новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Чечня

ЧЕЧНЯ

События второй половины 1994 г. показали, что политический кризис в Чечне вступает в новую фазу.

Декларированная в 1991 г. руководством Чечни независимость определила дальнейшее развитие взаимоотношений. Нелегитимность грозненских властей, по понятным причинам, как бы оставалась вне поля зрения Кремля. Сложная ситуация в Москве и России в целом не позволила тогда осмылить происходящее, и режим получил возможность закрепиться и приобрести устойчивость. Последовательно устраняя соперников, Дудаев все больше утверждался в качестве единоличного лидера. В отличие от большинства руководителей автономий, понимавших глубокую экономическую зависимость от РФ и так или иначе подтвердивших свою лояльность федеральным властям, он стремился продлить эйфорию суверенизации, продемонстрировав тем самым политический дилетантизм и неспособность к компромиссам. Экономический кризис в республике сопровождался резким падением уровня жизни и обострением криминогенной обстановки. Замахнувшись на политический суверенитет, дудаевская клика подводила под него материальную базу методом "национального мародерства" (термин Ж.Тощенко).

На этом фоне зрела оппозиция, формировавшаяся в условиях правового беспредела. Противники Дудаева во многом повторяли его методы, что способствовало проникновению в нее криминальных групп. Появление связующего органа - Временного Совета - породило надежду на консолидацию антидудаевских формирований. Позиция Москвы сразу же четко обозначилась: делать ставку на "здоровые силы в республике".

Борьба за власть в Чечне не затронула широкие массы населения. Необходимо было время для упрочения альтернативных органов власти и антидудаевских настроений в обществе. Это было возможно только с помощью федеральных ведомств, которая и была оказана. Отсутствие в Чечне яркого оппозиционного лидера не дало развиться этому процессу. Слишком очевидны были противоречия внутри коалиции. К августу стало ясно, что Временный Совет авторитетом не обладает, и единственным способом сохранения призрачного единства оппозиции стала эскалация вооруженного конфликта.

По сути дела и режим в Грозном, и Временный Совет начали разыгрывать "российскую карту". Дудаев, пытаясь объединить вокруг себя чеченцев, постоянно муссировал идею "российской угрозы", а его оппоненты убеждали Москву в слабости вооруженных формирований противника. Столкновения в сентябре-октябре 1994 г. продемонстрировали, что самостоятельно свергнуть режим Дудаева оппозиция не сможет.

В результате Хасбулатов и Автурханов активизировали попытки получить военно-техническую помощь из Центра. Но странное поражение Временного Совета 26-28 ноября показало, как минимум, что они не готовы к установлению контроля над всей территорией республики. Перед российским руководством вновь встала дилемма: либо признать легитимность режима Дудаева и наладить переговорный процесс, либо ликвидировать его силовыми методами, причем конституционная база для этого имеется. Всю серьезность положения осознал и Дудаев, предпринявший политический маневр, согласившись на особый статус Чечни в России: совместная оборона, совместная экономика, общее денежное и энергетическое пространство ("Известия", 10.12.94). Однако такое заявление было сделано уже в ходе наступления российских войск. Устранение Дудаева поставит в повестку дня целый ряд сложнейших проблем:

  • в условиях зимы подавить очаги вооруженного сопротивления и не допустить партизанской войны;
  • обеспечить хотя бы на минимальном уровне снабжение мирного населения продовольствием, топливом и медикаментами;
  • блокировать объединение враждующих тейпов против России, с одной стороны, и помочь их старейшинам найти формулу гражданского мира в Чечне, - с другой.

Будущее Чечни и всего Северного Кавказа во многом зависит от того, удастся ли российскому правительству сформировать такую Временную администрацию, которая понимает, что происходит, и будет иметь политическую волю и человеческую мудрость для выведения чеченского общества из тупика.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Чечня

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх