новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 4 (21) | Содружество | Президентские выборы в Молдове 1996 года

В.Г.Мошняга (Республика Молдова)

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В МОЛДОВЕ 1996 ГОДА

Специфика президентских выборов 1996 года

Республика Молдова — независимое государство, появившееся в результате распада Советского Союза. Сегодня она переживает непростой период крупномасштабных социальных преобразований, накапливает опыт цивилизованного решения многих проблем, связанных с упрочением независимой государственности, утверждением политической демократии, становлением социально ориентированной рыночной экономики.

Существенную роль в этом процессе играют демократические выборы, которые выступают в качестве механизма артикуляции различных интересов, легитимного способа их институционализации и мирного разрешения. Молдова уже успешно апробировала парламентские (1994 года) и местные (1995 года) выборы, познакомилась с их спецификой. Состоявшиеся президентские выборы завершают первый цикл демократических выборов, демонстрируют постижение независимой Молдовой демократии в электоральном поле.

Президентские (ноябрь — декабрь 1996 года) выборы не были первыми президентскими выборами в независимой Молдове. До этого были выборы, состоявшиеся в декабре 1991 года. Но выборы 1996 года были первыми президентскими выборами, когда избиратели не просто избирали, но выбирали из нескольких кандидатов. В 1991 году на президентский пост баллотировался только один кандидат — Президент М.Снегур, избранный на этот пост парламентом в 1990 году. В 1996 году соискателей президентского кресла было 9 человек.

Проведение выборов опиралось на соответствующую законодательную базу: глава V (особенно статьи 78-80) Конституции страны, принятой в июле 1994 года; закон о выборах президента Молдовы (май 1996 года). Этот закон отменил действие аналогичного закона, принятого в сентябре 1991 года.

Сравнивая эти два закона о выборах президента, следует отметить, что они не противоречат друг другу. Отметим, что новый закон лучше проработан, конкретнее описан механизм осуществления выборов, задачи и функции участников избирательной кампании и т.д. В то же время был внесен ряд новых статей. Это касается предвыборной агитации; инициативных групп; декларации о доходах за последние два года, предшествующие выборам; о возврате полученных материальных и финансовых средств в случае, если кандидат снял свою кандидатуру до выборов и т.д. Кроме того, был четко зафиксирован запрет прямого и косвенного финансирования избирательной кампании кандидатов в президенты со стороны иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц; осуществлена регламентация финансирования избирательной кампании со стороны национальных экономических агентов. Однозначно определено, что выборы президента страны осуществляются в третье воскресенье ноября. Дата же выборов назначается парламентом.

В новом законе был снят верхний возрастной предел кандидата в президенты. Ранее он определялся 60-летним возрастом. Если ранее президент избирался на 5 лет, то в соответствии с новой Конституцией этот срок был ограничен — 4 года. Увеличен максимальный срок выдвижения кандидатов. Если ранее он был определен периодом от 60 до 30 дней до выборов, то теперь — от 90 до 30 дней. Ранее допускалось всего по 50 доверенных лиц для каждого кандидата, то теперь — до 10 доверенных лиц кандидата в каждом избирательном округе. Уменьшено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации (вместо 25000 — 20000 подписей). Однако подчеркнуто, что эти подписи должны быть представлены как минимум из трети районов и муниципий страны, чего ранее не было. Кроме того, более жестко сформулирована позиция в отношении “нарушений законодательства” при проведении выборов. В законе (1996 года) вместо этой формулировки используется другая — “противоправные действия”. Имеется и ряд других нововведений.

Для регулирования процесса выдвижения кандидатов в президенты, как было отмечено, закон требует представления подписей 20.000 избирателей. Требование закона смогли выполнить только 9 из 17 человек, заявивших о своем желании баллотироваться на президентский пост. Качественный состав кандидатов выглядит следующим образом: по возрасту — от 38 до 56 лет; по полу — 6 мужчин и 3 женщины; по образованию — все кандидаты обладают высшим образованием; по роду занятий — 2 военных пенсионера и 7 кандидатов, состоящих на государственной службе; по партийной принадлежности — 5 независимых кандидатов и 4 кандидата от политических и общественно-политических объединений.

Однако особую специфику придавало то обстоятельство, что в качестве кандидатов в президенты были зарегистрированы все главные руководители страны: действующие президент, премьер-министр и председатель парламента. Подобное обстоятельство наложило свой отпечаток на поведение средств массовой информации. По мнению иностранных наблюдателей, в республике не было неангажированных в пользу того или иного кандидата газет.

Хотя официально избирательная кампания была объявлена за 4 месяца до первого тура (17 ноября 1996 года), в действительности она была начата президентом страны М.Снегуром более чем за 1,5 года до выборов, сразу же после выборов в местные органы власти (март 1995 года). Данное обстоятельство оказало свое влияние на социально-политическую обстановку в стране, характер взаимоотношений и сотрудничество в высших структурах власти Молдовы.

Избирательная кампания и президентские выборы проходили в обстановке сохраняющегося экономического кризиса, ухудшающегося социально-экономического положения основной части населения Молдовы. Задолженности по пенсиям и зарплатам стали хроническими. Выплаты пенсионерам и работникам бюджетной сферы запаздывают от двух до восьми месяцев. Поэтому неслучайно проблематика социальной сферы оказалась в центре избирательной кампании.

Президентские выборы, характеризующиеся борьбой политических личностей, в большей степени, чем другие виды выборов, ставят (требуют) вопрос о сотрудничестве, блокировании между политическими формированиями, выступающими инструментами мобилизации электоральной поддержки. Они ведут к изменению конфигурации партийно-политических взаимодействий, или к углублению, или же к смягчению и преодолению разногласий между близкими политическими формированиями; создают предпосылки для их последующего более тесного сотрудничества, а нередко и объединения. И Молдова подтвердила этот тезис.

Наглядным подтверждением позитивных изменений могут служить процессы, происходящие в социал-демократическом спектре политического горизонта Молдовы. Партии близкой ориентации — социал-демократическая партия (СДПМ), партия социального прогресса (ПСП), партия социалистического действия (ПСД), партия экономического возрождения (ПЭВМ) и республиканская партия (РПМ) поддержали на выборах кандидатуру П.Лучинского и создали на этот период социал-демократический союз. После выборов руководство этих партий приняло решение о формировании объединенной социал-демократической партии (ОСДПМ) и о проведении в марте 1997 года объединительного съезда.


Стратегия кандидатов в президенты

Избирательная кампания выявила многообразие стратегий, обусловленных социальным статусом и темпераментом кандидатов, поставленными ими в президентской гонке целями.


Мирча Снегур. Стратегия его избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— Это была избирательная кампания действующего президента. В условиях инерции сознания и сохраняющегося еще у людей преклонения перед высоким начальником и его должностью это был несомненно выигрышный момент.

— Высокий авторитет у населения. Показав себя опытным прагматиком и искусным тактиком, обладающим недюжинным политическим чутьем, Снегур в отличие от других политиков сумел постоянно находиться на гребне волны, в центре власти и общественного внимания. Начиная с 1989 года, все наиболее значимые события в жизни республики массовое сознание связывает со Снегуром.

— Избирательная кампания была начата задолго до ее официального объявления. Это обеспечило М.Снегуру и его команде достаточный резерв времени не только для обозначения и “раскрутки” волнующих общество проблем, но и для внедрения снегуровских вариантов их решения в массовое сознание.

— Выдвижение законодательных инициатив, актуализирующих острые проблемы и способствующих проснегуровской мобилизации различных групп электората (так, например, для интеллигенции — “румынский язык — вот правильное название нашего языка”; для крестьян — “немедленное признание земли товаром”; для верующих и клира — “обязательное изучение в школе слова божьего” и т.д.). Критика “антинациональной политики” правительства и парламента, постоянное будирование социальной проблематики. Игра на популизме и обещание “на второй день после победы” ликвидировать все задолженности по зарплатам и пенсиям.

— Создание собственных средств массовой информации и политической партии (Как лидер этой партии — партии возрождения и согласия Молдовы (ПВСМ) — Снегур был выдвинут кандидатом в президенты страны.) Реализация тактики союзов, первую очередь — с политическими формированиями правого (“национального”) спектра.

— Курс на раскалывание левого электората путем негласной поддержки появления большего количества кандидатов левого спектра и победа в первом туре.


Андрей Сангели. Стратегия его избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— Это была избирательная кампания главы реальной исполнительной власти в стране. Открыто была сделана ставка на “партию власти”. В качестве доверенных лиц избраны практически все члены правительства, руководители местной исполнительной власти. Это породило протест и законодательную инициативу группы депутатов, ориентированных на других кандидатов в президенты и стремившихся минимализировать влияние властной вертикали на электорат. Они выступили с поправкой к закону о выборах президента, касающейся использования государственных чиновников в качестве доверенных лиц.

— Использование в электоральной кампании своего имиджа миротворца в гагаузском конфликте и в преодолении последствий войны в Приднестровье.

— Задействование организационных и информационных средств выдвинувшей его аграрно-демократической партии (АДПМ), поддержавшего его блока социалистической партии (СПМ — Сеника — Морева) и движения “Единство” (Шорников).

— Обыгрывание идей молдовенизма и румынофобии, приверженности независимому молдавскому государству. (Следование этой тактике позволило АДПМ одержать в 1994 году абсолютную победу на парламентских выборах.)

— Внимание к национальным меньшинствам; задействование в избирательной кампании своей пророссийской, СНГовской ориентации, в том числе и авторитета президента непризнанной ПМР Игоря Смирнова.

— Привлечение на свою сторону электората посредством ликвидации задолженностей по пенсиям и зарплате.


Петр Лучинский. Стратегия его избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— Сознавая, что в переходных обществах исполнительная власть обладает значительными преимуществами, ставится задача не допустить решения вопроса о выборах президента в первом туре и выход кандидата Лучинского во второй тур.

— Развитие избирательной кампании должно идти по восходящей линии в нагнетательном режиме:

а) до начала избирательной кампании — “фиксация” в средствах массовой информации и поддержание устойчивого позитивного имиджа кандидата в массовом сознании населения.

б) в начальной стадии избирательной кампании — “двигаясь, опережая, в фарватере “ледокола” (А.Сангели).

в) в средней стадии (за 1,5 месяца до первого тура) стать основным конкурентом М.Снегура.

г) после первого тура — стать атакующей стороной, диктующей правила игры, заставить Снегура обороняться.

— Это была избирательная кампания действующего руководителя страны. Она основывалась на авторитете лидера-должности, но без акцентирования, что кандидат является председателем парламента страны. Ибо в постсоветском сознании восприятие парламента как государственного института достаточно прохладное и негативное.

— Высокий авторитет П.Лучинского у молдавского населения, тянущийся еще из советского времени. Не случайно в конце 80-х годов в период национально-освободительной революции народные массы требовали его возврата в республику и назначения на должность первого секретаря республиканской партийной организации.

— Позиция независимого кандидата, отражающего интересы и настроения всего народа и не связанного узкопартийными взглядами и обязательствами. В силу этого акцент делается на умеренно-центристскую позицию, близкую представителям как титульной нации, так и национальных меньшинств.

— Дистанцирование действий кандидата в президенты от действий его команды. Это обусловлено пониманием кандидатом как необходимости в избирательной кампании “черных” пропагандистских акций, так и пониманием значимости для политического лидера (деятеля) достойной репутации как самоценности.

— Ведение пропагандистской кампании по всем проблемам с четким прослеживанием их адресной направленности на различные социальные группы. Уделение особого внимания социальной проблематике, социальной значимости реформ, подчеркивание социал-демократической направленности взглядов Лучинского.

— Препятствование выдвижению единого кандидата от правых сил посредством содействия критике и расколам в их среде (случай Илашку). Содействие в выдвижении кандидатов в президенты, ослабляющих позиции М.Снегура (А.Плугару, Ю.Горя-Костин) с целью дезориентации правого электората.


Владимир Воронин. Стратегия его избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— В.Воронин был изначально готов поддержать кандидатуру П.Лучинского на президентских выборах. Однако, почувствовав опасность раскола возглавляемой им партии коммунистов Молдовы (ПКМ) в связи с ориентацией части руководства и партийной массы на А.Сангели, а другой части — на П.Лучинского, он принимает решение баллотироваться в качестве самостоятельного кандидата. Партия коммунистов Молдовы выдвинула его в качестве своего кандидата. Тем самым опасность раскола партии не стала реальностью.

— Недопущение победы кандидата от правых сил, в первую очередь — М.Снегура.

— Использование избирательной кампании для пропаганды коммунистических идей, консолидации и расширения своего электората.


Валериу Матей. Стратегия его избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— Испытывая мощное давление из-за “бугра” и из-за “печки”, партия демократических сил (ПДС) сумела удержать себя на позициях “демократической оппозиции”, сохранить свой курс “против всех из нынешней власти”. Кандидатура “осознавшего” и “изменившегося” М.Снегура не была поддержана ПДС, что, несомненно, стоило как гражданского, так и личного мужества ее лидерам.

Следует учесть, что на отрицательное отношение ПДС к кандидатуре М.Снегура оказали влияние и другие причины. Президент М.Снегур, перехватывая лозунги ПДС и выдавая за их свои, повел себя недостаточно деликатно в отношении родителя этих лозунгов. Более того, он расколол, поманив высокими должностями, с таким трудом созданный ПДС, ее лидерами, альянс демократических сил (АДС). Кроме того, ранее он заключил союз с христианско-демократическим народным фронтом (ХДНФ), с которым у лидеров ПДС помимо расхождений на основе личных амбиций; к проявившимся ранее тактическим расхождениям стали добавляться различия стратегические. Подчеркнем, что натянутость отношений лидеров ПДС с М.Снегуром имеет давнюю предысторию, когда в конце 1992 года М.Снегур вынудил их, тогдашних лидеров парламента республики, подать в отставку с занимаемых постов.

— Выдвижение собственного кандидата от ПДС рассматривалось как подготовка к президентским выборам 2000 года, апробация своего лидера В.Матея в качестве кандидата в президенты, ознакомление, проверка “боем” Матея и партии в целом со спецификой президентской избирательной кампании, накопление опыта.

— Пропаганда идей ПДС, консолидация и расширение электората.


Анатол Плугару. Стратегия его избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— Самореклама — честный, справедливый, решительный борец с коррупцией и несправедливостью, “пахарь” (обыгрывается его фамилия, которая в переводе на русский язык означает “пахарь”).

— Критика и дистанцирование от всех иных кандидатов (что подтвердили как первый, так и второй тур). Суть его избирательной кампании передает известная фраза — “кот, гуляющий сам по-себе”, если слово “кот” заменить на “лев” (“лев” — символ кандидата на выборах).

Объективно, подобная стратегия привела к некоторому ослаблению позиций М.Снегура.


Юлиана Горя-Костин. Стратегия ее избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— Подобно В.Матею и А.Плугару она аппелировала к избирателям-молдаванам, особенно к сторонникам “национальной демократии”. Занимаясь саморекламой, выступая “за новые имена в политике и во власти”, она способствовала дроблению электората, потенциально близкого М.Снегуру. При этом стратегия ее избирательной кампании достаточно специфична. “Знаю, что Вы не будете голосовать за женщину, поэтому прошу проголосовать не за тех, кто сегодня у власти”. Обратившись (буквально за несколько часов до II тура) к своим немногочисленным сторонникам с призывом голосовать за П.Лучинского, она продемонстрировала антиснегуровскую направленность своей избирательной кампании.


Вероника Абрамчук. Стратегия ее избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— Акцент в избирательной кампании делался на русскоязычных избирателей страны. Тем более, что кандидату их проблемы более близки и знакомы, ибо она является директором государственного департамента национальных отношений.

— Самореклама В.Абрамчук также имела специфический оттенок. Зарегистрированная как независимый кандидат в президенты, она фактически вела себя как кандидат от политического формирования.

Ее стратегия заключалась в том, чтобы “насолить” руководству социалистической партии Молдовы (СПМ), не выставившему самостоятельного кандидата, а поддержавшего кандидатуру А.Сангели на пост президента. В.Абрамчук проводила не столько президентскую избирательную кампанию, сколько кампанию против СПМ “Морева-Сеника” с позиций структурировавшейся в результате раскола части — СПМ “Абрамчук-Крылова”. Так сказать, противостояние “братских” партий.


Маричика Левицки. Стратегия ее избирательной кампании опиралась на следующие моменты:

— Являясь инвалидом с детства, М.Левицки “сделала шаг”, мужественно “вылепила” себя сама, став обладателем научных степеней по социологии и праву, председателем общества инвалидов Молдовы, депутатом, заместителем председателя постоянной комиссии парламента страны, женой и матерью двоих детей. Свою избирательную кампанию она использовала для нелицеприятного разговора о судьбах, состоянии и проблемах инвалидов Молдовы и, в первую очередь, детей-инвалидов.

— Самореклама была построена на добротных видеоклипах и личном поведении кандидата, пробуждала чувства гуманности, сострадания, собственной вины и необходимости поддержки инвалидов.

Окончание в следующем номере.

 Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 4 (21) | Содружество | Президентские выборы в Молдове 1996 года

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх