новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Мнения экспертов | Израиль—Палестинцы: перспективы нынешнего конфликта

ИЗРАИЛЬ—ПАЛЕСТИНЦЫ: ПЕРСПЕКТИВЫ НЫНЕШНЕГО КОНФЛИКТА

Несмотря на многократные заявления сторон о стремлении к мирному урегулированию, в обозримой перспективе Израилю и палестинцам вряд ли удастся достигнуть существенных компромиссов, необходимых для нормализации обстановки в этом регионе. На это есть много причин как объективного, так и субъективного характера.

Во-первых, неоднократные срывы достигавшихся договоренностей за период нынешней интифады существенно подорвали позиции сторонников «мягкой» линии как в руководстве Израиля, так и Палестинской автономии. Напротив, рост недоверия, а нередко и ксенофобии друг к другу и у израильтян, и у палестинцев заметно усилился.

Во-вторых, правительство Израиля в период премьерства Эхуда Барака и так пошло на максимум возможных уступок палестинцам, предложив им вернуть большую часть старого города в Иерусалиме. Но Арафат отказался от этого и интифада продолжилась. В Израиле стало после этого складываться впечатление, что чем на большие уступки он идет палестинцам, тем все большие требования предъявляются с их стороны.

В-третьих, Израиль вряд ли согласится свернуть программу строительства еврейских поселений на палестинских территориях, поскольку то правительство и те политики, которые попытаются это сделать могут сразу распроститься с продолжением своей политической карьеры.

В-четвертых, Ясир Арафат, заняв довольно жесткую позиции на нынешнем этапе конфликта породил у большинства палестинцев высокие ожидания в отношении близости достижения главных целей движения – провозглашения независимого арабского государства в Палестине и возвращения ранее занятых Израилем палестинских территорий. Поэтому Арафат не может выйти из конфликта без существенного продвижения на пути к реализации этих целей.

В то же время конфликтующие стороны и не заинтересованы в дальнейшей эскалации конфликта. Израиль - потому, что в этом случае он рискует столкнуться с консолидированным осуждением его позиции большей частью мирового сообщества, дальнейшим втягиванием в конфликт в той или иной форме большинства арабских стран. Сейчас их поддержка интифады носит, скорее, морально-политический характер. Реальную финансовую и военную помощь палестинцам оказывают лишь некоторые арабские страны, в первую очередь Ирак. Арафат, как и большинство трезво мыслящих арабских лидеров, также не хочет большой войны, потому что военно-техническое превосходство Израиля над арабами по сравнению с войнами 1967 и 1973 года сегодня более чем очевидно. Большая война неизбежно приведет к усилению радикального крыла среди палестинцев, а это не нужно ни Арафату, ни соседней Иордании, прозападное руководство которой очень опасается перспектив создания на базе нынешней автономии безресурсного, радикального и потому агрессивного Палестинского государства на своих границах.

Ситуация осложняется и тем, что нынешняя администрация США не склонна уделять урегулированию израильско-палестинского конфликта столь же огромное внимание, сколь и предшествующая. Это порождает нервозность, особенно у руководства Израиля. Поэтому оно с учетом сложившихся реалий пытается подыскать себе новых если не союзников, то стратегических партнеров, которые могли бы поддержать Израиль. Не случайно, руководство Израиля стало проявлять столь значительный интерес к России. Оно рассчитывает, что Россия, как и Израиль, столкнувшись с проблемой исламского терроризма, изменит свою традиционную проарабскую позицию. Не случайно, что последний визит в Россию израильского министра иностранных дел Шимона Переса состоялся в момент, когда США потребовали от Израиля прекратить массированные ракетные удары по палестинским территориям в ответ на очередные теракты палестинцев.

Но возможности России эффективно подключиться к урегулированию выглядят довольно ограниченными. И не только по причинам финансового характера. Россия имеет слишком заметные экономические интересы в арабском мире, а также в Иране, чтобы жертвовать ими ради дружбы с Израилем. Поэтому российское руководство, судя по всему, будет пытаться перехватывать у США инициативы по проведению мирных переговоров каждый раз, после того как предложения США будут терпеть фиаско. Но его сотрудничество с Израилем не пойдет дальше непубличных контактов по линии правоохранительных органов, ответственных за борьбу с терроризмом.

Все это делает развитие ситуации в зоне израильско-палестинского конфликта трудно предсказуемым, балансирующим на грани широкомасштабного столкновения. И хотя обе стороны не хотят большой войны, по мнению местных наблюдателей, превышение «лимита жертв» в ходе конкретных актов насилия может спонтанно, помимо воли политических лидеров, привести к такой войне.


25 мая 2001 г.

 Мнения экспертов | Израиль—Палестинцы: перспективы нынешнего конфликта

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх