новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1996. — № 6-7 (13-14) | Законы и законопроекты. Комментарии | Комментарий к главе VII федерального закона “о выборах президента российской федерации”

А.П.Любимов

КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ VII ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ


Статья 44. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации


Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, а также по обеспечению деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий производятся за счет средств федерального бюджета. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.

Средства на проведение выборов Президента Российской Федерации, предусмотренные федеральным бюджетом, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в десятидневный срок со дня назначения выборов и распределяются ею между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.

В случае проведения досрочных выборов Президента Российской Федерации данные расходы оплачиваются за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации, покрываемых за счет средств федерального бюджета. В случаях, если бюджетные средства своевременно не перечислены на счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться за привлечением кредитов в Центральный банк Российской Федерации, а при отказе последнего предоставить кредит — в коммерческие банки за получением кредита на конкурсной основе для финансирования подготовки и проведения выборов. Данные кредиты, включая начисленные на них проценты, покрываются за счет средств федерального бюджета не позднее чем через три месяца после дня выборов. Аналогично осуществляется финансирование повторного голосования и повторных выборов Президента Российской Федерации в случае, если первоначально выделенные на проведение выборов денежные средства оказываются исчерпанными.

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации распределяют полученные средства между нижестоящими избирательными комиссиями.

Порядок перечисления денежных средств избирательным комиссиям устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.

Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после окончания выборов остаются на специальных счетах избирательных комиссий для использования на цели, предусмотренные частью первой настоящей статьи.


Настоящая статья развивает нормы статьи 8, главы I “Общие положения”, где указывается, что финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента РФ, осуществляется из двух основных источников: за счет средств федерального бюджета и собственного избирательного фонда кандидата в Президенты РФ, который он создает для финансирования своей предвыборной агитации.

К федеральному законодательству, регулирующему вопросы финансирования выборов Президента РФ, относятся также Федеральные законы: “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ”, “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях” по вопросам ответственности за нарушения избирательного права, налоговое законодательство и др. Вместе с этим, и в соответствии с п. 4 ч. 1 статьи 15 настоящего закона, ЦИК РФ в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения данного закона. В настоящее время действует Инструкция ЦИК РФ “О порядке финансирования мероприятий, связанных с выборами Президента РФ, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и деятельностью избирательных комиссий”, утвержденной ЦИК РФ от 28 июля 1995 года.

Существует также практика издания ЦИК РФ разъяснений по отдельным положениям федеральных законов.

Согласно статье 8 и части 1 рассматриваемой статьи финансирование складывается из финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и финансирования предвыборной агитации. Источниками указанных средств в первом случае являются средства федерального бюджета, которые предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете и поступают на счет ЦИК РФ. Она централизовано распределяет эти средства между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, переводя деньги на счета этих комиссий. ЦИК для подготовки и проведения выборов может также использовать неизрасходованные внебюджетные средства, ранее привлеченные для организации избирательных кампаний. Во-вторых, для финансирования предвыборной агитации кандидаты в Президенты РФ создают собственные избирательные фонды, которые формируются из соответствующей части федерального бюджета, собственных средств кандидата в Президенты РФ, средств, выделенных кандидату его избирательным объединением (блоком), инициативной группой избирателей, добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Такое количество первичных источников финансирования способствует пополнению избирательного фонда, гарантирует в известной мере равенство и обеспечивает необходимую самостоятельность кандидатов в Президенты РФ в ведении предвыборной агитации.

Средства, выделенные из федерального бюджета, поступают на счет ЦИК РФ и централизованно распределяются ею между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации на их счета.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением очередных выборов Президента РФ, предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете. При проведении досрочных выборов Президента РФ необходимы дополнительные денежные средства, которых в достаточном количестве и в определенный период может не оказаться. Для этого случая применяется иной механизм обеспечения финансирования выборов. ЦИК РФ вправе обратиться за привлечением кредитов в Центральный банк РФ, а при отказе последнего — обратиться в коммерческие банки за получением кредита на конкурсной основе. Проведение конкурса на получение кредита предполагает выбор более выгодных условий, предлагаемых коммерческими банками. Он проводится ЦИК РФ. При этом, какие-либо условия со стороны коммерческих банков, влияющих на предвыборную кампанию в пользу какого-либо кандидата в Президенты РФ, не допускаются.

Указанный кредит с процентами подлежит возврату в соответствующий коммерческий банк, после покрытия его за счет средств федерального бюджета не позднее, чем через три месяца после выборов. Дополнительный порядок финансирования выборов возможен и в случае, если первоначально выделенных денежных средств не хватило на повторное голосование и повторные выборы Президента РФ.

Порядок перечисления денежных средств избирательным комиссиям в целях финансирования обеспечения подготовки и проведения выборов президента РФ устанавливается ЦИК РФ совместно с Центральным банком РФ. Он регулируется инструкцией ЦИК РФ, утвержденной постановлением от 28 июля 1995 г.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в пределах выделенных ей денежных средств утверждает сметы расходов территориальным избирательным комиссиям.

Порядок перечисления денежных средств избирательным комиссиям в целях финансирования обеспечения подготовки и проведения выборов Президента РФ устанавливается ЦИК РФ совместно с Центральным банком РФ. Он регулируется Инструкцией ЦИК РФ, утвержденной 28 июля 1995 г.

Согласно указанной Инструкции Министерство финансов РФ в десятидневный срок со дня назначения выборов перечисляет платежным поручением денежные средства на бюджетный счет ЦИК РФ. Полученные средства ЦИК РФ перечисляет платежным поручением с этого счета на открытый для нее счет. Далее ЦИК РФ направляет выделенные ей средства федерального бюджета избирательным комиссиям субъектов РФ на финансовое обеспечение выборов и деятельности комиссий, исходя из определенного ЦИК РФ размера средств.

Данные средства зачисляются на открытые счета, открываемые в установленном порядке избирательным комиссиям субъектов РФ.

Избирательная комиссия субъекта РФ может в установленном порядке самостоятельно распределять эти денежные средства между нижестоящими избирательными комиссиями.

Избирательная комиссия субъекта РФ утверждает сметы расходов территориальным избирательным комиссиям, а территориальные комиссии в пределах выделенных денежных средств уже утверждают сметы расходов участковым избирательным комиссиям. В соответствии с Инструкцией ЦИК РФ открытие счета осуществляется в расчетно-кассовых центрах Центрального банка РФ. Если их нет, то в банках, ведущих текущие счета по учету доходов федерального бюджета РФ.

При открытии счета избирательная комиссия субъекта РФ представляет в банк заявление на открытие счета, карточки с образцами подписей и оттиска печати, заверенных нотариальной конторой, а также положение об избирательной комиссии субъекта РФ.

Денежные средства, выделенные ЦИК РФ на подготовку и проведение выборов Президента РФ в распоряжение избирательных комиссий субъектов РФ, территориальных и участковых избирательных комиссий, расходуются ими в соответствии с их решениями. Распорядителями этих средств являются председатели соответствующих избирательных комиссий. Они имеют право подписывать финансовые документы и несут ответственность за целевое расходование выделенных из федерального бюджета денежных средств, соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам, достоверность отчетов и их своевременную сдачу.


Статья 45. Избирательный фонд кандидата на должность Президента Российской Федерации


Кандидат на должность Президента Российской Федерации создает собственный избирательный фонд для финансирования предвыборной агитации. Средства избирательного фонда должны содержаться на специальном временном счете в отделении Сберегательного банка Российской Федерации. Право распоряжения средствами избирательного фонда для указанных целей принадлежит исключительно создавшему этот фонд кандидату.

Отделения Сберегательного банка Российской Федерации открывают зарегистрированным кандидатам на основе сообщения в письменной форме Центральной избирательной комиссии Российской Федерации специальные временные счета для формирования избирательных фондов. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются.

Избирательные фонды могут формироваться за счет следующих денежных средств:

средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 1000 раз;

средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой избирателей и которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 тысяч раз;

добровольных пожертвований физических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 50 раз;

добровольных пожертвований юридических лиц, каждое из которых не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 5000 раз.

Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 250 тысяч раз .

Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:

иностранных государств, организаций и граждан;

лиц без гражданства;

российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов;

международных организаций и международных общественных движений;

органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

воинских частей, военных учреждений и организаций;

благотворительных организаций и религиозных объединений.

Банки предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в трехдневный срок со дня их поступления.

Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренные настоящей статьей размерах, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход государства.

Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды.

Банки предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по запросу в письменной форме сведения о расходовании средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов.

Если кандидат для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в его избирательный фонд, использовал иные денежные средства, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается Верховным Судом Российской Федерации в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов — немедленно.

Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации может на основании ходатайства кандидата продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов.


Собственный избирательный фонд кандидата используется исключительно для финансирования предвыборной агитации, которая начинается со дня регистрации кандидата в Президента РФ, и прекращается за один день до дня выборов. Право создать избирательный фонд и распоряжаться денежными средствами избирательного фонда в указанных целях принадлежит исключительно кандидату.

Кандидат в Президенты РФ, зарегистрировавшийся в ЦИК РФ, и получивший удостоверение кандидата, приобретает право на открытие специального временного счета для формирования своего избирательного фонда в отделении Сберегательного банка РФ. Кандидат в Президенты РФ обязан сообщить в ЦИК РФ реквизиты отделения Сберегательного банка РФ, в котором он решил открыть счет своего избирательного фонда. Счет открывается лично кандидату в Президенты РФ по представлении им в отделение Сберегательного банка РФ паспорта (или документа, заменяющего паспорт), удостоверения кандидата в Президенты РФ и письменного обращения ЦИК РФ по установленной форме, которое выдается кандидату после представления им необходимых сведений, возможны и другие документы.

Кандидат на должность Президента РФ имеет право открыть только один специальный временный счет для формирования своего избирательного фонда. Избирательные фонды кандидатов являются денежными фондами. Внесение в избирательный фонд иного имущества, кроме денежных средств, настоящим законом не предусматривается. Все денежные средства зачисляются на счет избирательного фонда в рублях.

Избирательный фонд кандидата формируется из пяти источников. Размер средств, выделенных кандидату в Президенты РФ на предвыборную агитацию ЦИК РФ, зависит от величины бюджетных средств, количества кандидатов в Президенты РФ и т.д. Данные средства распределяются между кандидатами в Президенты РФ ЦИК РФ. Эти денежные средства распределяются в равных размерах, что создает равные стартовые начала для всех кандидатов.

Размеры собственных средств кандидата, средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением (блоком), инициативной группой избирателей, добровольных пожертвований физических или юридических лиц имеют конкретные ограничения в соответствии с ч.3 настоящей статьи.

Суммарно они не могут превышать минимальный размер оплаты труда в месяц, установленный федеральным законом на день назначения выборов Президента РФ, более чем в 250 тысяч раз. Между тем, наличие таких денежных средств дает возможность кандидату в Президенты РФ самостоятельно планировать свою избирательную кампанию.

Рассматриваемая статья не устанавливает предельного размера избирательного фонда кандидата в Президенты РФ. Устанавливается лишь предельная сумма расходов кандидата. В случае, если величина избирательного фонда кандидата превысит установленную сумму расходов, кандидат не вправе расходовать превышающую часть и она подлежит распределению в соответствии с требованиями настоящего Закона. Часть 5 комментируемой статьи дает перечень субъектов от которых не допускаются добровольные пожертвования. Условно их можно разбить на три группы. К первой относятся иностранные государства, организации, граждане (лица без гражданства), российские юридические лица с иностранным участием, если доля иностранного капитала в их уставном капитале превышает 30 процентов, международные организации и общественные движения. Нарушения этих норм влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

Ко второй группе субъектов, которым не допускаются пожертвования относятся субъекты с элементами государственности: органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации, воинские части, военные учреждения и организации.

К третьей группе относятся субъекты, не имеющие политического элемента: благотворительные организации и религиозные объединения. Запрет участия этих субъектов в финансировании выборов Президента РФ основывается на соответствующей статье Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, где говориться, что в предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления и др.

Обязанность банков предоставлять ЦИК РФ сведения о поступлениях денежных средств на специальные временные счета в трехдневный срок со дня их поступления позволяет ЦИК РФ или контрольно-ревизионной службе осуществить ревизию, целевую проверку, проверить правильность формирования избирательного фонда с точки зрения допустимости использования источника средств. Все денежные средства зачисляются на счета избирательных фондов в рублях.

В случае, если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов на должность Президента РФ от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в превышающих предусмотренных законом размерах, либо с нарушениями требований настоящего Федерального закона, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования полностью или частично жертвователям до сдачи финансового отчета ЦИК РФ. При этом, они обязаны также указать причины возврата. Такой механизм позволяет проследить, проконтролировать прохождение денежных средств от жертвователя и обратно. Кроме этого, законом установлен запрет на анонимные пожертвования, которые перечисляются в доходы федерального бюджета Российской Федерации на соответствующий счет. Создание собственного избирательного фонда кандидата в Президенты РФ фактически обязательно, так как согласно части восьмой данной статьи, кандидатам запрещается использовать денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. Теоретически возможна ситуация, когда какой-либо кандидат не захочет создать избирательный фонд, но в этом случае кандидат на должность Президента РФ не имеет права использовать денежные средства на свою предвыборную агитацию, которая связана с множеством различных компонентов и действий.

Использование кандидатом в Президенты РФ денежных средств, которые не проходили через его Избирательный фонд позволяют ЦИК РФ обратиться с представлением в Верховный Суд РФ об отмене решения о регистрации кандидата. Такое представление должно сопровождаться необходимым набором документов, которые подтверждали бы использование кандидатом в Президенты РФ иных денежных средств. К числу этих документов можно отнести акты ревизий и целевых проверок контрольно-ревизионной службы при ЦИК РФ и другие документы, подтверждающие факты нарушений.

Закон устанавливает конкретный день, когда все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов в Президенты РФ, открываемыми для формирования их избирательных фондов, прекращаются. Таковым днем является день выборов — голосования.

Срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов может продлить ЦИК РФ, но это она может сделать только на основании соответствующего письменного ходатайства кандидата в Президенты РФ. Для этого кандидат должен представить документы, обосновывающие необходимость такого продления.

В случае положительного решения ЦИК РФ выдает письменное разрешение на продление срока проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. При этом кандидат в Президенты РФ должен рассчитывать на то, что это продление будет рассчитано на конкретный период или количество дней после даты проведения выборов.


Статья 46. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность


Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, и средств избирательных фондов кандидатов определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Формы финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и финансового отчета кандидатов устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации

Кандидаты представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации финансовый отчет не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. Копии указанных финансовых отчетов передаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации средствам массовой информации.

Участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня опубликования результатов выборов.

Территориальные избирательные комиссии представляют финансовый отчет избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня опубликования результатов выборов.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации представляет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации сводный финансовый отчет не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации представляет финансовый отчет о расходовании средств федерального бюджета палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов. Указанный финансовый отчет должен быть опубликован Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в своем официальном печатном органе и передан средствам массовой информации не позднее чем через месяц со дня его представления палатам Федерального Собрания Российской Федерации.


Согласно настоящему Федеральному закону ЦИК РФ предоставлено право определить порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента РФ, и средств избирательных фондов кандидатов.

ЦИК РФ, осуществляя подзаконное нормативное регулирование, устанавливает образцы форм финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и финансового отчета кандидатов в Президенты РФ.

Финансовые отчеты избирательных комиссий о фактических поступлениях и расходах денежных средств, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента РФ, должны содержать целый ряд необходимых финансовых и других данных, в том числе: размер фонда оплаты труда членов комиссии, работающих постоянно на штатной основе и с временным отрывом от основной работы и без отрыва от основной работы; оплаты труда работников, привлекавшихся в период подготовки выборов к работе в комиссии на договорной основе; оплаты работников аппарата избирательной комиссии; отчисления во внебюджетные фонды; расходы, связанные с изготовлением печатной продукции и издательской деятельностью; транспортные расходы; расходы на городскую, междугороднюю и факсимильную связь; почтово-телеграфные расходы; канцелярские расходы; расходы по оборудованию и содержанию помещений и избирательных участков; расходы, связанные с хранением документации и проведением семинаров и совещаний по обучению избирательной технологии. Отчеты могут содержать и иные показатели.

Рассматриваемая статья устанавливает конкретные сроки представления кандидатами в Президенты РФ финансового отчета в ЦИК РФ. Копии указанных отчетов ЦИК РФ передает средствам массовой информации, которые доводят эти данные до населения.

Кандидаты на должность президента ведут учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов.

Кандидаты в Президенты РФ обязаны представить финансовый отчет в ЦИК РФ не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов. Финансовый отчет заполняется по установленной форме ЦИК РФ, в которой должны быть отражены следующие необходимые данные: суммы поступивших денежных средств по источникам, с указанием сведений об иностранном капитале в уставном капитале; количество израсходованных средств по показателям; остаток неизрасходованных средств; размер возвращенных денежных средств по источникам поступления; остаток неизрасходованных средств избирательных фондов кандидатов в Президенты РФ. При этом до сдачи финансового отчета все наличные средства, оставшиеся у кандидатов должны быть возвращены на свои специальные временные счета.

Избирательные комиссии представляют финансовые отчеты в следующем порядке и сроки: сначала участковые избирательные комиссии представляют территориальным избирательным комиссиям финансовые отчеты о фактических расходах денежных средств, выделенных им на подготовку и проведение выборов Президента РФ не позднее чем через 10 дней со дня опубликования результатов выборов. Затем территориальные избирательные комиссии сводят эти данные в сводные финансовые отчеты с аналогичными названиями и представляют их избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не позднее чем через 30 дней со дня опубликования результатов выборов. Избирательным комиссиям дается дополнительно 30 дней для того, чтобы они смогли свести эти данные в свой сводный финансовый план для передачи его не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования в ЦИК РФ. Таким образом, все избирательные комиссии по завершению выборов обязаны отчитаться перед вышестоящей комиссией о поступлении и фактических расходах денежных средств, выделенных избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов Президента РФ. Все эти данные представляются по единым образцам и формам.

Результатом всей финансовой деятельности по выборам Президента РФ является представление ЦИК РФ сводного финансового отчета о расходовании средств федерального бюджета палатам Федерального Собрания не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов Президента РФ. Палаты Федерального Собрания вправе передать сводный финансовый отчет, представленный ЦИК РФ, в Счетную палату для его детального изучения. Такое право принадлежит и каждой палате в отдельности.

Кроме того, ЦИК РФ обязана указанный финансовый отчет опубликовать в своем официальном печатном органе не позднее чем через месяц со дня его представления палатам Федерального Собрания, а также в тот же срок передать его СМИ для обнародования.

В случае, если кандидат в Президенты РФ не представит сведения о размерах поступлений (пожертвований) в избирательные фонды, и об источниках создания избирательных фондов, а также отчета обо всех произведенных затратах на проведение выборов, ему грозит наложение штрафа в размере от десяти до ста минимальных размеров оплаты труда, в соответствии со статьей 4011 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

По результатам выборов в Федеральное Собрание 1993 г. имели место факты непредставления финансовых отчетов в установленные сроки, но санкции не применялись.

Незаконное принятие кандидатом пожертвований в любой форме от иностранного государства, иностранного гражданина или иностранной организации, от международной организации или международного общественного объединения, от российских юридических лиц с иностранным участием влечет наложение штрафа на кандидата в сумме, равной трехкратному размеру пожертвования и конфискацию предметов пожертвования (ст. 4012).


Статья 47. О неизрасходованных денежных средствах избирательных фондов


Кандидат на должность Президента Российской Федерации не позднее чем через 30 дней после дня выборов возвращает Центральной избирательной комиссии Российской Федерации неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. По истечении этого срока неизрасходованные бюджетные средства по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации перечисляются отделениями Сберегательного банка Российской Федерации на счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в бесспорном порядке.

Остатки денежных средств на счетах кандидатов после окончания выборов перечисляются кандидатами пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды, с разрешения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.


Настоящая статья устанавливает срок, размер и очередность возврата неизрасходованных денежных средств избирательного фонда кандидата на должность Президента РФ. Законом предусмотрено, что сначала кандидат на должность Президента РФ возвращает ЦИК РФ неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных ему из федерального бюджета. Эти денежные средства списываются в бесспорном порядке по указанию ЦИК РФ на ее счет.

Все остальные остатки денежных средств с разрешения ЦИК РФ возвращаются кандидатами в Президенты РФ пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные счета организаций и лиц, осуществивших пожертвования в избирательные фонды).

Например, общий собственный избирательный фонд кандидата в Президенты РФ составляет 100 млн. рублей, в том числе:

— ЦИК РФ (бюджетные средства) — 10 млн. — 10%;

— юридические лица — 40 млн. рублей — 40% — 5 юр. лиц;

— физические лица — 20 млн. рублей — 20% — 10 человек;

— собственные средства — 10 млн. рублей — 10% ;

— средства избирательного объединения — 20 млн. рублей — 20 % ;

При этом расход избирательного фонда кандидата в Президенты РФ составит 80 млн. рублей. Остаток денежных средств избирательного фонда будет равняться 20 млн. рублей.

В этом случае остаток неизрасходованных денежных средств возвращается в первую очередь ЦИК РФ в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных кандидату из федерального бюджета, а затем другим жертвователям. Это будет выглядеть следующим образом:

От остатка 20 млн. рублей

— ЦИК РФ — 10 % — 2 млн. рублей ;

— юридическим лицам — 40 % — 8 млн. рублей. Далее распределяется пропорционально количеству юридических лиц;

— собственный остаток кандидата — 10% — 2 млн. рублей;

— избирательному объединению — 20 % — 4 млн. рублей.

Контрольно-ревизионная служба при ЦИК РФ вправе осуществить контроль за возвратом остатков неизрасходованных денежных средств избирательных фондов кандидатами на должность Президента РФ, провести проверку финансовых отчетов и других финансовых документов.

Неизрасходованные ЦИК РФ бюджетные средства не позднее 31 декабря отчетного года перечисляются на ее текущий счет и используются для оплаты расходов, связанных с проведением в следующем за отчетным годом мероприятий по организации избирательных компаний и деятельностью участковых, территориальных избирательных комиссий, а также комиссии субъектов Российской Федерации.

Срок действия текущих счетов комиссий и балансового счета устанавливается Министерством финансов РФ по согласованию с ЦИК РФ.


Статья 48. Контрольно-ревизионная служба


Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных избирательным комиссиям на организацию подготовки и проведения выборов, а также контроля за источниками поступления, правильностью учета денежных средств избирательных фондов и использования денежных средств кандидатами на должность Президента Российской Федерации создается контрольно-ревизионная служба при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с привлечением специалистов государственных органов Российской Федерации.


Cтруктура и деятельность контрольно-ревизионной службы при ЦИК РФ регламентируется положением о ней, которое утверждается постановлением ЦИК РФ. Руководитель контрольной службы и его заместители назначаются постановлением ЦИК РФ по представлению председателя ЦИК РФ. Другие члены службы включаются в ее состав распоряжением ЦИК РФ по согласованию с руководителем контрольно-ревизионной службы и на основании письменного представления соответствующих государственных органов. Поэтому по своему составу служба может быть межведомственной. В ее состав могут входить специалисты из Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ и других.

Контрольно-ревизионная служба формируется на срок полномочий ЦИК РФ соответствующего созыва.

В целях выполнения основных задач служба обеспечивает:

— проверку соблюдения избирательными комиссиями и кандидатами на должность Президента РФ законодательства РФ, нормативных актов ЦИК РФ, регулирующих финансирование выборов;

— сбор и анализ поступивших от отделений сберегательного банка сведений об источниках формирования и расходовании денежных средств избирательных фондов кандидатами на должность Президента РФ;

— проверку финансовых отчетов кандидатов на должность Президента РФ для установления их соответствия первичным финансовым документам;

— контроль за возвратом остатков неизрасходованных денежных средств избирательных фондов кандидатами на должность Президента РФ;

— проверку целевого использования средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов;

— рассмотрение заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам, касающимся финансирования выборов Президента РФ и т.д.

Контрольно-ревизионная служба наделена правом запрашивать и получать от избирательных комиссий всех уровней, а также кандидатов на должность Президента РФ информацию по всему кругу вопросов, входящих в ее компетенцию. Кроме этого она может обращаться в федеральные министерства, иные государственные органы, предприятия, учреждения и организации Российской Федерации по всем вопросам, отнесенным к ведению контрольно-ревизионной службы, запрашивать необходимые сведения и материалы по вопросам, связанным с финансовым обеспечением выборов Президента РФ.

В соответствии со своими целями и задачами контрольно-ревизионная служба может проводить ревизии и целевые проверки финансовых операций избирательных комиссий и кандидатов на должность Президента РФ в ходе проведения ими своих мероприятий и предвыборной агитации. Такие ревизии и проверки могут быть проведены согласно плану ЦИК РФ, а также по распоряжению Председателя ЦИК РФ.

По итогам ревизий и целевых проверок контрольно-ревизионной службы составляются акты, доклады или справки, за достоверность которых несут персональную ответственность лица, их подписавшие.

 Публикации | Представительная власть: мониторинг, анализ, информация | 1996. — № 6-7 (13-14) | Законы и законопроекты. Комментарии | Комментарий к главе VII федерального закона “о выборах президента российской федерации”

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх