новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Две модели будущего политического развития России

ДВЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Сегодня среди властных политических кругов России исключительно моден "центризм". Центризм, на наш взгляд, может рассматриваться как направление (форма, тип) политики, ставящей своей целью постепенность проведения реформ в условиях социальной стабильности и в интересах основных слоев общества. Ныне "официально" о своей приверженности центризму заявляет большинство действующих на политической арене сил. Это и "Демократический выбор России" (Е.Гайдар), "ДемРоссия" (Л.Пономарев, Г.Якунин), ПРЕС (С.Шахрай), "Яблоко" (Г.Явлинский), КП РФ (Г.Зюганов), АПР (М.Лапшин), "Женщины России" (А.Федулова), даже ЛДПР (В.Жириновский). Как апофеоз политики "центризма" следует рассматривать подписание, по инициативе президента, "Договора об общественном согласии".

Однако, на наш взгляд, победа политической линии центризма сегодня невозможна. Она еще могла иметь успех сразу после августа 1991 г., но никак не после октября 1993 г. Соответственно, и участь "Договора об общественном согласии" незавидна. Политика центризма в нестабильном, расколотом обществе, в условиях нарастающего тотального кризиса просто не будет востребована. Об этом свидетельствует поражение "Гражданского союза" и РДДР на декабрьских выборах 1993 г. Да и новые "центристы" - различные партии социал-демократической окраски - обречены на неудачу.

Прогрессирующая маргинализация общества, развал прежних социальных связей обеспечивают перспективы "радикализма", левого - "радикал-либерального" направления, либо правого - "радикал-государственного" свойства. Уже сегодня в реальной жизни радикал-либерализм включает в себя "Демократический выбор России", "ДемРоссию" и "Демсоюз". Сюда же примыкает думская фракция Б.Федорова. К радикал-государственному направлению тяготеют ЛДПР, КП РФ, АПР, "Женщины России", парламентские лидеры В.Исаков, С.Бабурин, П.Романов и другие. Не исключено, что в ближайшее время к образующемуся радикал-государственному спектру политики ("Держава" А.Руцкого, "Согласие во имя России" В.Зорькина) примкнут РОС и РНЕ.

Все остальные политические движения, скорее всего, будут размыты. В ПРЕС уже сегодня явно просматривается эволюция в сторону "государственников-охранителей". "ЯБЛоко" эволюцио-низирует в направлении радикал-либерализма. Другие политические силы - Республиканская партия (В.Лысенко), Демократическая партия (Н.Травкин), РДДР (Г.Попов), "Гражданский союз" (А.Вольский), новоявленные социал-демократы (от А.Яковлева до М.Горбачева) - будут вообще вытеснены из политической жизни. Что касается Б.Ельцина, то, стремясь сохранить личную власть, он встанет на ту или другую сторону "политической дуги" (скорее, после "колебаний", в ряды радикал-государственников).

И в том, и в другом лагерях будут усиливаться тенденции фашизации как стремления к террористическим методам в политике. Однако эта тема заслуживает самостоятельного рассмотрения. Проанализируем ключевые установки радикал-либерального и радикал-государственного спектров политической жизни.

Все многообразие прогнозов на будущее страны можно свести к двум мегаполитическим моделям - революционно-западнической (радикал-либеральной) и национально-эволюционной (радикал-государственной).

Первая модель сегодня просматривается в деятельности и целевых установках Президента и поддерживающих его радикал-демократических (радикал-либеральных) сил. Вторая - излагается многочисленными оппозиционными движениями. Попытаемся экстраполировать обе эти модели на ближайшее российское будущее.

Радикал-демократический вариант "революции" в России имел: а) свои заявленные (объявленные) цели; б) недекларированные ориентиры; в) неожиданные и непрогнозировавшиеся результаты.

Политические цели были намечены диссидентским движением и перекликались с установками Р.Пайпса, З.Бжезинского, Г.Киссинджера, Р.Никсона и других. Выразителями этих взглядов в годы "перестройки" стали А.Сахаров и "ДемРоссия" в целом. Впоследствии к ним примкнул Б.Ельцин, который использовался "демократами" как "знамя", "таран" для сокрушения коммунизма.

Экономические цели "революции" в России были сформулированы Д.Саксом и "чикагской школой" экономистов. В рамках "шоковой" терапии они полностью были заимствованы Е.Гайдаром и его "командой".

Конкретные политические задачи этого течения:

  • идеологически дискредитировать и разгромить "коммунизм" (было достигнуто достаточно быстро в период "горбачевской" гласности, объем антикоммунистической литературы вырос в 1987-1990 гг. примерно в сто раз);
  • уничтожить консоли тоталитарной государственности - КПСС (задача решена в августе-ноябре 1991 г.) и систему Советов (задача решена в октябре 1993 - марте 1994 г.);
  • выстроить "новую президентскую" вертикаль власти, переподчинив ей силовые структуры государства и используя ее в качестве независимого "от народа" рычага построения "цивилизованного общества" ("капитализма") (задача решена в октябре-декабре 1993 г.);
  • опираясь на вновь сформированные рычаги президентской власти, "задавить" национально-патриотическую оппозицию ("ком-муно-фашистов"), убрать ее с легальной политической сцены (в ходе декабрьских выборов 1993 г. задачу удалось решить лишь частично);
  • опираясь на "помощь" Запада, проводить определяемый им "неоккупационный" курс (доктрина А.Янова).

Конкретные социальные и экономические задачи:

  • в целях "реформ" освободиться от республик Союза ССР (задача решена в декабре 1991 г. путем развала СССР);
  • через "освобождение" цен и поощрение торгово-посредни-ческих спекуляций перераспределить "шоковым" образом денежную массу - обесценить вклады и трудовые доходы, создать криминально-торговый капитал (задача решена к концу 1992 г.);
  • создать "третий" класс как основу "процветания" страны (задача не решена и при нынешней политике не может быть решена);
  • передать "общественную" собственность в частные руки ("ваучеризация") (задача решена частично, с 1995 г. планируется "новый" этап ее реализации);
  • создать дифференцированную социальную структуру - "богатых" и "бедных", резко сократив социальные гарантии государства (задача находится в процессе решения).

Хотелось бы подчеркнуть, что радикал-демократами эти цели никогда не провозглашались систематизированно, хотя фрагментарно "проговаривались" в их публичных выступлениях. Напротив, внимание населения акцентировалось на других ценностных установках - "демократии", "свободе", "гражданских правах" и т.п.

"Сакральные", недекларированые ориентиры политики радикал-демократов:

  • понимание, но замалчивание того, что копирование западной модели приведет к полной зависимости от ведущих держав;
  • осознание того, что развал Союза ССР и Советской Армии повлечет за собой резкое возрастание военно-стратегический уязвимости страны (это и "хорошо", поскольку-де Россия и Запад теперь будут "дружить");
  • закрывались глаза на то, что с распадом СССР в экс-союзных республиках могут установиться националистические, россияфоб-ские режимы;
  • замалчивание того, что провозглашение права всех наций и народов на образование самостоятельных, отделенных от России государств (доктрина А.Сахарова) будет угрожать целостности не только Советского Союза, но и собственно России;
  • безразличное отношение к "перераспределению" огромного геополитического пространства - "СССР" - в пользу "третьих" сил.

На наш взгляд, все это делалось без "злого" умысла в надежде на быстрые и щедрые плоды "демократии", чего нельзя сказать о вполне продуманной и последовательной политике ведущих западных держав.

Непрогнозировавшиеся результаты политики радикал-демократов:

  • оказалось, что насаждение "рыночной" экономики западного типа в условиях современной России приводит к разрушению основного производственного потенциала страны, криминализации власти и экономики, варваризации и люмпенизации костяка рабочей силы;
  • общество столкнулось с тем, что стране угрожает формирование фашистско-криминального режима вместо ожидаемой "демократии";
  • развал СССР и всех хозяйственных связей в рамках Союза, установление в бывших его республиках этнократических режимов ведут к затяжным межнациональным и гражданским войнам, что грозит геополитической катастрофой;
  • явно обнаружился "эгоизм" западных держав, стремящихся превратить часть распадающегося единого в прошлом геополитического пространства в зону собственных интересов;
  • "неожиданное" осознание того, что стихия распада СССР и возможных крупномасштабных конфликтов реально ставит под вопрос сохранение статус-кво в Европе и во всем мире.

И здесь весьма трудно "винить" радикал-демократов. Это в основном люди, случайно пришедшие в политику, не понимающие, что происходит в стране и уже сегодня являющиеся по сути политическими банкротами. В перспективе их политика ведет к крупномасштабной гражданской войне в России, к ее оккупации, расчленению и колонизации.

 

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Две модели будущего политического развития России

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх