новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1994 г. № 1 | Тенденции развития внутриполитической ситуации состояние общества и динамика общественных настроений

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА И ДИНАМИКА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАСТРОЕНИЙ

В целом в текущем полугодии шло дальнейшее углубление экономического и социального кризиса. Падение промышленного производства составило 26% (в мае - 29%) по сравнению с аналогичным периодом 1993 г. Это самый высокий показатель за весь период "реформ". Сокращение промышленного производства за 1991-1994 гг. составило свыше 50% всего его объема. Это более чем в два раза превосходит показатели сокращения промышленного производства в военные годы.

Складывается впечатление, что правительство не владеет хозяйственной ситуацией и является заложником экономической конъюнктуры, которая развивается сегодня стихийно. По оценке ряда ведущих экономистов, мы подошли к тому порогу, за которым может последовать лавинообразное разрушение всей хозяйственной системы страны. Если не принять экстренные меры по возврату экономики на путь гибкого государственного регулирования, то окончательный экономический крах может наступить в течение 4-6 месяцев. Принятые президентом "экономические" указы только подталкивают экономическую ситуацию к такому развитию.

Правительство Черномырдина не выработало собственной концепции хозяйственной политики. Несмотря на резкую критику Гайдара Черномырдиным, нынешнее правительство инерционно продолжает "монетаристскую" политику. Кабинет оказался в своего рода "западне". Продолжение "монетаристского" курса при видимом насыщении потребительского рынка в условиях инфляции в конечном счете ведет к хозяйственному краху. Отказ от этой политики и возврат к "жесткому" государственному руководству - к разрушению потребительского рынка и карточной системе. Этим противоречием и обусловливается безынициативная "спонтанная" политика нынешнего кабинета министров.

В нынешнем его составе нет достаточных интеллектуальных сил, нет необходимой политической воли для избрания "третьего", "китайского" пути, сочетающего трудовую частную инициативу ("микроэкономика") с гибким государственным регулированием. Для перехода на этот путь необходима изоляция теневых структур криминальной экономики, которые сегодня по существу и определяют хозяйственную политику. Политической же воли для коренного изменения хозяйственного курса и устранения реально властвующих криминальных сил не хватает сегодня ни Черномырдину, ни Ельцину.

Проводимая экономическая политика сегодня подошла к исчерпанию своих социальных ресурсов. "Монетаристская" политика, осуществляемая ранее Гайдаром, а сегодня - Черномырдиным, имеет два социально-опасных результата. Во-первых, в условиях инфляции "видимое" насыщение потребительского рынка предполагает постоянное сокращение реального потребления (оно уже сократилось в 1992-1994 гг. на 20-40% по ведущим потребительским товарам). Это ведет к абсолютному обнищанию целых слоев населения. Сегодня свыше 96 млн. человек (62 % от общей численности населения) относятся к категории "бедных" и "нищих" с месячным доходом соответственно ниже 60 тыс. руб. и 30 тыс. руб. на душу населения.

Во-вторых, ныне существующие "свободные цены" привели к подчинению потребительского рынка в крупных городах мафиозным структурам. Проводя достаточно сложные валютно-экспортные операции, эти структуры спекулятивно заинтересованы в экспорте сырья (основа правительственной коррупции) и импорте бросовых недоброкачественных продуктов питания. В результате разрушается собственная, отечественная промышленность, мы попадаем в продовольственную зависимость от Запада (уже сегодня рынок продуктов питания в Москве и Санкт-Петербурге в решающей степени зависит от импорта), из страны идет откачка сырья, и мафиозно-криминальные кланы, контролирующие экономику, продолжают обогащаться (их доходы, оседающие в западных банках, оцениваются от 10-15 млрд. долл. ежегодно).

Социальный результат всего этого - маргинализация общества, грозящая в самой недалекой перспективе социальным взрывом. Доходы 10 процентов наиболее обеспеченных только официально в 11 раз превышают доходы такой же доли наименее обеспеченных (по экспертным оценкам, такой разрыв составил 1:26), в то время как в конце 1992 г. это соотношение составило 7,5-8 раз, а в 1991 г. - 4,5 раза. По мнению ученых, когда такое соотношение превышает 1:10, то общество вступает в стадию, чреватую острыми социальными конфликтами. Увеличение минимальной заработной платы с 14,6 тыс. руб. до 19 тыс. руб. только "статистически" может улучшить картину, ибо количество работников, получающих минимальную зарплату, остается неизменным - 25 млн. чел.

Вследствие такой правительственной политики произошло усиление социальной конфликтности. Забастовки и акции протеста провели горняки, нефтяники, работники атомной промышленности и науки. Новым в этих социальных конфликтах явились требования об отставке правительства и досрочном переизбрании президента. Принятые правительством меры по погашению задолженности по зарплате носят отлагательный, паллиативный характер. Однако и бастующие трудовые коллективы сегодня бессильны кардинально изменить ситуацию, ибо правительство при массовом сокращении промышленного производства оказалось малочувствительным к забастовочному движению. Такая линия правительства крайне опасна, ибо все более увеличивается вероятность коллапсовидного соединения двух процессов - обвального краха промышленного производства и массовых народных выступлений, протестов трудовых коллективов, масс трудящихся, доведенных до грани простого физического выживания. Ныне предсказать политические следствия такого развития невозможно.

Повсеместно проявилась и другая тенденция - массовое отчуждение населения от власти. Свидетельство тому - выборы в региональные органы власти и органы самоуправления. Эта тенденция особенно сильна в крупных городах, где выборы просто провалились. Впервые за все годы "реформ" восстановилась та глубокая пропасть между "демократической властью" и народом, которая была характерна для коммунистического режима. Это явление требует тщательного осмысления, а его политические следствия могут быть самыми неожиданными.

Итак, в стране продолжают углубляться деструктивные процессы в экономике, социальной сфере, политике. Они носят стихийный характер, ибо существующие ныне ветви власти утратили способность влиять на них. В ближайшие 4-6 месяцев общество может вступить в фазу "взрывного", "выбросного" развития. Именно такой временной лаг остается у существующей ныне власти для того, чтобы адекватно осмыслить происходящее и радикально изменить собственную политику.


 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1994 г. № 1 | Тенденции развития внутриполитической ситуации состояние общества и динамика общественных настроений

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх