новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | Поправка к закону «об основах государственной власти в субъектах федерации»

ПОПРАВКА К ЗАКОНУ «ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ ФЕДЕРАЦИИ»


Итак, Совет Государственной Думы принял решение рассмотреть поправку к Закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой главы республик, краев и областей в составе РФ должны не избираться, а назначаться непосредственно Президентом. Формально инициатива исходит от депутата фракции «Единство» Виталия Ледника.

Осведомленные источники утверждают, что в Кремле нет единства по этой проблеме. В частности, вчера представитель Президента в Думе А.Котенков высказал мнение, что В.Путин не одобрит данную инициативу.

Но в нынешнем контексте это и не важно. Как, впрочем, не важно и то, пройдет ли сейчас данная поправка через нижнюю палату или нет. Скорее всего, не пройдет. Важно понять, что за самой этой идеей скрывается нечто большее, чем смелые инициативы высокопоставленных чиновников и поддерживающих их депутатов Думы.

По всей видимости, имеет место зондирование реакции элит на поставку для реального обсуждения вопроса об условиях, порядке и последствиях перехода к назначаемости губернаторов. Это делается в преддверии заседания Госсовета 21 февраля, на котором будет заслушан доклад М.Шаймиева о разграничении полномочий между Центром и регионами.

Как известно, одной из главных задач, которые поставил перед собой глава Российского государства, является восстановление вертикали исполнительной власти. В нынешнем виде она как бы разделена на две части — федеральную и «субъектную». У президентской власти своя вертикаль, усиленная в последнее время полпредами, у губернаторов — своя (в большинстве случаев местное самоуправление рассматривается ими в качестве продолжения собственной власти). Большинством экспертов, такая ситуация признается ненормальной.

И многим кажется, что единственный способ решить данную проблему это, отказавшись от выборности, механически включить губернаторов в создающуюся единую вертикаль. Вспомним прошлогоднее коллективное письмо В.Путину О.Богомолова, М.Прусака и Е.Савченко, предложивших перейти к принципу назначаемости губернаторов.

Но всякое ли простое решение — верное? Дело даже не в том, что в мире нет федераций, которых главы субъектов назначались из Центра. Везде — так или иначе, прямо или косвенно — они избираются. Очевидно, что для Президента В.Путина федеративность является не «священной коровой», а одним из инструментов управления государством. Но в большинстве федераций Центр реально присутствует на всех этажах управления. Работает отлаженный механизм, каждый занимается своим делом. Это — очевидные вещи.

Проблема в том, что весомая часть нашей элиты убеждена в принципиальной неэффективности выборного механизма формирования власти. Априори предполагается, что «возиться» с выборами — дело чрезвычайно хлопотное. Гораздо проще решать вопросы административным путем.

Единая вертикаль и федеративное устройство антагонистичны только там, где правильным решением считают самое простое. Разумеется, регулярная предвыборная лихорадка очень мешает осуществлять разумную госполитику. Разумная политика может быть только долгосрочной. Но это не проблема государственного устройства, это проблема качества элиты.

При всем уважении к конкретным представителям фракции «Единство», в том числе и к натерпевшемуся от губернатора Горбенко автору поправки, подобный подход к управлению государством сложно расценивать как серьезное начинание.

15 февраля 2001 г.

 Мнения экспертов | Поправка к закону «об основах государственной власти в субъектах федерации»

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх