новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


 

 Спецпроекты | Рабочая группа Государственного совета РФ по подготовке предложений о системе органов государственной власти и управления в Российской Федерации | Юрий Лужков: разваливают только то, что хорошо работает

ЮРИЙ ЛУЖКОВ: РАЗВАЛИВАЮТ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ХОРОШО РАБОТАЕТ

На заседании президиума Госсовета московскому мэру было поручено подготовить предложения по реформированию системы органов государственной власти и управления. Юрий Лужков поделился с «ОГ» своим видением путей решения этой проблемы.

Цели, которые мы преследуем, совершенствуя систему государственной власти, вполне определенные. Следует создать эффективную, устойчивую структуру управления, которая не зависит от случайных факторов и личностных капризов. А зависит только от тех требований, которые выдвигает сам объект управления государства — народ.
Считаю, что система формирования органов государственной власти сегодня является больше вкусовой, чем объективно отвечающей запросам и требованиям экономики. Поэтому неприятностей, связанных с ее разбалансированием, очень много. Коррупция, взяточничество, воровство в стране являются настоящей бедой. И когда я говорю о решении этой проблемы, то выделяю пять блоков.
Первый — это блок перспективного развития. Сюда относится политика в области инвестиций, приоритеты экономического развития регионов.
Очевидно, что инвестиционная политика должна формироваться государством и быть связана с возможностью привлечения средств для развития экономики. Но что мы видим на деле? Нам говорят: ты вложи инвестиции, возьми кредит, но сначала заплати все налоги, а потом, если у тебя что-то останется, компенсируй кредиты и возвращай долги. Это означает, что инвестиции можно делать только в сверхприбыльные отрасли. Просто в прибыльные их делать уже невозможно, потому что у тебя никогда не будет денег на выплату кредита.
Пора бы уже поучиться у Китая, который определил пять базисных точек развития — это 5 крупнейших городов: Пекин, Шанхай, Далянь, Гуанчжоу, Тяньцзинь. И он стимулирует их развитие. У нас же не так много развивающихся регионов. И мы с ними поступаем с точностью до наоборот. Москва — динамично развивающийся регион. Казалось бы, государство должно было сказать: давайте сохраним, а может, в чем-то поддержим условия развития города. 35 процентов бюджета России создается здесь, в Москве. Три Москвы — и не нужно больше заниматься Россией! Ничего похожего. Вопреки тому, что делается в Китае, который поддерживает пять своих крупнейших городов, федеральные власти начинают гробить Москву.
Сейчас мы начали реализовывать политику субсидирования всех и вся. Всех сделали зависимыми от центра. Тем самым мы ведем государство к тому, что появляются иждивенцы. И тот же губернатор думает: мне до бездотационного уровня шагать и шагать, а я лучше буду ласковым теленочком, буду послушно выполнять все, что мне говорят «наверху», а за это буду просить у них дотации, проценты, субвенции.
Убежден, что экономическое развитие регионов должно идти не через дотирование, а через использование ресурсов — в том числе природных и производственных — этих территорий. Ведь, скажем, Север — это тоже ресурсная область деятельности России, причем с высочайшим потенциалом. Мы говорим: «северам» надо помочь. На самом деле — их надо развивать, а не помогать.
Второй блок — социальная политика. Государство обязано учить и лечить, поддерживать немощных, давать рабочие места. Об этом не надо много говорить — все и так понятно. Обеспечение рабочими местами, считаю, для государства ответственность первостатейная.
Третий блок — защита. Речь идет о силовых структурах, обороне страны. Здесь очень много проблем. Важно принципиальное освобождение этих структур от политической зависимости. Как только они начинают заниматься политикой, кончается борьба с преступностью. Сегодня в Москве, например, Министерство внутренних дел и ГУВД не занимаются борьбой с преступностью, а занимаются политикой. Вот вам пример. Во многих регионах по образцу Москвы была создана экологическая милиция. И она везде работала. А в Москве это вдруг стало недопустимо. И когда министр внутренних дел говорит о ее неэффективности, он выплескивает с водой ребенка. Надо повышать эффективность экологической милиции, а не закрывать ее. Или вспомним пресловутые 30 дел против московских чиновников. Пора бы эти дела передавать в суд, но вместо этого наши правоохранители все пишут статьи в газетах. А тем временем ухудшаются показатели из-за неэффективной работы руководства ГУВД, из-за того, что поменяли опытные кадры в руководстве московской милиции, в том числе в МУРе.
Четвертый блок — государственная собственность. Это вопросы эффективной приватизации и национализации госсобственности. Здесь царит полный хаос, который, считаю, был создан намеренно Чубайсом еще в 92-м году. Он поставил задачу как можно быстрее за бесценок продать госсобственность, чтобы ее попросту не стало. Сделано это было крайне неудачно, с грандиозными потерями для государства. А будь иначе, все эти десять лет государство могло получать 15 — 20 процентов своих бюджетных поступлений от постепенной и разумной приватизации. И не было бы олигархического, криминального капитализма, разбазаривания грандиозной собственности, сомнительных нефтяных и прочих «королей»...
Пятый блок — текущая работа государства. В ней громадная роль принадлежит МЧС, пожарным службам, транспорту, МПС. Государство не имеет права бросить эту работу. Хотя его роль может уменьшаться — это уже не управление, а координация деятельности с правом влияния. Могу привести пример с плодоовощным комплексом в Москве. 10 лет назад мэр на все 100 процентов отвечал за продовольственное снабжение города. Если бы я тогда не взял на себя эту ответственность, Москва провалилась бы с обеспечением продовольствием. Но каждый год я уменьшал степень государственной ответственности и повышал долю рыночного участия. Сегодня на продовольственном рынке Москвы доля государства составляет всего лишь от 15 до 30 процентов по разным видам товаров. По существу, государство формирует только те резервы, которые нужны, чтобы не было хаоса или дикого всплеска цен на рынке.
Правительство говорит: нам государственное участие не нужно, у нас и так рынок действует. Да, но много предприятий по-прежнему работает в системе государственной собственности. Когда лет 8 назад Чубайс сказал, что все принадлежит Госимуществу, один из бывших министров задал ему простенький вопрос. Вот у нас было 140 министерств в советские времена и мы плохо, неэффективно управляли. А как вы один будете управлять всеми этими фабриками и заводами? Чубайс ответил: а я ими управлять не буду. И не управлял: взял и бросил все по-большевистски. Вот мы и получили провал в промышленности и сельском хозяйстве. А следовало не допускать революционных мер, создать систему ступенчатого перехода к рынку. Перехода запланированного и осмысленного, где каждая ступенька — все большее и большее освобождение рыночных принципов. Мы бы совершенно по-другому жили сегодня — гораздо лучше! Но нет, мы пошли революционным путем. Нужно было снова, как в 17-м году, разрушить все, что было в приличном и работоспособном состоянии.
В этой связи хочу привести одну фразу, которая мне очень понравилась: разваливают только то, что хорошо работает. То, что работает плохо, разваливать не нужно. Оно уже и так в руинах.

Общая газета. 2000. 9 ноября

 Спецпроекты | Рабочая группа Государственного совета РФ по подготовке предложений о системе органов государственной власти и управления в Российской Федерации | Юрий Лужков: разваливают только то, что хорошо работает

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх