается:

  • установление режима интегрально-корпоративной демократии (это и не "президентская", и не "парламентская" республики);
  • реальное закрепление за регионами их прав в качестве субъектов федерации при "жестком" обеспечении единства действия общефедеральных законов;
  • замена карманной многопартийности многообразием форм демократии (производственной, местной, корпоративно-интегральной);
  • частичная смена верхушки центральных и региональных элит, замешанной в коррупции;
  • построение новой вертикали власти, в которой широкие полномочия региональных властей сочетаются с возможностью их смены из центра в случаях нарушения Конституции и законов;
  • принятие новой Конституции и формирование новой структуры власти на основе интегрально-корпоративной демократии. В международной сфере:
  • за счет пресечения утечки капиталов из России концентрация ресурсов на достижение полной или частичной реинтеграции постсоветского пространства;
  • четкое формулирование собственных национально-государственных интересов России и жесткое их отстаивание в политическом диалоге с Западом;
  • разрыв геополитической блокады России, вызванной распадом СССР и сознательной политикой западных держав;
  • "балансирование" во внешней политике между "новыми" и "старыми" друзьями, при четком понимании того, что Россия и Запад останутся историческими антагонистами;
  • постепенное и "неявное" освобождение от финансовой и экономической зависимости;
  • воссоздание геополитического паритета с Западом за счет образования "мягкой" добровольной "империи" (США, Китай, Япония, ЕС и сегодня являются "мягкими империями");
  • полное восстановление обороноспособности страны как политический приоритет;
  • заключение новых геополитических союзов (Россия - Китай, Россия - Япония, Россия - Германия) с тем, чтобы ослабить зависимость от США;
  • разработка новой скоординированной военной и внешнеполитической доктрины.

Безусловно, существующие структуры власти не готовы взять на вооружение подобную доктрину. Но это не означает, что такие силы не имеются сегодня или не появятся завтра. Означенные контуры национально-эволюционной доктрины не знаменуют собой возвращение в "коммунистическое" прошлое. Напротив, это дорога в будущее, позволяющая сохранить Россию как историческое государство. Но для этого потребуется кардинальный пересмотр прошлого и настоящего страны, формулирование российской национальной идеи и доктрины ее реализации.

На наш взгляд, борьба названных двух подходов и будет определять будущее России. "Центризму" в этой раскладке политических сил, к сожалению, места нет.

России настоятельно необходим отказ от радикал-либерального курса, ибо в противном случае ее уже в ближайшее время ждет крах, прекращение существования в качестве независимого исторического государства. При явной неспособности нынешней власти к перемене политического курса не исключено, что реализацию программы национального спасения сможет взять на себя "третья сила", имеющая для этого необходимые ресурсы и готовая к проведению политики национального самосохранения.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Национально-эволюционная модель российского будущего

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх