новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 4 (21) | IV Съезд Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом — Россия" | Политическая резолюция IV съезда ВОПД НДР "о социально-экономической и политической ситуации в стране и задачах движения "Наш дом — Россия" на 1997 — 1999 годы"


ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ

IV Съезда Всероссийского общественно-политического движения “Наш дом — Россия”

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ
И ЗАДАЧАХ ДВИЖЕНИЯ “НАШ ДОМ — РОССИЯ” НА 1997-1999 ГОДЫ

Заслушав и обсудив доклад Председателя Совета Движения В.С.Черномырдина о социально-экономической и политической ситуации в стране и первоочередных задачах Движения “Наш дом — Россия”, Съезд в целом разделяет содержащиеся в нем оценки итогов осуществления в стране первого и наиболее сложного этапа политических и социально-экономических реформ.

За время реформ Россия стала открытой демократической страной, вступившей на путь политического и экономического возрождения. Коренные изменения произошли в экономике. Обществом освоены и воспринимаются как естественные демократические и рыночные ценности — уважение к инакомыслию, свобода совести, свобода экономической деятельности и частной инициативы, неприятие силовых методов решения конфликтов.

Вместе с тем Съезд констатирует, что за эти достижения общество заплатило высокую и не всегда оправданную цену. Допущенные в ходе реформ просчеты не позволили добиться существенного прогресса по выводу страны из кризиса. Более того, многие кризисные явления усилились — не преодолен кризис производства, обострились проблемы неплатежей и, как результат, серьезную остроту приобретает проблема невыплаты зарплаты, пенсий, стипендий.

Ситуация усугубляется изолированностью власти от общества, бесконтрольностью и коррупцией бюрократического аппарата, ослаблением институтов государства, “закрытым” характером и непрофессионализмом принятия ключевых решений, нежеланием расстаться с традиционным принципом — “власть лучше знает, что нужно народу”.

Выражением общего недовольства стали весенние выступления граждан, старт которым был дан 27 марта 1997 года. Это сигнал, требующий глубокого и ответственного осмысления со стороны всех ветвей власти, а также политических сил.

Съезд выступает за прекращение эскалации враждебности основных политических сил страны и призывает все ветви власти принять необходимые меры для предотвращения социальных и политических конфликтов и предупреждает, что социальные потрясения могут обернуться новыми страданиями народа, лишением его пусть скромных, но реальных демократических завоеваний. Сохранить в таких условиях гражданский мир в России — чрезвычайно трудная задача, но она должна быть выполнена.

Съезд решительно осуждает антиконституционные призывы к действиям по насильственному изменению существующего конституционного строя, по неправовым методам изменения Конституции, к подстрекательству людей к силовым действиям против властей.

Съезд заявляет, что, будучи одной из самых массовых общественно-политических организаций демократической ориентации, “Наш дом — Россия” осознает свою ответственность за будущее России, будущее демократии и сделает все возможное, чтобы вывести страну из кризиса, сделать Россию цивилизованной, процветающей державой.

Для этого у Движения в настоящее время есть все предпосылки, и прежде всего, поддержка его Программы и платформы со стороны избирателей, разветвленная сеть региональных и территориальных организаций во всех субъектах Российской Федерации, в большинстве районов и городов страны. Растет число коллективных участников и активистов Движения. Хорошую перспективу создает вступление в Движение индивидуальных участников, которых насчитывается около 100 тысяч человек.

Однако этот немалый потенциал использовался до сих пор, в основном, лишь в целях избирательной борьбы. Движение совершенно недостаточно выполняет функцию лидера общественного мнения, умеющего не только проводить своих кандидатов на выборах, но и выявлять, обосновывать и отстаивать интересы больших социальных групп и слоев населения, обеспечивать постоянную связь между гражданами и обществом, формировать и предлагать государству стратегию экономического и социального развития, развивать политическую культуру граждан и оказывать влияние на формирование общественного мнения, готовить кадры для органов власти.

Съезд констатирует, если НДР сможет реально выполнить эти функции, можно будет говорить о создании полноценной политической структуры Движения, способной стать ведущей общественно-политической силой в стране и на этой основе победить на парламентских выборах 1999 года, а затем на президентских выборах 2000 года.

Для их достижения Движению необходимо выйти на качественно новый уровень деятельности: укрепить свое влияние и политический авторитет во власти и в обществе, внести коррективы в тактику и стратегию своего участия в развитии страны, превратиться в подлинно народную партию здравого смысла, конкретного действия во всех сферах политической и общественной жизни.

I

Заявляя о ближайших и перспективных целях Движения, Съезд определяет в сфере экономической политики следующие основные направления действий, к осуществлению которых необходимо приступить уже в ближайшее время:

структурная перестройка экономики на базе высоких технологий, направленная на экономический рост, развитие конкурентоспособных производств и наукоемких технологий, поддержание на должном уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, в частности, в ВПК, создание новых рабочих мест;

повышение эффективности производства в естественных монополиях, при безусловном сохранении их фундаментальных позиций в национальной экономике и на мировых рынках;

усиление государственного и общественного контроля за тарифами, установление режима прозрачности естественных монополий;

всесторонняя поддержка малых и средних предприятий товаропроизводителей и, прежде всего, в инновационной сфере, ориентированной на выпуск и экспорт современной наукоемкой продукции;

безотлагательное введение в действие новой налоговой системы, направленной на стимулирование производства, повышение уровня собираемости налогов и жесткое пресечение уклонения от их уплаты, сокращение общего числа налогов и, вместе с этим, количества налоговых льгот, укрепление финансовой дисциплины, активное участие в обсуждении и принятии Налогового кодекса;

обеспечение сбалансированности бюджета, включая и умеренное секвестирование бюджетных расходов в случае недобора доходов, и меры чрезвычайного характера для мобилизации доходов в бюджет, строгое соблюдение бюджета 1997 года без дополнительной эмиссии;

укрепление финансовой базы экономического роста на основе консолидации инвестиционных ресурсов всех видов в рамках “бюджета развития”, придание инвестиционным программам приоритетного статуса и обеспечение государственных гарантий инвестициям в ключевые отрасли народного хозяйства;

изменение направления финансовых потоков в пользу сферы производства, снижение процентных ставок за кредиты;

решение проблем неплатежей, решительное вытеснение из хозяйственного оборота использования бартера и денежных суррогатов;

обеспечение реформы сельского хозяйства, свободного выбора форм хозяйствования на земле;

поддержка действий государства по защите прав собственников и договорных отношений.

Движение исходит из необходимости существенно повысить эффективность государственного управления экономикой, превратив государство в полноценного гаранта законности правил и норм рыночного поведения хозяйствующих субъектов.

Экономическая политика НДР должна обеспечивать проведение стратегии выхода из кризиса на основе согласования интересов различных социальных и профессиональных групп, соединения их в общем русле общенациональных приоритетов.

В социальной сфере НДР считает необходимым решить следующие задачи:

безотлагательно снять с повестки дня проблему несвоевременных и неполных выплат заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в бюджетной сфере;

создать надежные механизмы соблюдения трудовых и социальных прав граждан, делающие их нарушения экономически невыгодными и наказуемыми в административном и уголовном порядке. В ближайшее время НДР внесет законодательные предложения по либерализации трудового законодательства, адаптации его к рынку, созданию более благоприятных условий для отечественных и иностранных инвесторов и работодателей;

разработать федеральную программу мониторинга социальной ситуации в регионах страны и на этой основе усилить адресную помощь наименее защищенным слоям общества и нуждающимся гражданам, упорядочить систему действующих льгот с тем, чтобы расширить государственную поддержку реально нуждающимся семьям уже в этом году. НДР выступит с законодательной инициативой по упорядочению системы социальных льгот, приведению их в соответствие с реальными финансово-экономическими возможностями государства;

способствовать созданию условий для роста доходов граждан и, вместе с тем, стимулировать государственное регулирование доходов через совершенствование системы налогообложения и более полный учет доходов и собственности граждан, добиваться реорганизации социальной сферы и коммунальной сферы;

в связи с ожидаемым ростом численности трудоспособного населения обеспечить увеличение в ближайшие годы числа рабочих мест, как минимум, на 3-4 миллиона за счет оживления и роста экономики, совершенствовать систему обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

реформировать систему пенсионного обеспечения (на основе перехода к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, построенной на распределении ответственности за благосостояние пожилых граждан между государством, работодателями и самими работниками) и социального страхования граждан как важнейших механизмов их социальной защиты;

усилить государственные гарантии доступности всем гражданам в соответствии с социальными стандартами медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры, спорта и отдыха на основе обеспечения стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ.

Предложить систему мер, способствующую формированию, расширению и консолидации среднего класса российского общества и, прежде всего, из числа специалистов, предпринимателей-товаропроизводителей, высококвалифицированных работников.

Общим направлением развития России должен стать ускоренный переход к такому обществу, где производство материальных благ зависит от применения высоких технологий, достижений науки, образования, управленческой и предпринимательской культуры.

Важнейшая задача НДР сегодня — перейти от теоретического осмысления социально-экономических проблем к разработке конкретной и обоснованной программы Движения по выводу страны из экономического кризиса и концепции новой социальной системы.

Съезд поддерживает курс Президента Российской Федерации, выдвинутый в его ежегодном Послании Федеральному Собранию, а также в Программе Правительства Российской Федерации на 1997-2000 годы и считает, что осуществление возможно только при условии использования активных совместных действий всех ветвей власти и общественности. Предпринимаемые меры должны улучшить материальное положение основной массы и, в первую очередь, малообеспеченных слоев населения. Лимит на обещания исчерпан.

Необходимо коренным образом усилить роль организаций и структур НДР в осуществлении социально-экономических реформ, федеральных и региональных программ, держать их под своим контролем, обращая особое внимание на их реальную социальную отдачу.

Движение НДР, выступая на политической арене России как наиболее организованная реформаторская сила, должно опираться на политически и экономически активные слои общества. Развитие России — это не лозунг, а люди. Его могут обеспечить те, кто в сложнейших условиях не опускают руки, а ищут пути решения проблем, двигают страну вперед. НДР должно стать привлекательным для нового класса производителей и “думающей России”, оно призвано расширять их представительство во властных структурах, инициировать принятие правовых актов, способствующих раскрытию их творческого и делового потенциала, разрабатывать и осуществлять программы оказания им помощи. Движению необходимо активнее участвовать в деятельности различных фондов по развитию малого и среднего предпринимательства, фермерства, придать их работе адресность, целенаправленность, результативность, гласность.

Особое внимание следует уделять формированию новой экономической культуры, созданию школ, курсов, проведению семинаров по обмену опытом работы, изданию книг по экономической тематике, справочников, методических пособий в помощь малому и среднему предпринимательству, фермерству, особенно молодежи.

Кадры и актив Движения должны выступать миссионерами рыночной экономики, создавать консультационные группы по оказанию помощи предприятиям и трудовым коллективам, возрождать традиции взаимовыручки и поддержки, решать проблемы жителей конкретной улицы, деревни, микрорайона, поселка, города. Стратегия “малых дел” должна рассматриваться как приоритетная, как форма долговременных политических инвестиций.

НДР должен добиваться от Правительства стабильного финансирования всех бюджетных организаций, армии, МВД, государственного заказа оборонным и иным предприятиям.

Не менее важно укреплять тесные связи НДР с крупнейшими российскими предприятиями — становым хребтом России. К каждому из них нужен адресный подход, государственная поддержка их реструктуризации, продвижению на мировые рынки, повышению конкурентоспособности их продукции.

“Не разрушать, но помогать” — этим путем шли многие страны к своему “экономическому буму”, этим же путем должна идти и Россия. России нужны локомотивы экономического роста, а отечественным производителям нужна поддержка России на мировых рынках.

Движение повседневной практической деятельностью должно убеждать россиян в том, что оно не на словах, а на деле заботится об их интересах. Учитывая требования текущего момента и надежды широких социальных слоем, мы выдвигаем лозунг: “К стабильному развитию!”.

II

Съезд подчеркивает, что стране необходимо продвигаться вперед по пути укрепления конституционного строя и государственности, развития системы народовластия и утверждения принципов гражданского общества.

Констатируя, что Конституция страны не может быть предметом политической конъюнктуры, НДР считает необходимым внесение в нее тех дополнений, которые бы способствовали развитию демократического общества и укреплению конституционного строя России. Процедура изменений в Конституции должна базироваться на консенсусе между основными политическими силами общества и отвечать интересам большинства населения.

Наш гражданский долг — быть хозяином в своем доме, а не казаться им. Необходимо создать правовую базу, обеспечивающую эффективный контроль общественных и политических организаций, избирателей за деятельностью народных избранников всех уровней.

В стране недопустимо медленно, с многочисленными сбоями и упущениями осуществляется правовая реформа. Это ведет к криминализации экономики, коррупции, проникновению преступности во все сферы жизни. Преступность превратилась в общенациональную проблему номер один.

НДР в ближайшее время внесет законодательные инициативы по прекращению роста теневой экономики, контролю государства за отмыванием незаконно полученных доходов, за крупными расходами на потребление, не отраженными в налоговых декларациях.

Первоочередная задача НДР — взаимодействие со всеми ветвями власти по наведению порядка в органах государственного управления, в укреплении бюджетной и исполнительной дисциплины, в борьбе за демократизацию органов управления, против бюрократизма и чиновничьего произвола, за гласность и отчетность власти перед налогоплательщиками.

НДР должен формулировать требования к власти, исходя из запросов граждан, добиваться через своих представителей во властных структурах их удовлетворения, а также осуществлять функции общественного контроля за деятельностью органов управления. Движение должно стать подлинным защитником интересов, прав и свобод граждан.

Стабильность и безопасность государства не могут быть гарантированы без осуществления полномасштабной военной реформы, поддержки Вооруженных Сил России. Переход к профессиональной армии должен обеспечиваться финансами, кадрами, современной военной доктриной и сопровождаться повышением престижа защитника Отечества. Человек в военной форме должен быть в центре внимания и заботы всех органов власти, всех общественных сил и всего народа.

Возрождение процветающего Российского государства немыслимо без сильного и авторитетного гражданского общества, без консолидированного общественного мнения.

НДР готово вести цивилизованное и профессиональное обсуждение острых вопросов, нарабатывать опыт нормального политического диалога, искать и находить то общее, что объединяет все политические силы, совместными усилиями вырабатывать пути решения важнейших государственных и общенациональных проблем.

Это будет реальным вкладом НДР в выработку общенациональной идеи и в программу действий по проведению в жизнь концепции “Согласия и примирения”, объявленной Президентом Российской Федерации в 1997 году приоритетной. “Согласие и сотрудничество во благо России” — чем больше этот принцип будет укореняться в общественной жизни, тем действеннее общественность будет влиять на жизнь страны.

III

Съезд считает одной из самых важных проблем становления российской государственности отношения федерального центра и регионов. В силу целого ряда причин процессы преобразований в регионах протекают неравномерно, неодинакова их результативность. Возросшая самостоятельность субъектов Федерации — это, безусловно, реальное достижение реформ. И хотя становление федерализма в России — процесс сложный и противоречивый, НДР является последовательным сторонником федерализации страны.

Съезд считает федерализм наиболее приемлемой для России территориальной формой демократической организации общества и активно участвует в разработке четкого эффективного механизма реализации концепции становления федеративного государства, надежно защищенного как от любых проявлений сепаратизма, так и диктата центра.

Важнейшая цель Движения — укрепление единого федеративного государства, воплощение в жизнь принципа “сильные регионы — сильная Россия”, единство конституционной системы и норм законодательства, единство системы исполнительной власти, обеспечение равных прав российским гражданам на всей территории России, равноправия всех наций и народов, предупреждение межнациональных и межэтнических конфликтов, консолидация российского общества.

Съезд призывает к безукоснительному соблюдению федеральных законов, приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации конституций, законодательных и иных правовых актов субъектов Федерации. В этом нет ущемления прав регионов. Напротив, добрая воля и уважение к закону укрепляют регионы, а значит, и Россию. Залогом прочности федеративных отношений должно быть сохранение единой экономической структуры в рамках общего правового пространства, соблюдение общегосударственной финансовой дисциплины. Необходимо создать эффективную систему распределения власти между российским центром и региональными структурами управления. Фракция НДР активно работает над законами “О Правительстве Российской Федерации”, “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации” и “О разграничении полномочий между органами федеральной и региональной власти”. Это — стратегический курс Движения.

Одним из главных условий укрепления России НДР считает повышение роли и значения регионов, развитие местного самоуправления. Съезд предлагает Правительству России, не откладывая, приступить в первоочередном порядке к реализации государственной программы поддержки местного самоуправления.

Учитывая, что нынешние главы исполнительной власти регионов — это уже не назначенцы, а руководители, демократически избранные населением, центральным органам управления необходимо изменить стиль и методы работы с ними. Съезд предлагает организовать с участием всех ветвей власти “круглый стол” регионов для консультаций, направленных на разрешение имеющихся противоречий между центром и регионами, на выработку позитивных предложений, реализация которых позволила бы консолидировать российское общество, усилила бы интеграционные процессы.

IV

Съезд заявляет, что Движение “Наш дом — Россия” из избирательной машины должно превратиться в постоянно действующую политическую организацию.

Съезд считает, что Движение, как форма общественно-политической организации на данном этапе наиболее полно соответствует программным целям НДР. По своим методам НДР должен действовать как полноценная парламентская партия, в которой приветствуется и развивается индивидуальное участие, при широком коллективном участии в Движении общественных объединений.

Необходимо постоянно заботиться о расширении социальной базы НДР, вовлекать в Движение активную часть различных групп населения. Движение должно взять на себя роль центра консолидации близких по духу общественных и политических сил. Следует активно интегрироваться в формирующиеся структуры гражданского общества. Содействовать формированию различных общественных объединений, поддерживать органы местного самоуправления, движения гражданского и производственного самоуправления, организации, действующие в сферах культуры, просвещения, здравоохранения.

Необходимо расширять и углублять сотрудничество с профсоюзами, основываясь на взаимной заинтересованности сторон. Осуществлять меры по поддержке профсоюзов, повышению их статуса в решении важнейших социально-экономических проблем, в контроле за деятельностью работодателей.

Важнейшей заботой НДР должно стать проведение государственной политики в отношении женщин, направленной на повышение их роли в управлении обществом и государством, учет и реализацию их интересов, действенную защиту материнства и детства. Следует развивать сотрудничество с женскими организациями, создать институт сторонников Движения из числа сочувствующих и поддерживающих его женщин.

Постоянное внимание следует уделять молодежи, вовлекая ее в Движение и заботясь о ее насущных интересах. Необходимо разработать концепцию молодежной политики Движения. Создать Совет по работе с молодежью при Исполкоме и соответствующие советы в региональных организациях, поставив перед ними в качестве первоочередной задачи оказание всемерной помощи молодежной организации НДР в завершении формирования ее структур на федеральном и региональном уровнях. Объединить вокруг Движения социально и политических активных, способных молодых людей. Создать “Союз молодых сил России”, работающий под эгидой Движения и патронажем Президента Российской Федерации.

Необходимо активизировать работу с ветеранами войны и труда, привлекать их к общественно-политической деятельности, содействовать созданию и регистрации ветеранских организаций на местах.

V

На новый уровень необходимо вывести всю организационно-политическую работу Движения. Рационально выстроить отношения между: НДР — и правительством; политическими и исполнительными органами Движения — и его парламентской фракцией; НДР — и губернаторами, избранными при его поддержке; главами регионов — и структурами Движения на местах; НДР — и его коллективными участниками.

Исходя из этого, Исполкому необходимо разработать проекты положений о центральных органах Движения, о фракциях НДР в законодательных собраниях, об общественных советах и комиссиях, о членстве в НДР — индивидуальном, в том числе обязательном для кадров и определенных категорий актива, и коллективном, о региональных и местных организациях. Обобщить в проектах положений накопленный опыт, разграничить полномочия, уточнить обязанности, устранить функциональную неопределенность и параллелизм. Создать информационно-аналитическую систему Движения, призванную давать научно обоснованные, выверенные рекомендации: что, когда, кому и как делать.

Съезд особо подчеркивает: политическое будущее Движения “Наш дом — Россия” находится в прямой зависимости от уровня активности региональных и местных организаций, их умения строить свою работу таким образом, чтобы она отвечала жизненно важным интересам населения.

Необходимо добиваться того, чтобы губернаторы регионов, избранные при поддержке НДР, в дальнейшем сохраняли связь с Движением, опирались на него в своей работе и сами оказывали НДР поддержку в решении конкретных проблем и привлечения избирателей.

В тех регионах, где у власти находятся представители НДР, необходимо добиваться ускорения социально-экономического развития, создавать зоны эффективной рыночной экономики и надежной социальной защиты населения, использовать благоприятные условия для организационно-политического укрепления позиций Движения.

Там, где во власти находятся представители близких к НДР политических сил, необходимы: конструктивная поддержка мер властей, поиск путей расширения сотрудничества, участие представителей Движения в органах исполнительной власти на основе политических соглашений, усиление своего влияния в законодательных органах; конструктивная критика и политическое оппонирование в тех случаях, когда действия властей противоречат программным целям НДР.

В регионах, где организации НДР вынуждены находиться в оппозиции к региональным или местным властям, нужно поддерживать шаги, направленные на сотрудничество с федеральной исполнительной властью, подвергать критике попытки восстановить старые, отжившие порядки, готовить своих кандидатов для будущих выборов.

Важнейшая задача Движения — укоренение на низовом, районном и городском уровне. Отделения НДР обязаны перейти на постоянный режим работы с населением по принципу “открытых дверей”, знать запросы и нужды людей, освоить роль подлинных защитников народа. Именно здесь Движение должно реализовываться как партия народных интересов.

VI

Решающее значение для повышения результативности всей деятельности, закрепления ведущих позиций НДР в обществе и государстве имеет целенаправленное совершенствование системы работы с кадрами и активом.

В общественном сознании НДР находится пока в тени Правительства и не ассоциируется с командой широко известных политиков. В Движении немало людей, обладающих необходимыми для публичных политиков способностями, видных специалистов, профессионалов своего дела. В то же время “Наш дом — Россия” должен стать родным домом для всех одаренных россиян и ярких личностей. Съезд поддерживает основные положения Концепции работы с кадрами НДР, принятой Советом Движения, и считает, что система этой работы должна обеспечивать наилучшим образом:

поиск, привлечение к работе социально и политически активных граждан, ярких и самобытных личностей, способных организаторов и проявивших себя профессионалов из всех сфер жизни;

учет кадров и актива на всех уровнях;

сочетание опытных, высококвалифицированных работников и зарекомендовавшей себя, проверенной на практике молодежи;

сочетание индивидуальной склонности к общественной деятельности, желания быть полезным обществу с учетом и реализацией личной мотивации активных членов Движения — повышение общественного престижа и статуса, получения материального вознаграждения, стремление к профессиональному и карьерному росту в аппарате и структурах НДР, в органах власти, осуществление с помощью НДР своих, не противоречащих Движению, целей, в том числе и достижение личного успеха в жизни;

системную и регулярную учебу, повышение квалификации кадров и актива, привлечь к этой работе ведущие учебные заведения страны, отечественных и зарубежных специалистов;

работу с резервом кадров на выдвижение с тем, чтобы каждая организация НДР располагала всесторонне подготовленными кадрами и могла в любой момент предложить достойные кандидатуры в законодательные и исполнительные органы власти, рекомендовать своих активистов на ответственную общественную, государственную или хозяйственную работу;

контроль за деятельностью выдвиженцев НДР, повышение общественного престижа, делового авторитета кадров и актива Движения;

отношение к кадрам Движения как к капиталу, ценность которого увеличивается по мере накопления опыта работы.

VII

Необходимо выстроить в НДР четкую систему идеологической, политико-массовой и разъяснительной работы, которая бы эффективно реагировала на изменения политической обстановки и осуществляла идеологическое обеспечение деятельности Движения.

НДР — правоцентристское движение, опирающееся на либеральные ценности и отечественные традиции во всей их полноте и единстве.

Идеология Движения должна исходить из традиционных ценностей, которые наиболее естественно, органично воспринимаются и поддерживаются народом. Это: единство и непрерывность российской истории; утверждение приоритета общенационального единения; приверженность тезису об органическом единстве российской нации при сохранении ее этнического многообразия, идеи российского патриотизма и социальной справедливости.

Она должна доносить до сознания россиян программные и ближайшие задачи, рассказывать о позиции, делах и людях Движения, выводить его из тени Правительства, создавать НДР имидж Движения прагматиков, Движения “здравого смысла” и конкретного социального действия, Движения, способного разрешить назревшие политические и социально-экономические вопросы.

Возрождение России невозможно без укрепления ее духовного потенциала, возрождения нравственных, гуманистических ценностей. Перед НДР стоит задача формирования высокой культуры во всех сферах жизни и деятельности россиян в новых рыночных условиях, исходя из того, чтобы свобода поведения для одного не ограничивала свободу и права других членов общества.

По глубине своей духовности народы России, несмотря на ощутимые потери и утраты, вызванные превратностями исторических судеб, не уступают наивысшим мировым критериям. Поэтому Россия имеет все основания для того, чтобы гармонично вписаться в параметры современной цивилизации.

Считать необходимым издание теоретического общественно-политического журнала НДР. Редакции газеты “Дом и Отечество” особое внимание уделять мировоззренческим вопросам, духовным и культурным ценностям, проводить дискуссии на страницах газеты по актуальным идеологическим проблемам, практиковать регулярный обмен материалами и страницами с центральными газетами других партий и движений, добиваться того, чтобы центральная газета НДР регулярно звучала в обзорах прессы на телевидении и радио. Усилить влияние НДР в популярных средствах массовой информации федерального и регионального уровней, систематически информировать население о текущей деятельности Движения.

Исполкому НДР создать экспертную группу из авторитетных ученых и политологов, направлять в помощь региональным и местным организациям информационно-пропагандистские материалы. Совместно с региональными отделениями разработать и осуществить меры по оказанию материальной и информационной помощи и поддержке региональным газетам и журналам, журналистам, придерживающихся близких к НДР или сходных с ним позиций.

Считать в качестве ближайшей перспективы задачу создания телерадиокомпании НДР или приобретения постоянного эфирного времени для продвижения идей и концепций, заложенных в программных документах Движения.

VIII

Движение “Наш дом — Россия” выступает за то, чтобы процессы преобразований внутри страны сопровождались усилением роли России как одной из ведущих мировых держав, повышением ее престижа на международной арене как одного из гарантов стабильности и безопасности на планете. Основанием ее силы и высокого международного авторитета должна быть не военная мощь, а экономический, научный и культурный потенциал. Внешняя политика должна исходить из ясно сформулированных долговременных национальных интересов и учета новых внутриэкономических реалий.

Мы против изживших себя в межгосударственных отношениях действий с позиций силы, ведения “холодных”, идеологических, экономических и иных войн, гегемонии одного государства или группы государств на международной арене, разделения Европы и мирового сообщества на военные блоки, зоны влияния и национальных интересов великих держав. Планы расширения НАТО свидетельствуют о том, что в международных отношениях еще живуч принцип “разделяй и властвуй”, действуют двойные стандарты.

НДР необходимо использовать все рычаги своего влияния для утверждения в международных отношениях атмосферы доверия, взаимопонимания, равноправия, уважения интересов всех государств и народов для того, чтобы переключать интеллектуальные и материальные ресурсы на решение неотложных экологических, гуманитарных, энергетических, медицинских, социальных проблем общепланетарного характера.

Приоритетным направлением в международной деятельности НДР является всемерное укрепление СНГ, усиление интеграционных процессов в рамках Содружества, основанных на независимости, территориальной целостности и уважения суверенитета новых государств. НДР приветствует создание Союза Беларуси и России, основанного на волеизъявлении народов наших стран, поддерживает развитие сотрудничества, предусмотренного “Договором Четырех”.

В дальнейшем развитии нуждаются международные связи НДР, прежде всего с реформистскими и демократическими движениями и партиями стран СНГ и Восточной Европы, с крупными и авторитетными партиями и движениями стран Европы и Северной Америки, а также с ориентированными на социально-экономическую модернизацию влиятельными силами Азии, Африки и Латинской Америки .

Международное сотрудничество необходимо развивать как на уровне центральных структур, фракции НДР в Государственной Думе, так и на региональном уровне. Межпартийные связи должны дополняться контактами на уровне политических и хозяйственных руководителей регионов, связями через города-побратимы, а также на уровне народной дипломатии — с различными ассоциациями, клубами, объединениями, благотворительными, научными, экологическими фондами за рубежом.

НДР призывает к тесному и взаимовыгодному сотрудничеству партии и движения зарубежных стран, все силы, кому близки и дороги демократические ценности и взаимодействие общественных и политических организаций во имя процветания всех народов.

 Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 4 (21) | IV Съезд Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом — Россия" | Политическая резолюция IV съезда ВОПД НДР "о социально-экономической и политической ситуации в стране и задачах движения "Наш дом — Россия" на 1997 — 1999 годы"

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх