новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | Перемены в российских верхах: смысл и последствия

ПЕРЕМЕНЫ В РОССИЙСКИХ ВЕРХАХ: СМЫСЛ И ПОСЛЕДСТВИЯ


Серьезные перестановки в правительстве давно ожидались, а их начало прогнозировалось на период между годовщиной избрания В.Путина Президентом РФ и его официального вступления в должность. Сейчас ясно, что Президент решил инициировать намеченные перестановки реорганизацией силового блока. Этот блок не входит в компетенцию премьер-министра, готовящего ныне самостоятельные планы предстоящей в апреле реструктуризации правительства. Перестановки среди силовиков - прерогатива самого Президента.

Своими кадровыми решениями 28 марта Президент решил сразу несколько проблем:

1. Глава государства четко обозначил стремление быть самостоятельным от существующих вокруг него центров влияния в лице «силовиков» и «семьи»; Президент увольнением сделал верный шаг к резкому сокращению контроля «семьи» над силовыми ресурсами; в то же время дополнительные силовые ресурсы для наращивания своего влияния могут приобрести различные «питерские кланы».

2. Возрастает роль Министерства обороны* и Министерства внутренних* дел и одновременно сокращаются былая роль и объем прежних функций Совета безопасности; если в прошлом СБ занимался проблемами внешней и оборонной политики, то теперь в круг его непосредственных обязанностей будет входить прежде всего руководство завершающими фазами антитеррористической операции на Северном Кавказе; не исключено, что через какое-то время будет проведено очередное «кадровое обновление» СБ и ему будет возвращен тот или иной статус.

3. Руководить «силовыми» ведомствами теперь будут только назначенцы Президента. Никаких «семейных» ведомств среди силовых структур теперь нет (В.Рушайло, В.Солтаганов); Президент назначением В.Рушайло на СБ фактически вывел из-под удара близкого к себе директора ФСБ Н.Патрушева, ныне отвечающего за ход антитеррористической операции в Чечне.

4. Еще более четко проявилась долгосрочная тенденция к усилению позиций ФСБ в структуре силового блока, прежде всего, по отношению к МВД. Нельзя, впрочем, исключать возможности реорганизации ФСБ в ближайшей перспективе. Однако, такая реорганизация может быть проведена по сценарию ее усиления, в частности, путем включения в ее состав ФАПСИ и ФСО.

5. Реформы в ФСНП свидетельствуют о том, что функции этого ведомства сконцентрируются на решении внешнеэкономических вопросов, в частности борьбы с утечкой капиталов. При этом общие функции с экономической преступностью сохранит МВД и усилит Счетная палата.

6. Смещение В.Адамова с поста министра по атомной энергии очевидным образом связано с громкими разоблачениями в прессе его коррумпированных связей, перекачки капиталов за рубеж, приобретения там недвижимости. Одновременно В.Адамов не смог провести через ГД закон, позволяющий переработку в России ядерных отходов, и убедить широкие круги российского общества в целесообразности и оправданности такого закона; следует ожидать если не однозначного отказа нового министра от проекта В.Адамова по переработке ядерных отходов, то по крайней мере существенного переноса сроков его рассмотрения в ГД.

7. Президент недвусмысленно дает понять, что в момент, когда, как ожидается, в Послании Федеральному Собранию 3 апреля им будет провозглашена программа не самых популярных мер в экономической и социальной сфере, ему нужны абсолютно лояльные люди на ключевых постах в правительстве, а также в силовом блоке.

Какие могут быть последствия этих решений?

Только после обнародования 3 апреля стратегических направлений дальнейшей деятельности правительства можно будет с достаточной определенностью судить о сохранении или обновлении идеологии и практики президентского курса, о реальном значении и целях начатых перемещений в высших эшелонах российской власти. Однако, последствия этих решений могут быть следующие:

1. Очевидно, что дни администрации А.Волошина в ее нынешнем виде сочтены. Администрация лишилась противовеса в лице СБ, а значит, В.Путину как политику, желающему стать более самостоятельным, не потребуется больше слишком самостоятельная администрация с А.Волошиным и Сурковым во главе. Одновременно, политическом плане системное влияние «семьи» на государственную политику и на Президента будет сохраняться до тех пор, пока ее представители продолжают контролировать значимые политические ресурсы.

2. Правительство как институт в настоящее время имеет тенденцию к усилению. Именно в нем будет вырабатываться политика исполнительной власти, т.е. фактически политика Президента. В соответствии с этой логикой, вероятно усиление тенденции перехода к de facto системе «президентского кабинета». В ее рамках именно Президент является реальным главой исполнительной власти и напрямую реализует правительственную программу. При этом премьер-министром может назначаться человек, формирующий макроэкономическую политику и отвечающий, прежде всего, за работу экономического блока. В то же время, в рамках логики "президентского кабинета", пост премьера может занимать и "жесткий менеджер-администратор", призванный реализовывать президентскую правительственную политику, опираясь на макроэкономического вице-премьера.

3. Для завершения процесса консолидации силовых ресурсов и их выводу из под контроля различных групп прежней политической элиты, Президенту необходимо также провести замену Генерального прокурора. Соответственно, отставка В.Устинова и его замена, предположительно, на Д.Козака, становиться достаточно вероятной. Не исключено, что Устинов постарается вписаться в предлагаемые Президентом новые параметры политического поведения и, соответственно, сохранит свой пост в обозримой перспективе.

4. Президент, «убрав» Б.Грызлова из Государственной Думы, продемонстрировал, что политика перевода лидеров политических партий в исполнительную власть будет развиваться. Если за Б.Грызловым последуют и другие переводы из Госдумы в Правительство и администрацию Президента, - это будет свидетельством наличия плана досрочного роспуска Госдумы осенью-зимой 2001-2002 гг.

5. Потенциально, после консолидации в своих руках силового ресурса внутренней политики, перед Президентом также открываются возможности наращивания активности по таким направлениям как борьба с коррупцией , с оргпреступностью, возврат капиталов, борьба с незаконной экономической деятельностью и т.д.

30 марта 2001 г.

 Мнения экспертов | Перемены в российских верхах: смысл и последствия

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх