новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1996. — № 8 (15) | Международные отношения | Угрозы безопасности России


А.И.Подберезкин

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Расширение НАТО

Особенностью содержания политики НАТО, наносящий ущерб национальным интересам России, является неуклонное развитие идеи расширения “зоны ответственности” блока на Восток. На многочисленных мероприятиях, проводимых руководством блока, начиная с его январской сессии 1994 года, настойчиво доказывается необходимость принятия в свой состав новых членов. Основной мотивацией этого шага, на наш взгляд, является стремление абсолютизировать роль блока НАТО в качестве якобы единственного гаранта безопасности Европы. Идет активная обработка общественного мнения, особенно в Российской Федерации, с целью доказать якобы стабилизирующую роль этого блока в новой обстановке, сложившейся в Европе и во всем мире после распада СССР и Варшавского Договора. В то же время натовские руководители рекомендуют не отказываться от политики противостояния с преемницей бывшего СССР — Россией “как потенциально враждебной военной державой”.

В двери НАТО настойчиво стучат вчерашние члены Организации Варшавского Договора: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Болгария. Направили официальные запросы на вступление в НАТО Албания, а также Латвия, Литва и Эстония. В перспективе прогнозируется возможность вступления в этот альянс Украины. К границам России стремятся придвинуться не совместные экономические структуры созидания, а инструменты войны, разрушения, в виде военных группировок, ядерных вооружений и всего того, что создает материальную основу всякой войны. Это позволило бы НАТО держать Россию в кольце окружения на суше и на море, диктовать ей свои условия сосуществования.

Какие же угрозы безопасности России возникают в случае расширения НАТО на Восток?

В военно-стратегическом плане выход НАТО непосредственно к границам России на широком фронте от Балтики до Черного моря способен послужить своего рода гарантом попыток поэтапного пересмотра сухопутных и морских границ со странами СНГ, а со временем может привести к изменению характера прежних добрососедских отношений с рядом стран. Прозрачные и дружественные границы в конечном счете могут вновь стать “передним краем”. В перспективе не исключено охлаждение отношений России с Западом, усиление военного дискомфорта, что может вынудить нашу страну в интересах обеспечения своей безопасности встать на путь увеличения военной мощи и даже возврата к противостоянию с НАТО.

Совершенно очевидно, что для России было бы предпочтительнее, если вакуум безопасности по периметру СНГ был заполнен нейтральными государствами (Финляндия, Прибалтийские государства, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария). Это действительно послужило бы буфером безопасности на долгосрочную перспективу.

С другой стороны, возможное увеличение состава участников Североатлантического союза приведет к значительному возрастанию его боевого потенциала на восточноевропейском направлении. На континенте вновь возникнет дисбаланс сил в пользу единственного мощного суперблока. Количество обычных вооружений, которым в совокупности будет располагать военная организация НАТО, повысит уровни достаточности для обороны, образует потенциал для внезапного нападения, окончательно похоронит Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Группировки войск НАТО получат полную возможность укрепиться у границ России на длительную перспективу. В геополитической обстановке, в которой оказалась Россия, уже сегодня стратегические подступы к ее жизненно важным центрам оголены, но пока все-таки существует: нейтральное поле из государств — бывших участников ОВД, нейтральных стран и бывших республик СССР. Особенно тяжелый ущерб наносится России как морской державе. При вступлении в НАТО Прибалтийских и Причерноморских стран будет существенно ограничена деятельность российского военно-морского флота в Баренцевом море, на Балтике и на Черном море. В частности, Балтийский флот России в этом случае потеряет свободу маневра, фактически окажется запертым в Санкт-Петербурге. Тогда как Североатлантический союз получит существенные военные преимущества, освоив стратегически выгодные военно-морские базы на территории стран, вступивших в блок. У НАТО появится и возможность плотно контролировать оставшиеся морские “окна” России.

Антироссийская направленность расширения блока НАТО видна невооруженным глазом, начиная вектором этого расширения — на Восток и кончая характером и содержанием сотрудничества России в рамках так называемой программы “Партнерство во имя мира”. Реально эта программа не обеспечивает гарантий безопасности ее участникам, зато она является весьма удобным прикрытием для хотя бы кратковременного военного присутствия США на территориях стран распавшегося Варшавского Договора, положив начало распространению своего влияния на них и подогревая антироссийские настроения. Одной из целей программы “Партнерство во имя мира” является окончательное вытеснение России с рынков торговли оружием как крайне неудобного конкурента, предлагающего товар более высокого качества. Дело в том, что за принятием восточноевропейских стран в НАТО должен последовать всеобъемлющий переход их вооруженных сил, оснащенных советскими оружием и военной техникой, на вооружение западного производства. Следовательно, по оборонной промышленности России будет нанесен новый разрушительный удар.

Время, прошедшее после завершения совместных с войсковыми соединениями США военных учений на территории России, проведенных в рамках “Партнерства” и столь широко разрекламированных СМИ, позволяет сделать вывод о весьма сомнительной их пользе для нашей армии. Да и чему, спрашивается, она могла научиться там? С другой стороны, будущим новым членам НАТО достаточно бесцеремонно рекомендуется, например, в проведении своей кадровой политики назначать на командно-штабные должности офицеров, прошедших подготовку в США и других государствах — членах НАТО. Примечательно, что согласно признаниям представителей Минобороны всех стран Восточной Европы — бывших членов ОВД, новые режимы в угоду будущему “хозяину” уже осуществили двух-трехразовую смену военных кадров с целью “вывода своих вооруженных сил” из-под “коммунистического влияния”.

Чрезмерная настойчивость руководства НАТО в распространении и усилении своего влияния на восточноевропейские страны, стремительное поглощение выгодных стратегических рубежей и наращивание военных мускулов у границ нестабильного государства с разваленной экономикой, на мой взгляд, не окажет, однако, устрашающего воздействия на его граждан, но в то же время вряд ли будет спокойно и безучастно восприниматься ими. Вновь возникшая атмосфера “осажденной крепости” способна объединить россиян крепче, чем многочисленные заверения Запада в миролюбии или документы об общественном согласии.

Анализ собственно военной стороны дела позволяет высветить и другие неблагоприятные перспективы для безопасности России, которая, как известно, очень часто подвергалась нападениям извне в “смутное” для нее время и практически не была готова к их отражению. В данном случае не следовало бы предавать забвению трагические уроки недавнего и более отдаленного прошлого.

В чем же причины, побуждающие НАТО, грубо игнорируя интересы России, стремиться к расширению блока? В докладе руководства НАТО, в том числе в выступлениях ее генерального секретаря, постоянно подчеркивается, что задачи НАТО в перспективе будут определяться “рядом важнейших вопросов: единство, сотрудничество, партнерство и расширение НАТО; предотвращение конфликтов и преодоление кризисов...”. Упор в политической сфере делается на сохранение “единства”, что зачастую воспринимается как дежурная фраза. Однако на самом деле проблема здесь значительно сложнее. В былые времена единство блока обеспечивалось умело культивировавшимся страхом перед “коммунистической агрессией”. Теперь же этот консолидирующий фактор отсутствует, и закономерно возникает сомнение в целесообразности суммирования в рамках НАТО общих дорогостоящих усилий против несуществующего врага. Исчез основной побудительный мотив, определявший судьбу организации. Это, на мой взгляд, вынуждает НАТО активизировать поиск новых видов своей деятельности, которые обеспечивали и объясняли бы смысл ее дальнейшего сохранения. Блоку НАТО потребовалось срочно подтверждать свое право на существование и способность быть на что-то пригодным, и не только в европейском масштабе. Для этого используются страх перед “непрогнозируемой Россией”, “чеченский кризис”, присвоение себе миротворческих функций ООН в бывшей Югославии. Расширение блока НАТО, являющегося детищем “холодной войны”, которому не сопутствует уточнение или корректировка его политических задач, означает совершенствование тех структур безопасности в Европе, которые имели в течение десятилетий милитаристскую основу и приоритетное использование военной силы при решении спорных проблем. Кроме того, неоднозначное отношение к этому военно-политическому союзу в условиях отсутствия устойчивой стабильности, наличия нерешенных территориальных проблем у восточноевропейских государств, увеличит вероятность возникновения вооруженных конфликтов, создаст побудительные причины для применения военно-силовых способов решения сложных политических проблем.

Однако геополитическая обстановка на европейском континенте изменилась. Усилилась экономическая интеграция, возрастает необходимость согласования и учета общеевропейских интересов, ослабла военная конфронтация. Все это требует новых подходов к созданию более эффективной структуры взаимоотношений стран Европы и обеспечения их коллективной безопасности, чего без активного и полноправного участия России достичь невозможно. Только система, основанная не на блоковых интересах, ставших теперь анахронизмом, а на объединении усилий всех государств континента для развития экономического сотрудничества и улучшения условий жизни человека, имеет реальное право на существование.

Анализ процессов развития международных отношений в последние годы показывает, что идеи расширения НАТО отодвинули в сторону и оставили нерешенными ряд важных мировых проблем. Среди них — проблема разоружения, особенно ядерного, включая вопросы запрещения испытаний и создания новых его видов, пересмотр ранее заключенных договоров и уточнение обязательств по ним в целях обеспечения равной безопасности, проблемы противоракетной обороны и др. Интересы национальной безопасности России требуют, чтобы она выступила инициатором в разработке и создании новой общеевропейской структуры коллективной безопасности, с участием в ней всех стран Европы без каких-либо ограничений.


Перспективы развития международных отношений

В современных условиях развития России правительственные, хозяйственные, законодательные, силовые и многие другие структуры государства допускают крупные просчеты в выборе средств и методов руководства подчиненными ведомствами, зачастую не учитывая высоких требований, вытекающих из обязательств по обеспечению национальной безопасности государства. Во внешнеполитической сфере национальной безопасности РФ развитые страны мира уже многие годы проводят курс на изоляцию и сдерживание России в ее попытках возрождения как мировой державы, как влиятельной силы на международной арене, с гарантированной военно-стратегической безопасностью. Они открыто пренебрегают нашими интересами в ближнем зарубежье и активизируют деятельность, направленную на расширение влияния в СНГ.

Интеграция России в международное сообщество сопровождается увеличением ее зависимости от экономических связей с другими странами, все большим открытием внутреннего рынка в ущерб собственным национальным интересам, поскольку не может преодолеть тенденцию сокращения доступа национального экспорта на рынки промышленно развитых стран. К наиболее серьезным угрозам экономической безопасности России относятся ее нестабильное и уязвимое геоэкономическое и торгово-политическое положение, вызванное разрушением прежних союзов, с сохранением дискриминационных ограничений во взаимоотношениях с западными странами; уход с традиционных рынков. Все это значительно ослабило мирохозяйственные позиции страны и лишило ее мощных рычагов обеспечения своих стратегических интересов за рубежом. Угрозы экономической безопасности во многом обусловлены факторами внутренней политики, в частности, они зависят от последовательности и предсказуемости решений, проистекают из зависимости от взятых международных обязательств, противодействия криминализации бизнеса, обновления законодательства и др.

Энергичное освобождение общества от “чрезмерной милитаризации” за годы перестройки не привело к резкому повышению благосостояния народа и динамизму экономики. Не в пользу России произведен и раздел “трофеев холодной войны”: она потеряла больше, чем приобрела в результате вывода войск, сокращения и раздела вооруженных сил бывшего СССР. Пространство, ранее занимавшееся Варшавским Договором, не стало нейтральным, а превратилось в арену скрытого военно-политического соперничества. Бывшие противники получили новых союзников и приблизились к российским рубежам, США выступают инициаторами дальнейшего расширения НАТО, продолжают гонку вооружений — теперь уже на качественно новом уровне.

Кроме того, реальностью является усиливающееся соперничество между североамериканским, западноевропейским и азиатско-тихоокеанским регионами за упрочение своего влияния на пространствах бывшего Советского Союза. В мире все большую устойчивость приобретает тенденция укрепления тех систем безопасности в мировом сообществе, которые имеют милитаристскую основу и приоритетное использование военной силы в решении спорных проблем.

Национальной безопасности России наносится ущерб обострением проблем охраны и обороны государственной границы с ее военной незащищенностью и чрезмерной транспарентностью (контрабанда, провоз оружия, наркотиков, отсутствие тщательного биологического и медицинского контроля, проникновение диверсионных групп и пр.). Наиболее потенциально взрывоопасными являются границы на Кавказе, в Забайкалье, на Дальнем Востоке.

В современной сложной геостратегической обстановке Российская Федерация не может характеризоваться иначе, как ослабленное в военном отношении государство. Военная реформа и создание соответствующих ее статусу и международному положению Вооруженных Сил в течение пяти лет не осуществлялись. Уровень боеспособности и боевой готовности унаследованных от СССР объединений и соединений в результате многократных организационных перетрясок, передислокаций и крайне низкой материальной обеспеченности не соответствуют требованиям Основных положений военной доктрины страны. В силу этих причин Вооруженные Силы РФ в целом, на мой взгляд, нельзя считать гарантом военной безопасности государства.

Эти обстоятельства подтверждают острую необходимость создания в Российской Федерации надежной системы обеспечения национальной безопасности в общегосударственном масштабе. Наибольшую угрозу национальной безопасности России представляют межнациональные конфликты и сепаратистские тенденции, в процессе которых нарушаются права и свободы человека по национальному признаку, возвеличивается роль одних этносов за счет других.

Продолжается процесс саморазвития организованной преступности. Опираясь на коррумпированные связи в органах государственной власти, она становится разветвленной системой, которая претендует не только на лидерство в экономике, но и в политике, генерирует общеуголовную преступность. Отмечается консолидация преступных группировок в рамках отдельных территорий, на межрегиональном и международном уровнях. Возрастает число преступных проявлений международного характера.

Сложившиеся неблагоприятные тенденции во взаимоотношениях со странами СНГ обусловили возникновение ряда угроз экономической безопасности Российской Федерации. Под давлением конкуренции развитых западных государств возникла угроза того, что по важнейшим торгово-экономическим, научно-техническим и технологическим направлениям утрата позиций России в регионах СНГ может стать необратимой. Зоной повышенного риска стала система транспортно-коммуникационной инфраструктуры, находящейся на территории СНГ.

Существенное влияние на национальную безопасность и экономику страны оказывает состояние валютного рынка и денежного обращения. Масштабы валютных операций в России достигли размеров, при которых они оказывают прямое влияние на стабильность национальной валюты и экономики в целом. В настоящее время иностранная валюта стала вторым платежным средством. Крайне негативно сказываются на состоянии экономики возросшие масштабы незаконных операций по вывозу из страны валютных средств и отмыванию преступно нажитых капиталов.

Ослабление внешнеполитических позиций России, дальнейшее усугубление внутриполитического и экономического кризисов требуют срочной всесторонней проработки многоплановых проблем национальной безопасности государства, включая создание соответствующей научной концепции, разработку конкретных мер и задач всех ветвей власти, экономических, социальных и силовых структур, повышение их ответственности в вопросах неуклонного соблюдения и защиты национальных интересов страны.

Угрозы национальной безопасности России обусловлены также длительным отсутствием в государстве единого органа, который обеспечивал бы руководство и контроль за неуклонным соблюдением всеми властными структурами и ведомствами национальных интересов страны в широком их понимании.

В качестве первоочередных мер по решению проблем национальной безопасности, по моему мнению, было бы целесообразно:

— разработать и принять на общегосударственном уровне Концепцию национальной безопасности Российской Федерации. Для ее подготовки желательно привлечь представителей законодательных органов, министерств и ведомств, видных ученых и специалистов РАН и неправительственных научно-исследовательских организаций, под общим руководством Госдумы и Совета Федерации;

— ввести в практику, чтобы в ежегодных докладах Президента РФ Федеральному Собранию объявлялись основные приоритеты интересов государства на ближайший год, гарантирующие национальную безопасность страны;

— в интересах национальной безопасности обеспечить самостоятельность страны в принятии решений внешнеполитического, экономического и оборонного характера, в частности, касающихся общего направления социально-экономических реформ, внутренней политики и т.п.;

— добиваться устойчивости и предсказуемости поступательного развития национальной экономики темпами, не уступающими соответствующим среднемировым показателям и естественному приросту населения;

— обеспечивать возможность осуществления структурных преобразований в национальной экономике с учетом магистральных направлений научно-технического прогресса и необходимости приспособления к более динамичной структуре мирового хозяйства, включая увеличение в ней доли наукоемкой продукции;

— гарантировать обеспечение снабжения страны основными продовольственными товарами за счет внутреннего производства; упорядочить экономическое сотрудничество и развивать интеграционные процессы в рамках СНГ, расширять кооперационные связи со странами бывшего СЭВ;

— системой законодательных мер упорядочить приток иностранного капитала с таким расчетом, чтобы обеспечить контроль государства над жизненно важными ресурсами и сферами экономической деятельности, защиту от монополизма в лице иностранных компаний и расширение их инвестиционной активности в приоритетных для страны отраслях хозяйства; совершенствовать механизм государственного импорта и экспорта с использованием защитных мер в интересах местных производителей товаров и услуг; упорядочить кредитно-финансовые отношения с зарубежными странами с тем, чтобы исключить возможность давления кредиторов и вмешательства их во внутренние дела страны;

— разработать единые принципы развития государственной системы валютного контроля на основе четкого разграничения функций и задач федеральных органов исполнительной власти. Ускорить принятие Законов “О легализации преступных доходов”, “О борьбе с организованной преступностью”, “О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю” и постановлений Правительства “О введении в Российской Федерации системы обязательной экспертной оценки количества, качества и соответствия цены экспортируемых товаров”. Создать при Правительстве России Межведомственную комиссию по валютному контролю, включив в ее состав представителей ведомств, занимающихся регулированием и контролем в валютной и внешнеэкономической сферах;

— разработать нормативные правовые акты, предусматривающие порядок оценки для целей налогообложения экспортируемых и импортируемых товаров и обязательности расчетов. Уменьшить количество подлежащих уплате налогов. Предусмотреть в новом Уголовном кодексе РФ статьи, предусматривающие ответственность за сокрытие доходов или неуплату налогов, ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговых органах, фальсификацию или укрытие аудиторскими фирмами информации о суммах налогов, подлежащих выплате;

— дополнить Конституцию Российской Федерации нормой, предусматривающей досрочный роспуск органов государственной власти субъектов Федерации и введение президентского правления на территории этих субъектов, если действие названных органов направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв национальной безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

— Концепция национальной безопасности Российской Федерации должна обеспечить поддержание на надлежащем уровне специализированного оборонно-промышленного потенциала и формирование достаточного мобилизационного резерва на основе быстро перестраиваемых производств с технологиями двойного применения, а также необходимое техническое совершенство в приоритетных видах вооружений и военной техники;

— в целях создания условий для проведения военной реформы в стране сократить до минимума участие Вооруженных Сил России в миротворческой деятельности и других наднациональных международных организациях, ограничив их активность рамками защиты внутренних национальных интересов, с минимальными затратами материальных ресурсов.

Реализация содержания официально принятой Концепции национальной безопасности предполагает применение многообразного комплекса мер, средств и постоянного внимания со стороны как властных структур, так и всех граждан Российской Федерации.

 Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1996. — № 8 (15) | Международные отношения | Угрозы безопасности России

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх