новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1994 г. № 1 | Итоги

ИТОГИ

За прошедшие полгода российскому государственному руководству не удалось переломить негативные для Российской Федерации тенденции в формирующемся "новом мировом порядке".

Во-первых, продолжился процесс вытеснения России из Европы. Постепенно значительная часть "буферной зоны", возникшей в Центральной и Восточной Европе, трансформируется в " санитарный кордон ", который страны Запада контролируют и на который оказывают определяющее влияние. Связи стран этого региона с государствами Североатлантического альянса приобретают институциональные формы.

Произошло определенное распределение ролей среди общеевропейских структур и отдельных членов НАТО. В то время как СБСЕ, НАТО, США сконцентрировали свое внимание и усилия на "цементировании" ситуации, возникшей в Восточной Европе после дезинтеграции Советского Союза, на поддержании политического плюрализма в пределах европейской части СССР, Турция попыталась распространить свое влияние на Балканы и Кавказ.

Соединенные Штаты выступают за рамочную европейскую внешнюю политику России, выход за границы которой с неизбежностью будет иметь негативные экономические и политические последствия для страны.

Во-вторых, доступ России как к сухопутным, так и морским международным транспортным коммуникациям продолжал ухудшаться. Сохранилась угроза потери контроля над потоками сырья, перекачиваемого в Европу по трубопроводам из Средней Азии и с Кавказа, в случае если будет реализован план прокладки новых нефтепроводов на средиземноморское побережье Турции. Последствием этого может быть потеря влияния Москвы как в указанных регионах, так и на Балканах.

В-третьих, Федеративная Республика Германия продолжала избавляться от синдрома страны, потерпевшей поражение. Ее экономическая мощь подкрепляется расширением политического влияния в сопредельных странах и отказом от военных лимитов и ограничений, навязанных государству после 1945 г. Уже в самом ближайшем будущем нельзя исключить усиления борьбы за доминирование в Европе под углом зрения старой дилеммы - "европейская Германия" или "германская Европа". Тем более что ФРГ уже приступила к проработке механизма формирования межгосударственного блока " континентальных держав" - в середине апреля 1994 г. в одном из чешских городков состоялась встреча глав государств Германии, Австрии, Венгрии, Польши, Словакии и Чехии.

В-четвертых, все чаще к процессам урегулирования на постсоюзных территориях стали привлекать третейских международных посредников.

В-пятых, несмотря на заключение соглашения России с ЕС и подключение к программе "Партнерство во имя мира", авторитет и влияние Москвы в мире снизились. Участники встречи семи наиболее развитых государств в Неаполе, пригласив президента Б.Ельцина к обсуждению политических проблем, не зафиксировали в итоговом заявлении давно ожидаемого Москвой положения о том, что Россия является страной с " переходной экономикой ", а также отложили решение об определении статуса России в Парижском клубе кредиторов. Правда, одновременно они обещали поддержать Россию в вопросе расширения ее доступа к финансовым ресурсам Международного Валютного Фонда. Такое решение должно быть принято на ежегодной сессии МВФ в октябре 1994 г. Впрочем, нет никаких гарантий, что это обещание будет выполнено.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1994 г. № 1 | Итоги

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх