новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | Новые инициативы президента

НОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА


Сделанное в Томске Президентом заявление о скором переходе к 100%-ной оплате жилищно-коммунальных услуг можно оценить как одно из наименее удачных, недостаточно продуманных и чреватых серьезными последствиями для социальной стабильности в стране.

Несмотря на оговорку относительно того, что 100%-ные платежи будут уделом только обеспеченных слоев населения, у большинства людей создалось впечатление недоговоренности и неясности в этом вопросе. Между тем, он является одним из важнейших и затрагивает коренные интересы абсолютно всех слоев и групп населения.

Во-первых, совершенно непонятно, кто и какими силами, по каким критериям будет определять степень обеспеченности граждан? Какое количество документов и бюрократических проволочек потребуется для внесения ясности в этот вопрос, какие противоречия породит это в обществе?


Во-вторых, способны ли 100%-ные выплаты весьма тонкого слоя зажиточных граждан покрыть все необходимые расходы на жилищно-коммунальное хозяйство? По официальным данным, 40% населения живет ниже уровня бедности, и только 15% имеют высокие доходы. Что будет с остальными 45%? К кому относить их и в каком объеме они будут оплачивать эти расходы?


В-третьих, где гарантия, что удастся достигнуть единства на всех уровнях власти при реализации этой программы? Ведь в России политическая целесообразность всегда была и остается важнее экономической. Муниципальные власти, которые никогда не хотят ссориться с населением и стремятся быть «добрыми» по отношению к ним, могут стать на путь скрытого саботажа этой программы. Региональные власти, которые постоянно озабочены проблемой следующих выборов, также весьма неохотно пойдут на реализацию столь непопулярных мер.

Президентская власть также столкнется с колоссальными трудностями, поскольку соответствующие законы надо будет проводить через Государственную Думу. А она, естественно, в этой ситуации проявит себя как защитница интересов широких слоев населения. Это нанесет огромный ущерб рейтингу Президента и Правительства.

Высказывается мнение, что заявление Президента является результатом либо: а) конъюнктурной ситуации, при которой кризисная ситуация ЖКХ требует хоть какой-то срочной инициативы; б) откровенной «провокации» со стороны кругов, заинтересованных в компрометации главы государства и подрыва его личного авторитета в широких кругах населения; в) плохо просчитанной инициативы тех сил в руководстве страны, которые в большей мере озабочены хозяйственными, чем политическими реалиями.

Нельзя исключить и того, что это заявление является неофициальным, своего рода пробным шаром, преследующим цель прояснить возможную реакцию общества на крайне непопулярное решение, вынашиваемое властью. В этом случае, в зависимости от реакции народа, оно может быть скорректировано и существенно изменено. Если это так, то понадобится более детальный политический анализ окончательного варианта этого решения.

Вполне вероятно, что инициатива Президента увязнет, не будет осуществлена на практике или, как это уже бывало, примет форму половинчатого решения, более или менее удовлетворяющего все стороны.

19 февраля 2001 г.



 Мнения экспертов | Новые инициативы президента

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх