новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Распад этнического пространства русского народа

РАСПАД ЭТНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РУССКОГО НАРОДА

Разрушение структурных связей русского этноса сегодня проходит под воздействием как внешних причин, выражающих осознанную волю исторически противостоящих России сил, так и внутренних, часть из которых - следствие целенаправленного внешнего подрыва, а другая - порождена общим политическим, экономическим, социальным и духовным кризисом, отсутствием объединяющей идеи, различной ценностной ориентацией поколений, нигилизмом к истории и традициям (прежде всего - недавним советским) и др. Не последнюю роль играет и сам характер русского народа с его внутренним стойким протестом против всякого национализма, в том числе и собственно русского. Как писал Ф.М.Достоевский, русский человек "во Франции - француз, с немцем - немец, с древним греком - грек и тем самым наиболее русский". Именно эта черта, усугубленная семидесятилетним "разэтничиванием" и западническим космополитизмом "перестройки" ("общечеловеческие ценности", "возвращение в лоно цивилизации" и т.п.), в конечном счете обусловила нынешнюю болезненную стыдливость многих русских людей своей русскостью, ощущение национальной неполноценности, "некультурности", вины перед всеми.

Русофобия. В это понятие обычно вкладывают: 1) очернение исторического прошлого, отрицание позитивного вклада России в мировую историю и культуру; 2) отрицание нравственных ценностей русского народа, прежде всего патриотизма и подвижничества; 3) обвинение русских в создании и укреплении командно-административной системы и сталинизма; 4) трактовку современного кризиса национальных отношений как результата политики великодержавного русского шовинизма; 5) двойной стандарт при подходе к национальным интересам русских, с одной стороны, и остальных народов - с другой.

Со второй половины 80-х гг. русофобия буквально обрушилась со страниц романов и повестей, газет и журналов, без нее не обходились радио- и телепередачи. Традиционно святые для каждого русского человека имена Пушкина, Достоевского, Чайковского, Есенина обливаются грязью: Пушкин - развратник и сквернослов, Чайковский - гомосексуалист, Достоевский - растлитель малолетних... Даже при отсутствии доказательств невольно начинает закрадываться сомнение: а вдруг правда? Удар рассчитан точно - большинство юных граждан России вступает в жизнь с циническим пренебрежением к русской классической литературе, да и культуре вообще. Духовный мир молодежи формируется суррогатами западной массовой "культуры" со специфическим набором ценностей, моральных и жизненных установок.

Расчленение русского народа. Это наиболее острая и с некоторых пор популярная тема в российских средствах массовой информации, даже либеральной ориентации. Невзгоды русских людей, неожиданно для себя оказавшихся за границей, достаточно хорошо известны. К сожалению, недооценивается еще одна сторона проблемы - постепенная утрата ими национальной идентичности.

Вообще говоря, последнее характерно и для русских, живущих в России. В этом нет ничего удивительного, так как везде и всюду слово "русский" выходит из употребления: применительно к жителям России говорят "россияне" (а ведь русских здесь 82% - больше, чем во Франции французов); русских в Прибалтике, Средней Азии, на Кавказе, Молдавии называют не иначе, как "русскоязычные"; русская культура -"российская культура", или, в лучшем случае, "культура России" и т.п.

"Новые русские". Это химерическое явление, маргинальное по своей социальной природе, русофобское по ценностям и политическим интересам, пропагандируется и вталкивается в сознание людей как образец нового, "красивого", "цивилизованного" стиля жизни. "Новые русские" - не нация, хотя они имеют свой язык, состоящий из тюремно-местечкового и вестернизированного жаргона (кстати, недавно изданный словарь модных в этой среде терминов и выражений насчитывает почти 3 тысячи слов), свою "культуру", в которой не найдется места ни Пушкину, ни Чехову, ни Шекспиру, ни Флоберу. У них все особенное - мировоззрение, идеология, традиции и даже экономика. Несмотря на это, "новые русские" - это не этнический феномен, более того, они даже не претендуют на новую этничность. Называющие себя так греки, армяне, немцы, евреи отнюдь не забывают о своей природной национальности, но почему-то организованных жуликов и бандитов с Брайтон-бич именуют "русской мафией".

Опасность этого явления для русского народа состоит не только в его имманентной враждебности ко всему русскому, не только в разрыве этно-социальных, этно-демографических и других структурных связей, но также и в коварном способе дискредитации русской цивилизации.

Таким образом, помимо экономического и политического разделения русского народа все активнее нарастает процесс его духовного и культурного разъединения, что в совокупности влечет за собой утерю национальной идентичности.

Приходится констатировать полную потерю властного контроля за развитием современной этнополитической ситуации в России. Это проявляется:

1. Во все усиливающейся национальной атомизации общероссийского политического пространства, в превалировании узкопонимаемых этнических интересов над гражданскими, социальными, общегосударственными и пр. Как следствие этого - полная замена императивов межнационального сотрудничества императивами соперничества, рост этнической конфликтности.

2. В распаде структур, системообразующих федеративную государственность, а именно

  • в полном исчерпании управленческого потенциала Центра;
  • в расчленении федеральной структуры;
  • в размыкании федеральной экономики на региональном уровне, кризисе общегосударственной экономической политики;
  • в оформлении автономных и конкурирующих стратегических программ экономического и социального развития по линиям "Москва - регионы" и "республики - края и области";
  • в кризисе самой идеологии федерализма, в национал-сепаратизме и региональном сепаратизме.

3. В размывании и структурной деградации главного государствообразующего элемента - русского народа, травмировании его национального сознания, ревизии представлений о цивилизационной роли России, культивировании настроений национальной обреченности.

Каждое из этих явлений представляет собой не только частное выражение этнополитического кризиса, но содержание общего процесса распада российской государственности, катастрофического кризиса центральной власти, оказавшейся почти в полной социальной изоляции.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | второе полугодие 1994 г. № 2 | Распад этнического пространства русского народа

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх