новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1996. — № 8 (15) | Законы и законопроекты. Комментарий | Комментарий к главам viii—xi федерального закона
“о выборах президента Российской федерации”


А.П.Любимов

КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВАМ VIII—XI ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
“О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”


Глава VIII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Статья 49. Помещение для голосования


Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующей местной администрации.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается.

В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образец заполненного избирательного бюллетеня и информационные материалы обо всех кандидатах на должность Президента Российской Федерации. В информационных материалах о кандидатах и об их предвыборных платформах не должны содержаться агитационные призывы. Образец заполненного избирательного бюллетеня, помещенный на стенде, не должен содержать фамилии кандидатов.


В данной статье установлен безвозмездный порядок предоставления помещений для голосования участковым избирательным комиссиям для голосования участковым избирательным комиссиям главами соответствующих местных администраций. При этом в помещении должен быть зал, где можно было бы разместить кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования. Все это должно быть удобно расположено, а помещения оснащены необходимой мебелью: столами, стульями, настольными лампами, телефонами, противопожарными средствами, сейфом или несгораемым шкафом для хранения документов, часами, стендами, канцелярскими принадлежностями, свечами и другим имуществом, которое может понадобиться в день голосования, с учетом различных неожиданностей.

На стендах должны содержаться: образцы заполненного избирательного бюллетеня, информационные материалы обо всех кандидатах на должность Президента Российской Федерации, список избирателей и иные необходимые объявления и материалы.

Находящиеся на стендах информационные материалы о кандидатах на должность Президента и о их предвыборных платформах не должны содержать агитационные призывы, а на образце бюллетеня, помещенного на стенде, не должны быть фамилии кандидатов.

Как правило, ЦИК РФ предлагает председателям избирательных комиссий примерный перечень имущества, который должен быть в помещении избирательной комиссии.

Помещения для голосования должны быть взяты под контроль органов внутренних дел, а в день голосования обеспечены необходимым нарядом милиции.


Статья 50. Избирательный бюллетень


Для выборов Президента Российской Федерации каждый избиратель получает избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня на русском языке утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем за 28 дней до дня выборов.Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня.

Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации и их данные, предусмотренные частью пятой статьи 32 или частью третьей статьи 33 настоящего Федерального закона. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования этих избирательного объединения, избирательного блока, а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению, входящему в состав избирательного объединения, избирательного блока, если такая принадлежность имеет место. Если кандидат выдвинут непосредственно избирателями, его политическая принадлежность указывается только по желанию самого кандидата. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка “Против всех кандидатов” с расположенным справа от нее пустым квадратом.

Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в республиках в составе Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, а в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для избирательного участка печатаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на этих языках помещается в каждом избирательном бюллетене. Текст избирательного бюллетеня в этом случае утверждается избиратель ой комиссией субъекта Российской Федерации.

Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Избирательные бюллетени, содержащие текст на двух и более языках, печатаются в тот же срок по распоряжению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Участковые избирательные комиссии получают избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.


В комментируемой статье подробно регулируются вопросы, связанные с избирательным бюллетенем, поскольку он является одним из основных документов, на основании которого производится первичный подсчет голосов избирателей, отданных за конкретных кандидатов на должность Президента РФ.

Форма и текст избирательного бюллетеня утверждается ЦИК РФ, но не позднее чем за 28 дней до дня выборов. Это необходимо для того, чтобы своевременно изготовить необходимое количество избирательных бюллетеней, доставить их в избирательные комиссии, а также вывесить образец на избирательном участке. При этом каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

В субъектах Российской Федерации допускается по решению избирательной комиссии субъекта печатать избирательные бюллетени на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, а в необходимых случаях — на языках народов Российской Федерации на территории их компактного проживания.

Все избирательные бюллетени должны быть отпечатаны за 20 дней до дня выборов и не позднее чем за четыре дня до выборов переданы в участковые избирательные комиссии. При этом число бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. Данное требование установлено для того, чтобы вести учет избирательных бюллетеней и в целях ограничения использования незаполненных избирательных бюллетеней.


Статья 51. Порядок голосования


В день выборов голосование проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, установленного частью первой настоящей статьи, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Если менее чем за 30 дней до дня выборов гражданин, включенный в список избирателей, установит, что не будет иметь возможности прибыть в день выборов в помещение того избирательного участка, где он включен в список избирателей, он вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение на право участия в выборах Президента Российской Федерации. О получении открепительного удостоверения гражданин расписывается в списке избирателей с указанием даты получения. Выдача открепительного удостоверения регистрируется в специальном реестре. По предъявлении открепительного удостоверения гражданин должен быть включен в список избирателей на любом другом избирательном участке. Форма открепительного удостоверения и форма реестра выдачи открепительных удостоверений утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести голосование досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, на судах торгового, рыболовецкого, научно-исследовательского, военно-морского и речного флотов, которые в день выборов будут находиться в экспедициях, иностранных портах, автономном плавании, а также на полярных станциях, в других отдаленных и труднодоступных районах.

В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатывают, после чего председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается.

В случае, если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Лицо, оказавшее избирателю помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке избирателей в графе “Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня”.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена избирательной комиссии, наблюдателей или доверенных лиц кандидатов. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня.

В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки “Против всех кандидатов”.

Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании всем избирателям, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих в помещении для голосования обязательны. В случае отсутствия председателя избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии — секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею.

Член участковой избирательной комиссии отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей справа от фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт.


В статье установлено, что голосование на избирательном участке проводится с восьми до двадцати двух часов по местному времени. Это означает, что избирательный участок до 22 часов должен быть открыт для доступа избирателей, наблюдателей и других заинтересованных лиц. В данной статье отсутствует норма о том, что если на избирательном участке проголосовали все 100% зарегистрированных избирателей, участковая комиссия может прекратить голосование до 22 часов и приступить к подсчету голосов избирателей. Такая норма имеется только в отношении к избирательным участкам, образованным на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах.

Граждане, которые менее чем за 30 дней до дня выборов установят, что не смогут проголосовать на своем избирательном участке, вправе получить открепительное удостоверение на право участия в выборах Президента РФ. Получение открепительного удостоверения регистрируется в специальном реестре. Форма открепительного удостоверения, форма специального реестра и порядок выдачи открепительных удостоверений утверждаются ЦИК РФ. Это необходимо для того, чтобы установить порядок выдачи открепительных удостоверений, вести учет их выдачи, а также создать условия для возможной проверки порядка выдачи открепительных удостоверений.

Открепительное удостоверение дает право гражданину проголосовать на любом другом избирательном участке. При этом он не обязан давать объяснения, почему он не смог голосовать на своем избирательном участке.

Законом допускается возможность избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации разрешить провести досрочное голосование, но не ранее чем за 15 дней со дня выборов, на судах торгового, рыболовецкого, научно-исследовательского, военно-морского и речного флотов, которые в автономном плавании, а также на полярных станциях, в других отдаленных и труднодоступных районах.

В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить участок открытым и предъявить членам комиссии и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые сразу опечатываются. Это позволяет затем наблюдателям следить за порядком и процедурой голосования, опусканием в избирательные ящики бюллетеней, проголосовавшими избирателями. Ящики должны находиться в поле зрения наблюдателей и других.

В комментируемой статье дается подробный порядок получения и заполнения избирательного бюллетеня избирателем.

Достаточно подробно изложен порядок голосования избирателей, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В данном случае вся ответственность за возможность участвовать в голосовании этих лиц возлагается на участковые избирательные комиссии. Для этого на участке должно быть необходимое количество переносных ящиков. Члены избирательных комиссий, выезжающие по заявлениям избирателей, получают избирательные бюллетени и избирательный ящик под роспись. С ним имеет право поехать наблюдатель.

Переносные избирательные ящики не вскрываются до начала подсчета голосов избирателей. В этих случаях наблюдателям целесообразно все имеющиеся на избирательном участке переносные и стационарные избирательные ящики держать в поле зрения для того, чтобы исключить возможность сбрасывания “левых” избирательных бюллетеней.

Председатель участковой избирательной комиссии обязан обеспечить порядок в помещении для голосования. В случае его отсутствия его заменяют, соответственно, заместитель, секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный избирательной комиссией.

Участковая избирательная комиссия имеет право устранить члена избирательной комиссии от работы, а наблюдателя удалить из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или если они пытаются повлиять на волеизъявление избирателя, но для того, чтобы применить такие меры. избирательная комиссия должна вынести соответствующее решение. Лица, к которым адресованы различные решения и действия, могут обжаловать их в вышестоящую избирательную комиссию или суд, которые должны вынести решение по данной жалобе немедленно, в тот же день.

Вместе с этим следует иметь в виду, что нарушение установленных прав члена избирательной комиссии, доверенного лица избирательного объединения или наблюдателя (международного наблюдателя), — влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).


Статья 52. Подсчет голосов избирателей

на избирательном участке


По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования.

Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки, и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам и вскрывает избирательные ящики. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно — вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков.

Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования.

В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии.

Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.

Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.

Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.

В протокол об итогах голосования вносятся следующие данные:

число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;

число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссии;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

число действительных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой — число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

фамилии, имена и отчества, а при их совпадении — иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;

число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;

число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

В число избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке, включаются также избиратели, проголосовавшие по открепительным удостоверениям на данном избирательном участке, и не включаются избиратели, получившие открепительные удостоверения на данном избирательном участке.

Протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссией. Повторный подсчет голосов избирателей проводится участковой избирательной комиссией в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию.

Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.

Участковые избирательные комиссии, образованные за пределами территории Российской Федерации, первый экземпляр протокола об итогах голосования вместе с приобщенными к нему документами направляют непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов.


Согласно Закону голосование проходит только до 22 часов. По истечении этого времени получить бюллетени и проголосовать могут те избиратели, которые находятся уже в помещении для голосования.

Вскрытие избирательных ящиков происходит поочередно в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения (блоки) и иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования. До этого должны быть подсчитаны и погашены неиспользованные избирательные бюллетени. Проверена неповрежденность печатей и пломб на избирательных ящиках. В этом удостоверяются все имеющие право присутствовать. Вскрытие избирательных ящиков начинается с переносных избирательных ящиков, и это очень важно, поскольку, в случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, то все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт должен быть отражен в акте и приложен к протоколу об итогах голосования.

Подсчет голосов избирателей проводится членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых извещаются все члены комиссии, наблюдателя, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.

В законе подробно описан порядок составления протоколов об итогах голосования и тех данных, которые вносятся в них.

Протокол составляется в трех экземплярах.

В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, рекомендуется вывесить форму протокола в увеличенном виде (например, классную доску), который заполняется предварительными данными о подсчете голосов избирателей для всеобщего обозрения. Во избежание ошибок протоколы участковых избирательных комиссий заполняются после проверки правильности подсчета голосов избирателей.

Если по каким-либо причинам при подписании протокола отсутствует член комиссии с правом решающего голоса, то в графе “подпись” указывается причина его отсутствия. Если отсутствует председатель комиссии, то ставится подпись его заместителя либо члена участковой избирательной комиссии, на которого временно ее решением были возложены обязанности председателя комиссии.

Категорически не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений.

Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию для подведения итогов голосования на территории.

Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов комиссии, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений (блоков), международных наблюдателей, представителей СМИ, присутствующих при подсчете голосовой избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления.

При этом следует иметь в виду, что непредставление председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления гражданам и наблюдателям сведений об итога голосования, — влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 статьи 4013 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).


Статья 53. Установление итогов голосования

территориальной избирательной комиссией


На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия не позднее чем через три дня со дня выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

По итогам голосования территориальная избирательная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых избирательных комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов участковых избирательных комиссий, установленные частью девятой статьи 52 настоящего Федерального закона.

Протокол территориальной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной избирательной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории. Член территориальной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в территориальную избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений территориальной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Первый экземпляр протокола территориальной избирательной комиссии после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.

Второй экземпляр протокола и сводная таблица вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, со списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной избирательной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.


Территориальные избирательные комиссии не позднее чем через три дня со дня выборов обязаны установить итоги голосования на соответствующей территории. Это они делают на основании протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования данных, содержащихся в них.

По итогам голосования на территории территориальная избирательная комиссия составляет протокол, который оформляется в трех экземплярах. К протоколам территориальная избирательная комиссия обязана приложить сводную таблицу. В сводную таблицу входят данные протоколов всех участковых избирательных комиссий на соответствующей территории. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, может приложить к протоколу свое особое мнение. Все это позволяет увидеть как голосовали избиратели на данной территории, сверить данные таблицы с копиями протоколов, участковых избирательных комиссий, которые получили наблюдатели на избирательных участках. Таким образом, мы имеем двойной контроль при подведении и установлении итогов голосования. Один, в участковой избирательной комиссии, другой, в территориальной комиссии, куда поступают протоколы всех участковых избирательных комиссией соответствующей территории. Однако такой механизм контроля важно не только иметь в виду, но и уметь им пользоваться. Для этого соответствующие кандидаты на должность Президента РФ, избирательные объединения, избирательные блоки должны провести необходимую работу со своими наблюдателями, обеспечить их методическим материалом, образцами документов и т.д.

Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления.

В случае, если председатель территориальной избирательной комиссии не предоставит для ознакомления гражданину Российской Федерации или иностранному наблюдателю указанных данных, его действия наказываются в административном порядке и влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 4013 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).


Статья 54. Установление итогов голосования

избирательной комиссией субъекта

Российской Федерации


На основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем через десять дней со дня выборов устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации. Суммирование содержащихся в протоколах территориальных избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса.

По итогам голосования избирательная комиссия субъекта Российской Федерации составляет протокол, в который заносятся данные о числе территориальных избирательных комиссий на территории субъекта Российской Федерации и числе протоколов территориальных избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, а также суммарные данные протоколов территориальных избирательных комиссий, установленные частью девятой статьи 52 настоящего Федерального закона.

Протокол избирательной комиссии субъекта Российской Федерации составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных избирательных комиссий соответствующего субъекта Российской Федерации. Член избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Первый экземпляр протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Второй экземпляр протокола и сводная таблица вместе с протоколами территориальных избирательных комиссий, со списками членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранятся у секретаря избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Третий экземпляр протокола и сводная таблица предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и иных нарушений Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Повторный подсчет голосов избирателей проводится избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в присутствии члена (членов) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Все документы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных и участковых избирательных комиссий хранятся не менее шести месяцев, протоколы об итогах голосования и о результатах выборов — до назначения даты следующих выборов.


Согласно комментируемой статье на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации возлагается установить итоги голосования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Эту работу они осуществляют на основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных. При этом, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана составить сводную таблицу, которая включает данные протоколов всех территориальных избирательных комиссий соответствующего субъекта Российской Федерации.

Сводная таблица в обязательном порядке приобщается ко всем трем экземплярам протоколов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

Установление итогов голосования в субъекте Российской Федерации достаточно важно, поскольку эти данные свидетельствуют о том, как проголосовали избиратели в конкретном субъекте Федерации за того или иного кандидата на должность Президента РФ.

Первый экземпляр протокола и сводная таблица незамедлительно направляется в ЦИК РФ, по которым будут подведены общие итоги. Поэтому эти данные имеют принципиальное значение. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и иных нарушений ЦИК РФ вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Повторный подсчет проводит избирательная комиссия субъекта Федерации в присутствии члена (членов) ЦИК РФ. При этом в комментируемой статье не указываются последствия выявления этих несоответствий и ошибок. Однако, если в этом случае выявится подлог, подделка избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, такие действия могут быть наказаны в уголовном порядке.

Кроме этого, за непредставление третьих экземпляров протоколов об итогах голосования для ознакомления председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 4013 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.


Статья 55. Определение результатов выборов

Президента Российской Федерации


На основании протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет результаты выборов Президента Российской Федерации. Суммирование содержащихся в протоколах избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.

Избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Число избирателей, принявших участие в выборах, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

О результатах выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол, в который вносятся следующие данные:

число избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и отдельно число участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации;

число протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и отдельно число протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, на основе которых составлен данный протокол;

число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно;

число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов;

число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещений для голосования;

число погашенных избирательных бюллетеней;

число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы);

общее число действительных избирательных бюллетеней;

общее число избирательных бюллетеней, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой — число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций);

фамилии, имена и отчества, а при их совпадении — иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах;

число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата;

число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

К протоколу о результатах выборов Президента Российской Федерации в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Официальное объявление о результатах выборов Президента Российской Федерации в средствах массовой информации публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем через три дня со дня подписания протокола.


Определение результатов выборов Президента Российской Федерации производит ЦИК РФ на основании протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации. На это ей отведено не более 15 дней со дня выборов.

К участию суммирования данных протоколов избирательных комиссий допускаются исключительно только члены ЦИК РФ с правом решающего голоса.

Суммирование данных протоколов не осуществляют члены ЦИК РФ с правом совещательного голоса поскольку они представляют интересы кандидата на должность Президента Российской Федерации, избирательного объединения (блока) или инициативной группы.

Настоящим законом установлено, что избранным является тот кандидат на должность Президента Российской Федерации, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом, число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в избирательных ящиках.

К избирательным бюллетеням не установленной формы относятся бюллетени, не заверенные избирательной комиссией, не изготовленные официально и другие. Избирательные бюллетени не установленной формы при определении числа избирателей из подсчета исключаются.

Комментируемая статья для признания выборов состоявшимися устанавливает требование о необходимости порога явки избирателей. Если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей, то они признаются несостоявшимися.

В случае, если явка составит половину или более половины избирателей, внесенных в списки избирателей ЦИК РФ признает выборы состоявшимися. При этом число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей избирателей в списках избирателей при получении избирательных бюллетеней.

Высокая планка (порог) явки избирателей для признания выборов состоявшимися объясняется тем, что законодатель счел необходимым избрание Президента РФ осуществить более широким представительством и волеизъявлением избирателей.

В случае признания выборов несостоявшимися Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.57 настоящего Федерального закона.

Результаты выборов Президента Российской Федерации оформляются ЦИК РФ в протокол, в который вносятся данные, перечисленные в комментируемой статье. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Результаты выборов (подсчета) устанавливаются членами ЦИК РФ с правом решающего голоса коллегиально. Каждый член ЦИК РФ имеет право до оформления протокола проверить правильность подсчета каждого пункта протокола.

В течение трех дней со дня подписания протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации ЦИК РФ обязана официально объявить в средствах массовой информации результаты выборов Президента Российской Федерации.


Статья 56. Повторное голосование


В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Президента Российской Федерации и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование по выборам Президента Российской Федерации по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Повторное голосование проводится не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего Федерального закона, за исключением требования, изложенного в части четвертой статьи 55 настоящего Федерального закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через два дня со дня принятия соответствующего решения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Если до проведения повторного голосования остался один кандидат на должность Президента Российской Федерации, по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вторым кандидатом для проведения повторного голосования признается кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым Центральная избирательная комиссия Российской Федерации первоначально назначила повторное голосование.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента Российской Федерации, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.


В комментируемой статье определен порядок повторного голосования. Оно проводится по двум кандидатам на должность Президента Российской Федерации, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Повторное голосование назначает ЦИК РФ. Конкретной даты законом не установлено. Повторное голосование должно пройти не позднее чем через 15 дней со дня установления результатов общих выборов в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда ЦИК РФ признает выборы несостоявшимися, т.е. если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В этом случае, проводятся повторные выборы, в порядке, установленном в статье 57 комментируемого закона.

В повторном голосовании участвуют только два претендента на должность Президента РФ. При этом, если один из двух кандидатов в преддверии выборов снимет свою кандидатуру, его место займет кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандидатов, по которым ЦИК РФ первоначально назначила повторное голосование.

Таким образом исключается возможность безальтернативных выборов в повторном голосовании.

Кроме этого, при повторном голосовании действует еще одно немаловажное правило, согласно которому по итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Таким образом в повторном голосовании отсутствует планка явки избирателей, но действуют некоторые другие условия.


Статья 57. Повторные выборы


В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает повторные выборы Президента Российской Федерации.

Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента Российской Федерации, другие избирательные действия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При повторных выборах сроки избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом, сокращаются на треть. Сообщение о проведении повторных выборов публикуется в средствах массовой информации.

Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов.

В случае проведения повторных выборов кандидатами на должность Президента Российской Федерации не могут быть вновь выдвинуты кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.


В части первой данной статьи установлены четыре случая, когда могут быть проведены повторные выборы Президента РФ. К ним относятся случаи: когда выборы признаны несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей; когда выборы признаны недействительными, т.е. если допущенные при их проведении нарушения настоящего Федерального закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; когда после общих выборов либо при повторном голосовании ни один из кандидатов не был избран.

Во всех этих случаях повторные выборы назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должность Президента РФ, а равно другие избирательные действия сохраняются прежние в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при этом сроки избирательных действий сокращаются на треть.

Законом установлены жесткие сроки проведения повторных выборов. Они должны пройти не позднее четырех месяцев со дня первоначальных выборов. Это означает, что в течение укороченного периода времени субъекты права выдвижения кандидатов на должность Президента РФ должны заново пройти все избирательные действия. Такой темп в состоянии выдержать только те субъекты, которые организационно лучше подготовлены к выборам.

В повторных выборах не имеют права быть вновь выдвинуты кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными. В данном случае имеется ввиду возможное снятие своей кандидатуры в пользу другого кандидата и т.д.

Это означает, что ЦИК РФ при выявлении таких действий (бездействия) имеет право не зарегистрировать соответствующего кандидата на должность Президента Российской Федерации.


Статья 58. Опубликование итогов голосования

и результатов выборов

Президента Российской Федерации


Итоги голосования по каждым избирательному участку, территории, субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.

Территориальная избирательная комиссия публикует данные, содержащиеся в ее протоколе об итогах голосования не позднее чем через пять дней со дня проведения выборов, а данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, не позднее чем через 15 дней со дня выборов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации публикует в средствах массовой информации результаты выборов Президента Российской Федерации, в том числе данные протоколов всех избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об итогах голосования не позднее чем через месяц со дня выборов.

Не позднее чем через три месяца со дня выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации помещает в своем официальном печатном органе информацию об итогах голосования и о результатах выборов, включающую в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий.


Предоставление для ознакомления любому избирателю или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации итогов голосования по каждому избирательному участку, территории, субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, является одной из гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации.

Круг лиц, которым должны предоставляться данные, содержащиеся в соответствующих протоколах, достаточно широк и их можно разбить на три группы: к первой, и самой большой, относятся избиратели. Они по данным ЦИК РФ на выборах депутатов в Государственную Думу 17 декабря 1995 г. составили свыше 107 млн.граждан Российской Федерации; ко второй группе относятся наблюдатели, в которую входят и международные наблюдатели; в третью группу входят представители любых средств массовой информации, которые имеют возможность обнародовать итоги голосования, тем самым сделать эту информацию достоянием всех.

Вместе с тем, территориальные избирательные комиссии обязаны опубликовать данные содержащие в их протоколах об итогах голосования, не позднее чем через пять дней со дня выборов, а данные протоколов участковых избирательных комиссий, не позднее чем через 15 дней со дня выборов. Таким образом, после публикации любой человек имеет возможность ознакомиться с этими данными.

Кроме того, ЦИК РФ публикует в средствах массовой информации результаты выборов Президента РФ, в том числе по субъектам Федерации не позднее, чем через месяц со дня выборов, а непозднее чем через три месяца со дня выборов Президента РФ ЦИК РФ публикует в своем официальном печатном органе данные об итогах голосования и результаты выборов всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий.

Законодательством предусмотрена ответственность за непредставление и не опубликование итогов голосования.

Так, непредставление либо не опубликование сведений об итогах голосования или результатах выборов влечет наложение штрафа, размер которого зависит от уровня должностного лица, который не представил данные. См. ст.4013 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.


Статья 59. Использование автоматизированной

информационной системы


В случае использования в ходе выборов автоматизированной информационной системы избирательная комиссия образует группу из числа членов комиссии с правом решающего и совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены избирательной комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.

С момента начала голосования и до момента подписания протокола Центральной избирательной комиссией Российской Федерации автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.

В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационных центров вышестоящих избирательных комиссий информационным центрам нижестоящих избирательных комиссий, за исключением сигналов подтверждения приема информации.

Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.

К протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря избирательной комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы по контролю за использованием автоматизированной информационной системы и лицом, ответственным за введение информации.


В комментируемой статье предусмотрена возможность использования в ходе выборов Президента РФ автоматизированной информационной системы. При выборах депутатов Государственной Думы 17 декабря 1995 г. такая система применялась в экспериментальном информационном режиме. Данная систем необходима для сокращения сроков подведения итогов голосования, подготовки информационных материалов в виде таблиц, пригодных для вывода на печать и использования в системе отображения, что значительно облегчает затем их проверку и обработку для заинтересованных лиц.

В соответствии с частью первой данной статьи избирательная комиссия обязана образовать группу из числа членов избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голосов для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. при этом все члены комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.

Все данные, полученные с помощью системы, являются справочными и предварительными, не имеющие юридического значения.

Работу комплекса (системы) обеспечивает системный администратор избирательной комиссии. Системный администратор работаем под руководством председателя избирательной комиссии или члена комиссии, которому поручено наблюдение за работой этого комплекса. Он обязан по требованию членов комиссии разъяснять смысл и назначение производимых им действий по управлению функционированием комплекса, а также знакомить их с имеющейся у него документацией, техническими инструкциями и указаниями.

Помещение, в котором производится и ввод в комплекс (систему) протоколов избирательных комиссий должно быть доступно всем членам избирательных комиссий, а также другим лицам, имеющих на это право. В случае невозможности одновременного присутствия указанных выше лиц в помещении, в котором производится прием и ввод протоколов организуется доступ в помещение в порядке очереди (графика).

Каждая избирательная комиссия, которая использовала автоматизированную информационную систему обязана приложить к протоколу избирательной комиссии, хранящемуся у секретаря соответствующей избирательной комиссии текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. подлинность этой распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием системы и лицом, ответственным за введение информации. Такие группы контроля образуют территориальные комиссии, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и ЦИК РФ.


Глава IX. ВСТУПЛЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ


Статья 60. Вступление в должность

Президента Российской Федерации


Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность на тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации.

Действующий Президент Российской Федерации исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.


В настоящей статье указываются три основания, в соответствии с которыми Президент Российской Федерации вступает в должность. К ним относится: Конституция РФ; настоящий Федеральный закон; требование вступить в должность на тридцатый день со дня официального объявления ЦИК РФ о результатах выборов Президента Российской Федерации.

Все три основания взаимосвязаны и дополняют друг-друга.

Так, Конституция РФ определяет, что при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу, которая имеет юридическое значение.

Президент Российской Федерации клянется при осуществлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Несмотря на то, что клятва приносится при конкретной обстановке и в присутствии указанных субъектов, она адресована народу Российской Федерации.

В случае нарушения клятвы для Президента Российской Федерации может наступить ответственность, предусмотренная Конституцией Российской Федерации. Например, отрешение его от должности.

Присяга принимается вновь избранным Президентом Российской Федерации, а это означает, что с этого момента заканчиваются полномочия прежнего Президента РФ.


Глава X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН


Статья 61. Ответственность за нарушение

избирательных прав граждан


Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, или условиям проведения предвыборной агитации, несут административную или уголовную ответственность.


В настоящей статье в общем виде предусматривается уголовная и административная ответственность за правонарушения, направленные против основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации.

Конкретная ответственность определена в уголовном и административном законодательстве.

Так, например: уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению гражданином РФ своих избирательных прав, либо права участвовать в референдуме, либо воспрепятствование работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия, либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества, — наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Те же действия, совершенные должностным лицом путем злоупотребления своим служебным положением, либо лицом, в отношении которого гражданин являлся материально или по службе зависимым, — наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет или штрафом от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Указанные действия, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет (ст.132 УК РСФСР).

Подлог, то есть внесение членом избирательной комиссии, должностным лицом или лицом, удостоверяющим правильность подписного листа, в избирательные документы, в том числе в списки избирателей и в подписные листы, заведомо ложных сведений, записей или подделка, подчистка указанных документов, пометка их другим числом, а равно составление и выдача этими лицами заведомо ложных документов, заведомо неправильный подсчет голосов или установление результатов выборов, — наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Подделка указанных документов, либо умышленное искажение результатов выборов, совершенное иным лицом, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или штрафом до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Понуждение к совершению действий, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия, либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, а равно совершенное путем злоупотребления должностным лицом своим служебным положением, — наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет или штрафом от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда (ст.133 УК РСФСР).

Нарушение избирательного законодательства, совершенное лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за такие же нарушения, — наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или штрафом до двухсот минимальных размеров оплаты труда (ст.1331 УК РСФСР).

Кроме этого, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях тринадцать статей предусматривают административную ответственность, в том числе за: воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии; проведение агитации в период ее запрещения; распространение ложных сведений о кандидате; нарушение прав члена избирательной комиссии, наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя; нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей; выдачу гражданам избирательных бюллетеней в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; отказ работодателя в предоставлении отпуска для участия в выборах; нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов; непредставление или неопубликование отчетов о расходовании средств на подготовку и проведение выборов; незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением; непредставление либо неопубликование сведений об итогах голосования или о результатах выборов и т.д.

Учитывая более строгие санкции, можно предположить и хочется надеяться, что нарушения в этой области пойдут на убыль.


Глава XI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 62. Вступление в силу настоящего

Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” предусматривает два варианта вступления в с илу упомянутых законов и актов. Первый, по истечению десяти дней со дня их официального опубликования. Второй, в срок, указанный в самом федеральном законе.

В комментируемой статье указано, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, днем вступления в силу Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” является официальное опубликование в “Российской газете”.

 Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1996. — № 8 (15) | Законы и законопроекты. Комментарий | Комментарий к главам viii—xi федерального закона
“о выборах президента Российской федерации”

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх