новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1994 г. № 1 | Оттеснение России от Черного и Балтийского морей

ОТТЕСНЕНИЕ РОССИИ ОТ ЧЕРНОГО И БАЛТИЙСКОГО МОРЕЙ

За прошедшие месяцы 1994 г. сохранились тенденции оттеснения Российской Федерации от Балтийского и Черного морей и усложнения судоходства. Финляндия намерена, в полном соответствии с международным правом, расширить границы своих территориальных вод с 4 до 12 миль. В результате между Эстонией и Финляндией остается лишь 6 миль международных вод, по которым суда могут следовать до Санкт-Петербурга. Турция объявила об отказе от "уведомительного" прохода кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы и переходе с 1 июля 1994 г. к "разрешительному" порядку, что, по мнению Москвы, противоречит конвенции Монтрё 1936 г. Но все попытки российской дипломатии сохранить прежний статус черноморских проливов не увенчались успехом.

Усложнение процедуры прохода судов через черноморские проливы серьезно ущемляет экономические интересы России, государственные власти которой рассчитывали получать существенные финансовые средства за обеспечение транспортировки нефти из Азербайджана и государств Средней Азии.

Одной из определяющих целей стран Запада на Кавказе и в Средней Азии является формирование новой геополитической реальности на южных рубежах России, в результате переориентации транспортировки нефти с ближнего Востока, из Азербайджана, Средней Азии в Европу. Мощна/i система нефтепроводов, проходящая вне пределов России, мож^т кардинальным образом изменить положение в регионе. По последствиям это можно будет сравнивать с открытием морского пути в Индию вокруг Африки и открытием Американского континента, в результате чего итальянские города-государства были оттеснены на периферию европейской политики. В случае успешной реализации проекта строительства нового нефтепровода следует ожидать уменьшение влияния Москвы не только на государства Средней Азии и Кавказа, но и Балканского полуострова.

Во всех прибалтийских государствах в начале 1994 г. по-прежнему были достаточно сильны и влиятельны националистические силы, выступающие с антироссийских позиций. И хотя в настоящее время во главе Латвии, Литвы и Эстонии находятся умеренные политические лидеры, в текущем году в этих государствах срочно выделялись средства на укрепление восточной границы, режим прохождения через которую становился все более жестким. Присоединение стран Балтии к программе "Партнерство во имя мира", обращение Литвы с просьбой о приеме в полноправные члены Североатлантического союза, закупки вооружения и техники, соответствующей западноевропейским стандартам, свидетельствуют о том, что в ближайшее время смягчения российско-балтийских отношений ожидать не следует. Инциденты с российскими военнослужащими в первые месяцы 1994 г. это подтверждают. Россия по-прежнему рассматривается руководством Латвии, Литвы и Эстонии как государство, представляющее наибольшую опасность для независимого и суверенного существования прибалтийских стран.

Определяющим внешнеполитическим императивом Латвии, Литвы и Эстонии является скорейшая интеграция в политические, экономические и военные европейские структуры. Для достижения этой цели Вильнюс, в частности, готов передать в ведение НАТО ряд объектов, ранее находившихся в распоряжении советских и российских войск. Например, военный аэродром в Рухле, учебный центр в Алитусе, госпиталь в Каунасе, а для подготовки совместного миротворческого батальона стран Североатлантического блока и Балтии - клайпедскую базу. В результате в непосредственной близости от границ Российской Федерации будут дислоцироваться малочисленные пока подразделения НАТО.

Для взаимоотношений между прибалтийскими государствами является характерным стремление к углублению политико-экономического сотрудничества. Они пытаются сформировать единый прибалтийский экономический регион. В частности, в ходе майского заседания четвертой сессии Балтийской ассамблеи был принят ряд документов, упрочивающих хозяйственные связи, в том числе - соглашение о создании Совета Министров Балтии, решения которого будут носить обязательный характер. Одновременно парламентарии заявили, что угрозы или давление в любой форме на любую из стран Балтии будут рассматриваться как чрезвычайно опасные для всех трех государств.

Политические элиты стран Балтии сохраняют конфронтационный подход к РФ, продолжают осуществлять дискриминацию русскоязычного населения, предъявляют территориальные претензии (Латвия и Эстония) на некоторые приграничные российские районы. Сохраняя напряженность в отношениях с Россией, они надеются ускоренными темпами пройти "подготовительный" этап военно-политического сотрудничества со странами НАТО и экономического сотрудничества с Европейским Союзом и в самом скором времени стать полноправными членами этих общеевропейских организаций.

Руководство этих государств пользуется значительной дипломатической поддержкой стран Запада в их противостоянии с Российской Федерацией. В частности, в середине мая в Париже было подписано соглашение о военном сотрудничестве Франции с тремя странами Балтии, которое предусматривает проведение совместных маневров в рамках программы "Партнерство во имя мира". Швеция посредничала при подготовке и подписании пакета российско-латвийских документов. Эстония рассчитывает на посредничество Финляндии или Европейского парламента в переговорах с Москвой о выводе российских войск с территории республики. А учитывая, что Европейский парламент одобрил прием четырех европейских стран в Европейский Союз, в том числе Швеции и Финляндии, опосредованное влияние на прибалтийский регион начинают оказывать и другие государства, входящие в эту организацию. Во время совещания комиссаров СБСЕ в Праге была подтверждена необходимость вывода российских подразделений из стран Балтии. Попытки же Москвы обеспечить интересы русскоязычного населения в Эстонии наталкиваются на негативную реакцию Конгресса Соединенных Штатов Америки, верхняя палата которого, в частности, 14 июля 1994 г. приняла решение об увязке предоставления экономических кредитов РФ со сроками вывода российских войск с эстонской территории. Многие вашингтонские политики воспринимают претензии России на защиту русскоязычного населения в СНГ как националистическую политику.

В определенном смысле к более тесному экономическому сотрудничеству с ЕС прибалтов подталкивает и то, что их основные торговыепартнеры (Швеция и Финляндия) в течение 1994 г. могут, в случае успешного исхода референдумов, быть включены в Европейский Союз, что автоматически прекратит действие всех двухсторонних договоров.

При этом препятствия, которые продолжает оказывать руководство Литвы в вопросе транзита российских товаров и сырья через ее территорию в Калининградскую область, не только ослабили связи российского прибалтийского анклава с основой частью РФ, но и подталкивают его политическую и административно-хозяйственную элиты к экономической переориентации на страны Западной Европы и Скандинавии.

 Публикации | Р о с с и я : мониторинг, анализ, прогноз | первое полугодие 1994 г. № 1 | Оттеснение России от Черного и Балтийского морей

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх