новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 7 (24) | Законы и законопроекты. Комментарии | Проект федерального закона об органах территориального общественного самоуправления

Вносится депутатами Государственной Думы
Д.Ю.Каримовой
Ю.И.Полдниковым
.М.Тарасовым
М.В.Фильшиным
В.С.Шевелухой
П.Б.Шелищем

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


ОБ ОРГАНАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


I. Общие положения


Статья 1. Основные понятия и термины


В отношении настоящего Федерального закона понятия и термины используются в следующих значениях:

орган территориального общественного самоуправления – местное общественное объединение, учрежденное для защиты общественных интересов большинством граждан Российской Федерации, обладающих избирательным правом и проживающих на территории, являющейся частью территории муниципального образования;

местное общественное объединение – в соответствии с Федеральным законом “Об общественных объединениях”;

общественные интересы — общие интересы большинства граждан, проживающих на данной территории;

муниципальное образование – в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Под общим собранием понимается общее собрание, сход, казачий круг.


Статья 2. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Предметом регулирования настоящего Федерального закона является право граждан на объединение по месту жительства на части территории муниципального образования для защиты общественных интересов в форме органа территориального общественного самоуправления и возникающие в этой связи общественные отношения.


Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона


Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы территориального общественного самоуправления.


Статья 4. Нормативные правовые акты об органах территориального общественного самоуправления


Содержание права граждан на объединение в форме органов территориального общественного самоуправления, основные государственные гарантии этого права, статус органов территориального общественного самоуправления, порядок их учреждения, деятельности и (или) ликвидации регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом, Федеральным законом “Об общественных объединениях”, Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, соответствующими законами субъектов Российской Федерации и уставом данного муниципального образования.


Статья 5. Учредители и участники органа территориального общественного самоуправления


Учредителями органа территориального общественного самоуправления являются граждане, проживающие на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие решение непосредственно или через своих представителей (делегатов, уполномоченных, выборных, депутатов и т.п.) об учреждении органа территориального общественного самоуправления, принявшие его устав и сформировавшие руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Учредители имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы, а также контролировать их деятельность в соответствии с уставом органа территориального общественного самоуправления.

Участниками органа территориального общественного самоуправления являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.


Статья 6. Территория действия и организационно-правовые формы органов территориального общественного самоуправления


Органы территориального общественного самоуправления вправе создаваться на части территории муниципального образования (территория дома, квартала, микрорайона, поселка, хутора и т.п.) в одной из следующих организационно-правовых форм:

комитет (совет) общественного самоуправления;

комитет (совет) территориального общественного самоуправления.

Комитет (совет) общественного самоуправления учреждается на территории с общей численностью проживающих граждан, обладающих избирательным правом, как правило, от 20 до 1000 человек, а комитет (совет) территориального общественного самоуправления – свыше 1000 человек.

Характерными территориями для создания комитета (совета) общественного самоуправления и комитета (совета) территориального общественного самоуправления являются соответственно: территория размещения многоквартирного жилого дома (отдельного жилого строения) или (для малой этажности) группы домов и территория микрорайона, организуемого на основе начальной или средней школы, а также территория поселка или другого населенного пункта в его естественных границах.

Границы территории, на которой действует комитет (совет) территориального общественного самоуправления, согласовываются представительным органом данного муниципального образования в заявительном порядке по предложению соответствующих комитетов (советов) территориального общественного самоуправления или организационных комитетов в срок не более десяти дней со дня поступления заявления.


Статья 7. Государство и органы территориального общественного самоуправления


Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов органов территориального общественного самоуправления, оказывает поддержку их деятельности.

Органы государственной власти предоставляют органам территориального общественного самоуправления необходимую для их учреждения, планирования развития данной территории и формирования социального заказа информацию, в том числе по службам регистрации (прописке) и социальной защиты граждан.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать или делегировать органу территориального общественного самоуправления часть своих полномочий и контролировать их осуществление.


Статья 8. Органы местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления


Органы местного самоуправления вправе передавать или делегировать органу территориального общественного самоуправления часть своих полномочий и контролировать их осуществление.

Органы местного самоуправления всемерно содействуют становлению и развитию органов территориального общественного самоуправления.

Содействие, в частности, выражается:

в установлении и нормативном правовом регулировании сферы возможной совместной компетенции;

в финансовой поддержке социальных программ;

в обеспечении помещением, мебелью, средствами связи и создании других условий деятельности органа территориального общественного самоуправления;

в организации подготовки и обучения сотрудников;

в предоставлении необходимой для планирования развития данной территории и формирования социального заказа информации, в том числе сведений о местном бюджете, касающихся данной территории.

Органы территориального общественного самоуправления содействуют органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения, в том числе организации санитарно и эколого-просветительской работы и пропаганды здорового образа жизни с целью обеспечения здоровья населения и воспитания детей и подростков.


Статья 9. Органы территориального общественного самоуправления и малое предпринимательство и кооперативы


С целью обеспечения занятости населения данной территории и оказания ему различного рода услуг органы территориального общественного самоуправления из числа проживающих на данной территории граждан всемерно содействуют организации и развитию:

субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”;

производственных кооперативов (артелей) в соответствии с Федеральным законом “О производственных кооперативах”;

сельскохозяйственных кооперативов в соответствии с Федеральным законом “О сельскохозяйственной кооперации”;

потребительских обществ пайщиков в соответствии с Законом Российской Федерации “О потребительской кооперации в Российской Федерации”.

Орган территориального общественного самоуправления содействует организации союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, кооперативов и (или) потребительских обществ пайщиков на данной территории и вправе быть членом того или иного союза (ассоциации) от данной территории, учреждаемого в соответствии с вышеупомянутыми законами.


Статья 10. Обязанности, собственность, рассмотрение предложений органа территориального общественного самоуправления, надзор и контроль за его деятельностью, ассоциации (союзы)


Обязанности, собственность, рассмотрение предложений органа территориального общественного самоуправления, надзор и контроль за его деятельностью, создание ассоциаций (союзов) органов территориального общественного самоуправления определяются в соответствии с Федеральным законом “Об общественных объединениях”.


II. Учреждение органа территориального

общественного самоуправления


Статья 11. Порядок учреждения органа территориального общественного самоуправления


Орган территориального общественного самоуправления учреждается большинством граждан на общем собрании или большинством делегатов на конференции в выборном порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, на срок полномочий, устанавливаемый общим собранием (конференцией), но не более 3 лет.

Подготовка и проведение выборов осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет органов территориального общественного самоуправления, организационного комитета или органов местного самоуправления.

Правомочность общего собрания (конференции) определяется в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.

Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов.

С момента объявления результатов выборов орган территориального общественного самоуправления считается учрежденным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Дееспособность органа территориального общественного самоуправления как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.


Статья 12. Организационный комитет


В целях учреждения органа территориального общественного самоуправления граждане, изъявившие желание его учредить, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят:

подготовка проекта устава органа территориального общественного самоуправления;

подготовка проекта регламента общего собрания по выборам органа территориального общественного самоуправления или проекта регламента общих собраний по выборам делегатов конференции;

составление списка избирателей, проживающих на данной территории;

определение нормы представительства делегатов конференции;

установление сроков, подготовка и проведение общего собрания.

О своем создании и составе организационный комитет объявляет для сведения населению данной территории.

Заседания организационного комитета проводятся открыто и гласно, решения принимаются коллегиально простым большинством голосов и оформляются протоколом.

Порядок работы организационного комитета устанавливается в его регламенте.


Статья 13. Выборы делегатов конференции


Делегаты конференции в соответствии с установленной нормой представительства избираются на общих собраниях.

Порядок созыва и проведения общего собрания и принятия им решений устанавливаются в регламенте общего собрания.

Регламент работы общего собрания и порядок голосования (открытое или тайное) принимаются общим собранием.

Общее собрание считается правомочным, если в нем приняло участие более пятидесяти процентов общего числа избирателей, проживающих на данной территории, или не менее двадцати пяти процентов при наличии у них оформленного делегированного права представления отсутствующих избирателей. Общее число участвующих в голосовании избирателей и число избирателей, делегировавших свое право голосования на данном общем собрании, должно составлять более пятидесяти процентов от общего числа избирателей.

Допускается общее собрание считать правомочным, если в нем приняло участие не менее двадцати пяти процентов избирателей при условии поддержки решения общего собрания более двадцатью пятью процентами отсутствующих на нем избирателей, оформленной петиционным листом.

Делегированное право представления одним участником собрания другого участника оформляется доверенностью.

Делегаты конференции считаются избранными, если за них проголосовало с учетом делегированных голосов большинство избирателей.

Результаты выборов делегатов конференции оформляются протоколом общего собрания, подписываемым председательствующим и секретарем общего собрания.


Статья 14. Устав органа территориального общественного самоуправления


Учредительным документом органа территориального общественного самоуправления является его устав, утверждаемый общим собранием (конференцией).

Устав должен предусматривать:

название, цели органа территориального общественного самоуправления, его организационно-правовую форму;

границы и (для комитетов или советов территориального общественного самоуправления микрорайонов или отдельных поселений) состав территории;

структуру и порядок формирования органа территориального общественного самоуправления;

вопросы, включая вопросы местного значения, относящиеся к ведению органа территориального общественного самоуправления;

компетенцию общего собрания (конференции), компетенцию и порядок формирования собственных руководящих структур, сроки их полномочий и местонахождение;

источники формирования денежных средств и иного имущества, права структурных подразделений по управлению имуществом;

порядок внесения изменений и дополнений в устав и досрочное прекращение полномочий органа территориального общественного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, переданные или делегированные органу территориального общественного самоуправления по договору, закрепляются в отдельной части устава органа территориального общественного самоуправления.

В уставе могут содержаться другие необходимые сведения.

Хранение устава должно обеспечивать возможность всеобщего с ним ознакомления.


Статья 15. Государственная регистрация органа территориального общественного самоуправления


Учреждаемые органы территориального общественного самоуправления подлежат государственной регистрации, приобретая право юридического лица, либо могут функционировать без государственной регистрации.

Государственная регистрация органа территориального общественного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об общественных объединениях” с учетом положений настоящей статьи.

Для государственной регистрации органа территориального общественного самоуправления подаются следующие документы:

заявление в регистрирующий орган, подписанное членами выборного руководящего органа с указанием места жительства каждого;

устав органа территориального общественного самоуправления в двух экземплярах;

выписка из протокола общего собрания (конференции), содержащая сведения об учреждении органа территориального общественного самоуправления, утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;

документ о предоставлении юридического адреса органу территориального общественного самоуправления. Юридический адрес может быть представлен домашним адресом одного из руководителей органа территориального общественного самоуправления.

При наличии переданных или делегированных органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления полномочий, закрепленных в отдельной части устава органа территориального общественного самоуправления, указанная часть устава регистрируется в порядке, определяемом законодательством субъекта Российской Федерации.

Орган территориального общественного самоуправления освобождается от уплаты регистрационного сбора.


III. Права, предпринимательская и хозяйственная

деятельность органа территориального

общественного самоуправления


Статья 16. Права органа территориального общественного самоуправления


Для осуществления уставных целей орган территориального общественного самоуправления в соответствии со своим уставом вправе:

представлять и защищать общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и управления, органах местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;

выявлять мнение населения данной территории по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения, организовывать и проводить на данной территории местные референдумы и местные опросы;

осуществлять исполнение государственного и (или) муниципального заказа в установленном порядке;

создавать в установленном порядке кооперативы, предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;

выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и (или) собственных финансовых ресурсов;

кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;

участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;

организовывать и проводить в заявительном порядке экспертизу проектов объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта размещаемых или находящихся на данной территории объектов производственного, социального и культурного назначения на соответствие действующим нормам экологической безопасности, и (или) санитарным нормам и правилам, и (или) правовым процессуальным нормам;

осуществлять охрану общественного порядка в установленном порядке;

определять в соответствии со своим уставом штаты и порядок оплаты труда работников.

свободно распространять информацию о своей деятельности;

участвовать в выработке решений органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в установленном порядке;

учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти и управления;

участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации и при наличии в уставе положения о таком участии).


Статья 17. Предпринимательская и хозяйственная деятельность органа территориального общественного самоуправления


Предпринимательская и хозяйственная деятельность органа территориального общественного самоуправления осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О производственных кооперативах”, Федеральным законом “О сельскохозяйственной кооперации”, Законом Российской Федерации “О потребительской кооперации в Российской Федерации” и другими законодательными актами Российской Федерации.

Органы территориального общественного самоуправления вправе создавать кооперативы, хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, вести самостоятельную хозяйственную деятельность, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской и хозяйственной деятельности.


IV. Гарантии прав органа территориального

общественного самоуправления


Статья 18. Обеспечение законности на территории действия органа территориального общественного самоуправления


Орган территориального общественного самоуправления вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд требования о признании недействительными правовых актов и нормативных правовых актов органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, актов предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы населения и отдельных граждан, проживающих на данной территории, а также права органа территориального общественного самоуправления.

Орган территориального общественного самоуправления освобождается от уплаты государственной пошлины по данным искам и вправе войти в судебный процесс на любой стадии его производства.


Статья 19. Рассмотрение разногласий (споров)


Разногласия (споры) между органом территориального общественного самоуправления и органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления рассматриваются в согласительном или судебном порядке.

 Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 7 (24) | Законы и законопроекты. Комментарии | Проект федерального закона об органах территориального общественного самоуправления

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх