новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | О пересмотре пакетного соглашения в государственной думе

О ПЕРЕСМОТРЕ ПАКЕТНОГО СОГЛАШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

Во вторник 19 июня на Совете Госдумы был поставлен вопрос о немедленном начале процедуры пересмотра пакетного соглашения. Более того, в Госдуме стали говорить даже о возможности смещения Г.Селезнева с поста спикера. Все эти меры стали, по крайней мере, формально, следствием демарша, устроенного в минувшую пятницу двумя левыми фракциями при рассмотрении Земельного кодекса.

Изначально, обострение ситуации вокруг пакетного соглашения намечалось на осень. Однако, что-то заставило стратегов «нового передела» поспешить. До конца весенней сессии остается еще почти месяц, и за это время ситуация, похоже, пройдет некий переломный момент и депутаты от разговоров о пересмотре пакетного соглашения перейдут к реализации этой идеи.

В этом контексте очень органично выглядит координационный совет 4-х центристских фракций и групп. С его помощью верные Кремлю силы проделают абсолютно то же самое, что чуть больше года назад сделали такими же совместными усилиями коммунисты и «Единство». То есть, организуют новую структуру комитетов «под себя» и поделят посты в них между собой.

Таким образом, мы видим, с какой легкостью Кремль тасует думскую колоду, постоянно меняя козыри – те, кто в прошлый раз оказались в проигрыше, теперь поучаствуют в дележе портфелей. Соответственно, те, кому они достались год назад, рискуют остаться ни с чем.

Наиболее интересно в данной ситуации поведение самих «виновников торжества» - коммунистов. Было нетрудно догадаться, что любой неосторожный (тем более, вызывающий) шаг мог запустить механизм расправы над фракцией КПРФ. Что же заставило коммунистов собственноручно "поджечь фитили" под своими креслами?

Наиболее вероятными представляются две версии:

1. Кремлевская администрация достигла договоренностей с нынешним руководством КПРФ. Цель – спровоцировать «передел» в Госдуме, дать ход пересмотру пакетного соглашения, возможно, лишить их поста спикера и, таким образом, добиться ослабления позиций КПРФ в парламенте. Возможно, есть планы в ближайшей перспективе вывести обострение ситуации на новый виток и инициировать новый парламентский кризис с последующим роспуском Госдумы.

Кремль дает обещания о личных гарантиях руководству КПРФ, например, в виде ключевых постов в регионах и, возможно, соответствующие гарантии нынешним губернаторам «красного пояса». Взамен, руководство КПРФ фактически провоцирует политических противников на активные действия против своей партии.

2. Коммунисты, в условиях возможного роспуска Госдумы, решили взять инициативу в свои руки, дестабилизировать обстановку и спровоцировать роспуск нижней палаты. В случае досрочных выборов, на волне «народного возмущения» за счет мероприятий вроде пятничного демарша и ему подобных, они планируют добиться усиления позиций в Госдуме.

В этом случае также довольно вероятна сделка КПРФ и Кремля. Например, Кремль обещает не противиться усилению позиций КПРФ в следующем составе Госдумы. В обмен на это коммунисты гарантируют лояльность Кремлю (что не исключает внешних проявлений оппозиционности, предназначенных для электората) и обеспечивают прохождение ключевых законодательных инициатив правительства и президента.

Вполне возможно, что в некоторой степени обе тенденции совпадают: и Кремль, и КПРФ могут стремиться к роспуску Госдумы и проведению досрочных выборов. Однако, каждая из сторон рассчитывает извлечь из новых парламентских выборов свою выгоду.

Суть выбора между двумя путями, в конечном счете, заключается в позиционировании Кремля в отношении КПРФ. Первый путь направлен на максимальное и бескомпромиссное вытеснение коммунистов с политической арены ценой сравнительно небольших на общем фоне обещаний отдельным персоналиям. Второй путь – путь компромиссов и сделок, путь формирования некоторой зависимости Кремля от компартии в случае усиления ее позиций в парламенте. Таким образом, с одной стороны, Кремль сможет расширить свой потенциальный электорат за счет наиболее левой его части без формирования дополнительных структур и выдвижения «наверх» новых лидеров с новыми неудовлетворенными амбициями и аппетитами. Тем более, что успешный опыт переговоров с КПРФ у Кремля уже есть.

С другой стороны, в случае усиления коммунистов, Кремлю, скорее всего, придется идти на большие жертвы – так, например, расстаться с правительством М.Касьянова раньше, чем хотелось бы. В то время, как лозунг «все на борьбу с коммунизмом» помог бы отвлечь, по крайней мере, на время внимание общественности от промахов и злоупотреблений правительства и естественных монополий. Однако слишком острое противостояние с КПРФ неизбежно снизит авторитет Кремля в глазах левого электората. Правда, эту проблему можно частично решить путем создания политических организаций и партий, которые займут нишу КПРФ. Такие заделы у кремлевской администрации тоже есть – это селезневская партия «Россия» и «Народный депутат» Г.Райкова.

К какому именно варианту склоняются в Кремле, скорее всего, покажут события ближайших 2-3 месяцев. Сам по себе процесс передела думских постов на первом этапе вряд ли прольет свет на участь, уготованную КПРФ Кремлем. Скорее всего, она определится ближе к осени.

25 июня 2001 г.


СМ. по теме: О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТОВ В ГОСДУМЕ

 Мнения экспертов | О пересмотре пакетного соглашения в государственной думе

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх