новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 4 (21) | Законы и законопроекты. Комментарии | Проект федерального закона "о государственном образовательном стандарте основного общего образования"

16 апреля 1997 г.

Разработан в Комитете Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии


Проект ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “О государственном образовательном стандарте основного общего образования”


Настоящий Федеральный закон в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” устанавливает государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее — государственный образовательный стандарт).

Государственный образовательный стандарт призван:

обеспечить реализацию прав граждан на общедоступное, бесплатное, обязательное основное общее образование, единство образовательного пространства Российской Федерации;

способствовать доступу граждан к основному общему образованию независимо от категории образовательного учреждения, обеспечению во всех образовательных учреждениях одной и той же ступени основного общего образования равных условий для получения качественного образования, созданию адаптивной системы основного общего образования в Российской Федерации;

удовлетворить в максимальной степени потребности граждан в качественном основном общем образовании, соответствовать возможностям обучающихся, а также интересам общества, государства и национальной безопасности России.

Установленный настоящим Федеральным законом государственный образовательный стандарт подготовлен на основе итогов Всероссийского конкурса на разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственный образовательный стандарт — система параметров, характеризующих качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственного образовательного стандарта. Устанавливается как государственная норма и фиксируется Федеральным законом;

2) образовательная область — составная часть федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, которая включает содержание, отражающее определенную сферу (фрагмент) действительности, и требования к выпускнику по усвоению указанного содержания;

3) учебный курс — целостная дидактическая структурная единица учебного процесса и содержания образования, соответствующая одной из образовательных областей или ее части;

4) измерители достижения выпускниками требований государственного образовательного стандарта (далее — измерители) — средства и способы выявления по заранее заданным параметрам качественных и количественных характеристик достижения выпускниками требований государственного образовательного стандарта по итогам освоения ими содержания общеобразовательных программ начального и основного общего образования.

Иные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в значениях, указанных в Законе Российской Федерации “Об образовании”.


Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта

1. Законодательство Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон “Об образовании”, настоящий Федеральный закон, а также устанавливающие правовое регулирование отношений по вопросам государственного образовательного стандарта другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон определяет принципы федеральной политики и сферы компетенций в области государственных образовательных стандартов основного общего образования, устанавливает государственный образовательный стандарт (за исключением национально-регионального компонента), осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих при разработке, принятии, контроле и исполнении государственного образовательного стандарта в Российской Федерации.

3. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.


Статья 3. Принципы государственной политики в области государственного образовательного стандарта основного общего образования

Государственная политика Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта основывается на следующих принципах:

1) обеспечение охраны качества основного общего образования в Российской Федерации. Создание условий постоянного повышения качества образования для полноценного развития личности, возможности получения среднего (полного) общего образования, продолжения образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, интеграции отечественного образования в национальную и мировую культуру;

2) создание равных возможностей получения качественного основного общего образования для всех граждан (обучающихся) Российской Федерации в государственных и муниципальных учреждениях;

3) создание посредством государственного образовательного стандарта условий осуществления права граждан (обучающихся) на вариативное образование;

4) обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Свободное развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития системы образования многонационального российского государства;

5) демократичность создания и принятия государственного образовательного стандарта, конкурсность его разработки, широкое обсуждение. Установление государственного образовательного стандарта как государственной нормы в области образования;

6) сочетание в интересах граждан (обучающихся) самостоятельности образовательного учреждения в реализации государственного образовательного стандарта, государственного контроля и ответственности образовательного учреждения за качество образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственного образовательного стандарта;

7) обеспечение качества основного общего образования в пределах государственного образовательного стандарта не ниже международного уровня путем постоянного соотнесения с образовательными стандартами стран, занимающих ведущее положение в области образования;

8) обеспечение возможности получения гражданином (обучающимся) основного общего образования на уровнях, превышающих требования государственного образовательного стандарта;

9) создание специальных образовательных стандартов, обеспечивающих достижение лицами с ограниченными возможностями здоровья уровня основного общего образования, если к этому нет медицинских противопоказаний;

10) обеспечение защиты граждан (обучающихся) от некачественного обучения, а педагогических работников от необъективной оценки их труда.


Статья 4. Статус государственного образовательного стандарта

1. Государственный образовательный стандарт является единственным нормативным правовым актом Российской Федерации, устанавливающим для данного уровня образования обязательный минимум содержания основной образовательной программы, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, освоивших указанную образовательную программу.

2. Государственный образовательный стандарт гарантирует академические свободы участников образовательного процесса. Формы организации образовательного процесса, методы и приемы обучения и воспитания не относятся к сфере регулирования государственным образовательным стандартом.

3. Освоение обучающимся содержания основной образовательной программы основного общего образования, установленного государственным образовательным стандартом, а также государственная (итоговая) аттестация по ступеням основного общего образования являются обязательными, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. Образовательное учреждение, реализующее образовательную программу основного общего образования, обязано обеспечить содержание указанной образовательной программы в объеме не менее обязательного минимума содержания, предусмотренного государственным образовательным стандартом.

5. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых в соответствии с государственным образовательным стандартом невозможно в силу особенностей их физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке, вводятся специальные государственные образовательные стандарты. Порядок разработки, утверждения и введения специальных государственных образовательных стандартов, а также их статус определяются Правительством Российской Федерации.

6. Получение гражданином основного общего образования в пределах государственного образовательного стандарта является необходимым и достаточным условием для обучения по программам общего (полного) среднего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, если порядок приема в образовательные учреждения (организации) этих уровней не содержит ограничений по возрасту абитуриентов и образовательному цензу.

7. Государственный образовательный стандарт является основным государственным нормативным документом при решении вопросов о признании или установлении эквивалентности на территории Российской Федерации документов иностранных государств об основном общем образовании: в целом, по ступеням, по классам.

8. При переводе обучающегося из одного образовательного учреждения в другое, расположенные в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или на территории субъектов Российской Федерации, которые установили аналогичное содержание национально-региональных компонентов государственного образовательного стандарта, образовательное учреждение, в которое переведен обучающийся, должно при необходимости разработать и утвердить для данного обучающегося индивидуальный учебный план.

Для обучающегося, переведенного в образовательное учреждение (организацию), расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, установившего иное содержание национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, образовательным учреждением (организацией) устанавливаются индивидуальное содержание и индивидуальные требования к уровню подготовки по национально-региональному компоненту государственного образовательного стандарта.

Порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана, содержания и требований к уровню подготовки по национально-региональному компоненту государственного образовательного стандарта устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Образовательное учреждение, в котором ранее обучался гражданин, обязано выдать ему на руки документ, удостоверяющий фактическое освоение им образовательной программы, в том числе и по национально-региональному компоненту.

При исполнении указанной нормы должно быть обеспечено право граждан на образование, созданы благоприятные предпосылки для адаптации обучающегося к условиям образовательного учреждения. Не допускается принятие решений дискриминационного характера в отношении обучающихся.

9. При приеме выпускника образовательного учреждения основного общего образования в образовательное учреждение следующего образовательного уровня к нему не могут предъявляться требования знания содержания национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.

10. Государственный образовательный стандарт устанавливается Федеральным законом, за исключением национально-регионального компонента стандарта, который устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и действует на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

11. Государственный образовательный стандарт разрабатывается на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса в части, не определенной Федеральным законом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

12. Изменения и дополнения государственного образовательного стандарта в части, относящейся к компетенции Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом один раз в шесть лет, начиная с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.

13. Разработка указанных в пункте 12 настоящей статьи изменений и дополнений проводится на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При проведении конкурса должны соблюдаться следующие условия:

1) открытость информации на всех этапах разработки государственного образовательного стандарта;

2) право каждого субъекта Российской Федерации на представительство в составе конкурсной комиссии;

3) обязательное представительство в конкурсной комиссии учителей, методистов, ученых, работников органов управления образованием, представителей общественных организаций, отражающих интересы различных социальных групп населения;

4) обязательность представления в конкурсную комиссии участниками конкурса обоснований предлагаемых ими изменений и дополнений государственного образовательного стандарта.

14. На основе государственного образовательного стандарта проводится разработка:

1) примерных учебных планов и образовательных программ;

2) технологий оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся для аттестации образовательных учреждений (организаций);

3) положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования требованиям государственного образовательного стандарта;

4) учебников, учебных пособий и других дидактических материалов, составляющих федеральный и национально-региональный комплекты;

5) методики аттестации педагогических работников в части соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта, государственной итоговой аттестации;

6) стандартов учебно-материальной базы учреждений основного общего образования и учебной книги для основного общего образования.


Статья 5. Сферы компетенций

в области государственного образовательного стандарта

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает две сферы компетенций в области государственного образовательного стандарта:

1) сфера компетенции Российской Федерации;

2) сфера компетенции субъекта Российской Федерации.

2. Компетенция распространяется на деятельность по разработке, принятию, исполнению государственных образовательных стандартов и контролю их исполнения.


ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


Статья 6. Общая часть

1. Государственный образовательный стандарт учитывает интересы личности, общества, государства, тенденции развития мирового образования, сохраняет и преемственно развивает лучшие традиции отечественной общеобразовательной школы.

2. Минимум содержания основной общеобразовательной программы основного общего образования устанавливается федеральным и национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта.

3. Предельно допустимая недельная учебная нагрузка по годам обучения граждан (обучающихся), фиксируемая государственным образовательным стандартом, установлена с учетом действующих в Российской Федерации гигиенических и физиологических норм.

4. Нормы, устанавливаемые государственным образовательным стандартом, фиксируют результаты обучения по ступеням образования: начальному общему и основному общему образованию.

5. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта включает единое для всех образовательных учреждений (организаций) данного уровня содержание образования, общеобразовательная ценность которого доказана отечественной и мировой практикой образования.

6. Изменения структуры и содержания федерального компонента в процессе корректировок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производятся в том случае, если предлагаемые изменения прошли массовую опытно-экспериментальную проверку и доказали свою эффективность. Положение об опытно-экспериментальной проверке утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

7. Требования государственного образовательного стандарта составлены с учетом возможности их достижения каждым обучающимся, выполняющим в полном объеме свои учебные обязанности, за исключением граждан (обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья.

8. Обязательный минимум содержания каждой образовательной области государственного образовательного стандарта определяется с учетом места и времени, отводимого на ее изучение федеральным и национально-региональным базисными планами.

9. Структура обязательного минимума содержания государственного образовательного стандарта обеспечивает возможность создания на его основе вариативных учебных программ, учебников и пособий, гарантирует свободу творчества всех участников образовательного процесса.

10. Требования к уровню подготовки выпускников учреждений (организаций) общего среднего образования содержат характеристику минимального, но достаточного для достижения целей основного общего образования уровня подготовки, выражены в предметно-деятельностной форме и рассчитаны на возможность контроля и обработки результатов с использованием средств новых информационных технологий.


Статья 7. Компетенция Российской Федерации

в области государственного образовательного стандарта

К ведению Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта относятся:

1) принятие Федеральных законов в области государственного образовательного стандарта;

2) формирование и осуществление государственной политики в области государственного образовательного стандарта;

3) установление статуса государственного образовательного стандарта;

4) определение порядка разработки, установления и введения государственного образовательного стандарта;

5) разработка и установление общей части государственного образовательного стандарта, государственного базисного плана, федерального базисного плана, федерального компонента государственного образовательного стандарта по каждой образовательной области федерального базисного плана;

6) и осуществление государственного контроля за исполнением государственного образовательного стандарта;

7) установление порядка и координация деятельности в области использования государственного образовательного стандарта для аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения (организации);

8) информационное и научно-методическое обеспечение федерального компонента государственного образовательного стандарта;

9) создание единой для Российской Федерации государственной системы оценки и мониторинга исполнения государственного образовательного стандарта;

10) установление объема учебного времени, отнесенного к ведению образовательного учреждения для разработки и реализации содержания образования, отражающего особенности природного, общественного и хозяйственного окружения образовательного учреждения, выбранного им направления дифференциации образования.


Статья 8. Компетенция субъекта Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта

Субъект Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти по вопросам, не входящим в компетенцию Российской Федерации в области государственного образовательного стандарта. К компетенции субъекта Российской Федерации отнесено также определение порядка изучения образовательной области федерального компонента государственного образовательного стандарта “Иностранный язык”.


Статья 9. Структура государственного образовательного стандарта

1. Государственный образовательный стандарт состоит из общей части, государственного базисного плана, федерального базисного плана, базисного плана субъекта Российской Федерации, федерального и национально-регионального компонентов и составляющих их образовательный областей.

2. Образовательная область федерального компонента включает общие положения, обязательный минимум содержания образовательной области, требования к уровню подготовки выпускников.

3. Документом государственного образовательного стандарта, фиксирующим объем компетенций в области государственного образовательного стандарта Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также образовательного учреждения в области разработки и реализации содержания образования, является государственный базисный план.

Статья 10. Базисные планы

1. Государственный базисный план, федеральный базисный план и базисный план субъекта Российской Федерации разрабатываются и принимаются в соответствии со сферами компетенций в области государственного образовательного стандарта.

2. Государственный базисный план — раздел государственного образовательного стандарта, фиксирующий нормативные сроки освоения основной образовательной программы основного общего образования, общее число недельных учебных часов, их распределение по компонентам государственного образовательного стандарта, число недельных учебных часов, отнесенных к ведению образовательного учреждения, по ступеням основного общего образования, а также предельно допустимую учебную нагрузку обучающихся.

3. Государственный базисный план является основой для разработки федерального базисного плана и базисного плана субъекта Российской Федерации, а также исходным документом для расчета нормативов финансирования общеобразовательных учреждений (организаций), реализующих основные общеобразовательные программы основного общего образования.

4. Федеральный базисный план — раздел государственного образовательного стандарта, устанавливающий образовательные области федерального компонента, период и продолжительность их изучения.

5. Базисный план субъекта Российской Федерации — раздел государственного образовательного стандарта, фиксирующий нормативы национально-регионального компонента. Устанавливается в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации.


Статья 11. Государственный базисный план

Устанавливается следующий государственный базисный план для уровня основного общего образования:

1. Нормативные сроки основания основной образовательной программы основного общего образования 9 лет

2. В том числе по ступеням основного общего образования:

начальное общее образование 4 года

основное общее образование 5 лет

3. Общее число недельных учебных часов 272 часа

4. Число недельных учебных часов

федерального компонента 207 часов

в том числе число недельных учебных часов

в ведении образовательного учреждения 30 часов

5. Число недельных учебных часов

национально-регионального компонента 65 часов

6. В том числе по ступеням основного общего образования:

1) начальное общее образование

Число недельных учебных часов

федерального компонента 74 часа

в том числе:

число недельных учебных часов

в ведении образовательного учреждения 14 часов

число недельных учебных часов

национально-регионального компонента 27 часов

2) основное общее образование

Число недельных учебных часов

федерального компонента 133 часа

в том числе число недельных часов

в ведении образовательного учреждения 16 часов

Число недельных учебных часов

национально-регионального компонента 38 часов

7. Продолжительность учебного года, включая 4 недели каникул (кроме летних) и экзаменационный период, составляют:

1) для начального общего образования от 38 до 40 недель;

2) для основного общего образования от 40 до 42 недель.

8. Предельно допустимая аудиторная недельная учебная нагрузка обучающихся по классам следующая:

1 класс — 22 часа; II — 25 часов; III — 27 часов; IV класс — 27 часов; V класс — 32 часа; VI класс — 33 часа; VII — 35 часов; VIII — 35 часов; IX — 36 часов.

В указанную предельно допустимую аудиторную недельную учебную нагрузку обучающихся не включается время, отводимое на выполнение обучающимися домашних заданий.

9. Фактическое число недельных учебных часов, подлежащих финансированию, может превышать предельно допустимую аудиторную недельную учебную нагрузку обучающихся по классам в связи с делением классов на группы (подгруппы) по отдельным образовательным областям, курсам, учебным дисциплинам.

Перечень образовательных областей, курсов, учебных дисциплин, при изучении которых деление классов на группы (подгруппы) является обязательным, и порядок деления классов на группы (подгруппы) устанавливаются для федерального компонента федеральным (центральным) органом управления образованием, к компетенции которого отнесено основное общее образование.


Статья 12. Федеральный базисный план основного общего образования

1. Федеральный базисный план устанавливается для каждой ступени основного общего образования.

2. Федеральный базисный план для ступени начального общего образования устанавливается с учетом того, что начальное общее образование закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщает к истокам отечественной и мировой культуры, создавая тем самым базу для последующего освоения образовательных программ основного общего образования.

3. Федеральный базисный план начального общего образования включает следующие образовательные области, период и нормативную продолжительность их изучения.

Период изучения: с I по IV класс.

Нормативная продолжительность изучения:

Русский язык

как государственный язык Российской Федерации 3 часа в неделю

Искусство 2 часа в неделю

Математика 4 часа в неделю

Окружающий мир 2 часа в неделю

Трудовая подготовка 2 часа в неделю

Физическая культура 2 часа в неделю


4. Изучение родного языка и литературы гражданами (обучающимися), проживающими на территории субъекта Российской Федерации, находится в компетенции соответствующего субъекта Российской Федерации и осуществляется в пределах национально-регионального компонента государственного базисного плана.

5. Федеральный базисный план для ступени основного общего образования устанавливается с учетом того, что основное общее образование, развивая и опираясь на сформированные в процессе начального общего образования способы деятельности, ориентации и знания, предоставляет обучающимся возможность систематического освоения сведений об окружающем их мире, отраженных в соответствующих науках и технологиях, мировой художественной культуре, методах и формах познания.

Основное общее образование формирует начальные представления о сферах профессиональной деятельности человека, фундаментальных законах и закономерностях, вооружает способами деятельности, необходимыми для осознанного выбора обучающимися направлений продолжения образования и сфер будущей профессиональной деятельности.

6. Федеральный базисный план для ступени основного общего образования включает следующие образовательные области, период и нормативную продолжительность их изучения.

Русский язык как государственный язык

Российской Федерации с V по IX класс 3 часа в неделю

Биология с VI по IX класс 2 часа в неделю

География с VI по IX класс 2 часа в неделю

Искусство с V по VIII класс 2 часа в неделю

Информатика VII класс 2 часа в неделю

История с V по VII, IX классы 2 часа в неделю

VIII класс 3 часа в неделю

Обществознание IX класс 2 часа в неделю

Математика с V по VII класс 5 часов в неделю

VIII, IX класс 4 часа в неделю

Технология с V по IX класс 2 часа в неделю

Физика и астрономия с VII по IX класс 2 часа в неделю

Физическая культура с V по IX класс 2 часа в неделю

Химия VIII-IX класс 2 часа в неделю


Порядок изучения образовательной области “Иностранный язык” устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять период изучения иностранного языка (языков) в пределах обеих ступеней основного общего образования. В случае установления субъектом Российской Федерации изучения данной образовательной области на ступени начального общего образования субъект Российской Федерации вправе осуществить соответствующее перераспределение числа недельных учебных часов, предусмотренных на изучение данной образовательной области, с соответствующей корректировкой числа недельных учебных часов федерального и национально-регионального компонентов между ступенями обучения.

7. Изучение родного языка и литературы в рамках основного общего образования обучающимися, проживающими на территории субъекта Российской Федерации, находится в компетенции соответствующего субъекта Российской Федерации и осуществляется в пределах национально-регионального компонента государственного базисного плана.

8. Образовательное учреждение обязано в пределах учебного времени, отнесенного к его ведению, организовать обучение по выбору, содержание которого отвечает запросам обучающихся, их родителей (законных представителей).


Статья 13. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливает минимальное содержание основной образовательной программы основного общего образования, имеющее общекультурное и общегосударственное значение и обеспечивающее единство образовательного пространства Российской Федерации, а также соответствующие требования к уровню подготовки выпускников.

2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается отдельно по каждой образовательной области федерального базисного плана и изложен в следующих приложениях к настоящему Федеральному закону.


Приложение I. Начальное образование

Приложение II. Русский язык как государственный язык Российской Федерации

Приложение III. Биология

Приложение IV. География

Приложение V. Искусство

Приложение VI. Иностранные языки

Приложение VII. Информатика

Приложение VIII. История

Приложение IX. Обществознание

Приложение X. Математика

Приложение XI. Технология

Приложение XII. Физика и астрономия

Приложение XIII. Физическая культура

Приложение XIV. Химия


Статья 14. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта

1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта устанавливает минимальное содержание основной образовательной программы основного общего образования и соответствующие требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации.

2. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта устанавливается в соответствии с положением пункта 9 статьи 4 настоящего Федерального закона.


Глава III. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


Статья 15. Государственный контроль исполнения государственного образовательного стандарта

1. Государственный контроль исполнения государственного образовательного стандарта в образовательных учреждениях (организациях), имеющих государственную аккредитацию, осуществляется государственной аттестационной службой в порядке, установленном Федеральным законом о государственной аттестационной службе.

2. Система контрольных заданий, независимо от их формы, представляет собой критериально-ориентированные тесты (зачет-незачет), соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников.

3. Государственный контроль достижения обучающимся требований государственного образовательного стандарта осуществляется по итогам освоения основных образовательных программ начального общего и основного общего образования и является обязательной частью государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Для получения выпускником образовательного учреждения (организации) положительной оценки (зачета) по образовательной области в процессе государственной (итоговой) аттестации ему достаточно дать правильные ответы на 70 процентов вопросов и заданий, содержащихся в измерителе.

4. Измерители разрабатываются, утверждаются государственной аттестационной службой и реализуют информационную, диагностическую и воспитывающую функции.

Измерители разрабатываются на основе требований к уровню подготовки выпускников, установленных государственным образовательным стандартом, отдельно по каждой образовательной области.

5. Проведение аттестации образовательного учреждения (организации) по его заявке может быть приурочено к итоговой аттестации выпускников данного образовательного учреждения (организации) в год проведения аттестации.

6. Статус оценки достижения обучающимися требований государственного образовательного стандарта определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

7. Порядок осуществления государственного контроля исполнения государственного образовательного стандарта устанавливается Федеральным законом о государственной аттестационной службе.


Статья 16. Доступность и открытость информации в области государственного образовательного стандарта

1. Государственная аттестационная служба обязана через средства массовой информации регулярно, не реже одного раза в год, сообщать о результатах контроля исполнения государственного образовательного стандарта, о конкретных показателях и требованиях, предъявляемых к выпускникам и образовательным учреждениям.

2. Органы государственного контроля обязаны сообщать через средства массовой информации федерального, регионального и муниципального уровней обо всех случаях применения ответственности за нарушение настоящего Федерального закона.

3. Образовательное учреждение обязано в течение пяти дней со дня получения информации (заключения) государственной аттестационной службы по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников довести эту информацию до сведения выпускников, их родителей (законных представителей).

4. Учредители образовательных учреждений (организаций), имеющих государственную аккредитацию, обязаны ежегодно публиковать в соответствующих средствах массовой информации анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников в учрежденных ими образовательных учреждениях (организациях).

5. Обобщенный анализ результатов контроля исполнения государственного образовательного стандарта в Российской Федерации ежегодно представляется Правительством Российской Федерации в докладе о ходе реализации Федеральной программы “Развитие образования в России” палатам Федерального Собрания Российской Федерации.


Статья 17. Разрешение споров при осуществлении деятельности в области государственного образовательного стандарта

1. При неисполнении или ненадлежащем исполнении образовательным учреждением (организацией) основного общего образования государственного образовательного стандарта обучающиеся, родители (законные представители), представители общественности вправе предъявить соответствующему образовательному учреждению (организации) претензии в порядке и сроки, которые устанавливаются Федеральным законом о государственной аттестационной службе.

2. При отклонении претензий полностью или частично, либо неполучении ответа в течение установленных для их рассмотрения сроков заявитель вправе предъявить иск к образовательному учреждению (организации) основного общего образования в суд или арбитражный суд.

3. Дальнейшее разрешение споров, возникающих между обучающимися, родителями (законными представителями), общественностью и образовательными учреждениями (организациями) в области государственного образовательного стандарта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


Статья 18. Защита обучающихся от некачественного преподавания

1. При приеме граждан (обучающихся) в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить их и (или) их родителей (законных представителей) с наличием (или отсутствием) у образовательного учреждения государственной аккредитации, что фиксируется в заявлении о приеме в данное образовательное учреждение.

2. При приеме граждан (обучающихся) образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся, их родителей (законных представителей) с содержанием реализуемой им основной образовательной программы, в том числе с содержанием, выходящим за рамки государственного образовательного стандарта.

3. При поступлении граждан (обучающихся) в учреждение основного общего образования родители (законные представители) имеют право ознакомиться с результатами государственных (итоговых) аттестаций обучающихся двух последних лет.

4. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта является единственным и достаточным условием получения положительной оценки при проведении промежуточной аттестации обучающихся.

5. В случае если реализация содержания основной образовательной программы в рамках государственного образовательного стандарта для класса, группы классов, всего контингента обучающихся невозможна, руководитель образовательного учреждения (организации) обязан в недельный срок проинформировать об этом учредителя образовательного учреждения (организации), органы местного самоуправления, органы управления, в ведении которых находится образовательное учреждение, а также обучающихся и их родителей (законных представителей).

Учредитель образовательного учреждения (организации), органы местного самоуправления обязаны в месячный срок принять меры по обеспечению реализации требований государственного образовательного стандарта в данном образовательном учреждении (организации), а если это невозможно, органы местного самоуправления обязаны перевести данный контингент обучающихся для обучения в другое образовательное учреждение, реализующее основные образовательные программы данного уровня образования.

6. В случае неисполнения пункта пятого настоящей статьи, повлекшем неосвоение обучающимися содержания образовательной программы в связи с невозможностью реализации государственного образовательного стандарта образовательным учреждением (организацией), обучающиеся, их родители (законные представители) вправе предъявить данному образовательному учреждению (организации) иск по возмещению затрат, связанных с необходимостью дополнительного обучения в связи с неисполнением образовательным учреждением (организацией) государственного образовательного стандарта.

7. Образовательное учреждение обязано в пределах учебных часов, отведенных к его ведению, организовать занятия на факультативной основе с учетом запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Конкретное содержание указанных занятий устанавливается советом образовательного учреждения.


Статья 19. Защита педагогических работников от необъективной оценки их труда

1. Настоящий Федеральный закон гарантирует занятость педагогическим работникам, профессиональную востребованность выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования в соответствии с перечнем образовательных областей федерального базисного плана, периодом и нормативной продолжительностью их изучения.

2. Руководитель образовательного учреждения (организации) обязан обеспечить деление классов на группы (подгруппы) при изучении образовательных областей, учебных курсов или дисциплин в соответствии с пунктом 9 статьи 11 настоящего Федерального закона, что закрепляется в уставе образовательного учреждения (организации). В этом случае оплата занятий педагогическим работникам осуществляется в полном размере, вне зависимости от деления классов на группы (подгруппы).

3. Образовательное учреждение обязано обеспечить педагогическому работнику необходимые организационно-методические условия (наличие классных комнат, учебников и обязательного минимума учебного оборудования, наполняемость классов) для качественного выполнения им должностных обязанностей по реализации государственного образовательного стандарта.

4. Запрещается предъявление требований к педагогическому работнику об исключении из реализуемых им рабочих программ образовательных областей, курсов и дисциплин соответствующего содержания, установленного государственным образовательным стандартом.

5. Педагогический работник имеет право самостоятельно определять содержание рабочей программы образовательной области, учебного курса, дисциплины, превышающее содержание, установленное государственным образовательным стандартом, а также выбирать формы организации, методы и средства обучения, наиболее полно обеспечивающие высокое качество образовательного процесса.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 20. О введении в действие настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 21. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 4 (21) | Законы и законопроекты. Комментарии | Проект федерального закона "о государственном образовательном стандарте основного общего образования"

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх