новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 4 (21) | IV Съезд Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом — Россия" | Сообщение IV съезду ВОПД НДР "О работе фракции НДР в государственной думе"

С.Г.Беляев, руководитель фракции “Наш дом — Россия” в Государственной Думе, заместитель Председателя Совета Движения


О РАБОТЕ ФРАКЦИИ “НАШ ДОМ — РОССИЯ”

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

Уважаемые гости съезда, уважаемые делегаты, уважаемый Виктор Степанович!

Полтора года в Государственной Думе действует фракция НДР. По сути о работе фракции уже сказано в докладе, но уместен один вопрос — оправдали ли мы надежды наших коллег по Движению? Но уместно в то же время задать вопрос: чьи надежды? Аппарата, чиновников от власти или в целом Движения и избирателей? Возможно ли в этом случае отделять фракцию от Движения?

Мы, делегаты съезда, можем открыто друг другу сказать, что если есть неудачи и изжога от неоправдавшихся надежд, то это от того, что Движение, а, естественно, и фракция, не смогли реализовать свою программу, то есть нашу программу, программу “Нашего дома — Россия”. Сложилась непростая ситуация, потому что проблемы социально-экономического характера в стране поставили нас, депутатов Государственной Думы от НДР, в прямую зависимость от действий Правительства. В свою очередь и Правительство оказалось в тяжелейшем положении. И в этой ситуации не только фракция, но и весь “Наш дом — Россия” оказались фактически заложниками политики Правительства, и наше положение так или иначе находилось все это время в зависимости от правительственного курса.

Такое положение вызвано тем, что НДР объективно вот уже 2 года существует как составная часть пропрезидентских сил. Это создало образ партии власти, сковало наше Движение грузом ответственности за итоги политики Президента и Правительства.

Однако все эти доводы не соответствуют реальному положению вещей. НДР не мог быть и не был партией власти в обычном понимании. “Нашему дому — Россия” выпала честь нести косвенную ответственность за относительные неудачи в большей степени, чем возможность разделять успехи. НДР напрямую не влияло на выработку и проведение политики в стране. Достаточно посмотреть, какие пункты программы НДР были выполнены Правительством.

Но в то же время сущность нашего Движения, принципы, заложенные в его Уставе, не оставляют нам возможности ухода в оппозицию, так как все реформаторские силы обязаны сегодня не выходить за рамки разумной и конструктивной критики курса Президента и Правительства. Игра в оппозицию для НДР неприемлема. Необходимость поддержки курса Президента становится, по сути, неотъемлемым качеством “Нашего дома — Россия”. А это значит, что в недалекой перспективе НДР ждут исключительно тяжелые времена, так как мы в общенациональном масштабе приобретаем качество вечной жертвы для критики и соответствующих нападок.

Итак, если “Наш дом” сохраняется как пропрезидентская сила, и наша тактика работы в Правительстве остается неизменной, то на выборах 1999 года нам придется состязаться разве что с Партией любителей пива, тем более, что они, как и мы, очень полюбили позу победителей: все, что ни нальют, все по колено.

Что же делать, если игра в оппозицию для нас неприемлема? Если мы хотим выиграть, надо идти на опережение в игре с Правительством, надо заранее публично выдвигать и поддерживать те меры, которые в дальнейшем будет предлагать Правительство.

Но в этой связи возникает, правда, вопрос — способно ли Движение само выработать комплекс мер по выводу страны из кризиса, разработать краткосрочную программу преодоления стагнации уже в 1999 году или инициировать программу реформ в социальной сфере до 2005 года? Можем ли мы предложить Правительству свои схемы, можем ли мы стать авторами нового этапа реформ? Уверен, что можем!

Конечно, Виктор Степанович, мы можем это сделать, так как у нас есть энергичные и молодые силы, они способны задать тон общей дискуссии в стране, в том числе и по необходимости изменений и подходов к бюджету и налогам.

Вспомним, что еще осенью прошлого года мы предлагали свои подходы к формированию бюджета, но необходимость поддержки Правительства любыми средствами толкнула нас на компромисс. Тогда победа над собой обернулась поражением в обществе, тогда Правительство, которое мы поддержали, праздновало свою победу вместе с нами, а теперь уже новое Правительство обвиняет нас в том, что мы поддержали “плохой бюджет”.

Теперь нам нужен точный прицел, и вижу я его в ускоренной работе над программой неотложных мер по разработке новой бюджетной концепции с нестандартным налоговым подходом в увязке со среднесрочной программой развития страны, при разработке которой наша фракция должна принять участие. Мы обязаны работать только не опережение. Мы должны предстать перед гражданами своей страны в обновленном виде с новыми идейными, понятными каждому новациями, с полной определенностью статуса нашего Движения.

Такая позиция дает нам хороший задел для начала предвыборной кампании 1999 года. Особого внимания требует вопрос о функциях нашей фракции в Государственной Думе. Думская фракция — это не просто отдельный структурный элемент Движения, это выдвинутый прежде всего Движением, а затем избранный народом политический авангард не только Движения, но и общества в целом. А в самом Движении? Это политическое ядро, которое каждый день, как и наш Председатель, Премьер-министр, находится на острие политической жизни. Именно по этим двум эпицентрам общество судит о “Нашем доме”, и ненормально, когда в “Нашем доме” фракции не отводится подобающего ей места, а Премьер-министр редко выступает как хозяин “Нашего дома — Россия”.

Итак, сформулируем три основные задачи фракции.

Первая. Фракция должна формулировать позицию НДР абсолютно по всем важнейшим вопросам внутренней и внешней политики страны. Конечно, это будет выражаться в виде законодательных инициатив и проектов постановлений Государственной Думы.

Вторая. Фракция должна иметь связь с региональными отделениями Движения, обязана выполнять задачу координатора региональных инициатив и отстаивать их в Федеральном Собрании. Именно это даст основание утверждать, что наше Движение — это Движение регионов.

Третье. Фракция должна стать генератором идей, программ, способных высветить динамизм нашего Движения, устремленного в будущее. Важно только, чтобы эти идеи и программы были правдивыми и доступными для понимания наших избирателей. Решать такие задачи можно, и мы их решим только тогда, когда фракция НДР перестанет выступать довеском к общей структуре Движения, когда будет взаимопонимание в координации действий Совета, а деятельность нашей фракции будет обеспечиваться Исполкомом, который призван помогать нам во всех наших начинаниях.

Ведь только в таком взаимодействии этой триады все то позитивное, что рождено внутри нашего Движения, сможет воплотиться в конкретные действия и в принципиальной сфере, в ключевой, и в законотворческой. Ведь законотворчество — это квинтэссенция политической практики, ведь законотворчество — это концентрированная политика.

 Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1997.— № 4 (21) | IV Съезд Всероссийского общественно-политического движения "Наш дом — Россия" | Сообщение IV съезду ВОПД НДР "О работе фракции НДР в государственной думе"

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх