новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | «Исламизм: глобальная угроза?» | Исламизм как гипер-реакция

ИСЛАМИЗМ КАК ГИПЕР-РЕАКЦИЯ


Ислам в его историческом развитии прекрасно адаптируется к изменяющимся условиям общественного бытия, в том числе — к господствующим идеологическим течениям, свидетельство чему — вся история этой религии, в том числе XX века. Исламизм же можно рассматривать как защитную гипер-реакцию на неумеренную адаптацию, грозящую автоаннигиляцией (самоуничтожением) ислама.

Исламизм противостоит всем иным идеологиям, политическим системам и общественно-политическим проектам как секулярным, светским. Тем самым первый и главный источник глобальной дестабилизирующей активности, связанной с исламом, заключается в непримиримом конфликте по линии исламизм-секуляризм. Для того чтобы более резко очертить эту проблему, скажем, что могут быть и существуют мусульмане-демократы, мусульмане-либералы, но не может быть исламиста-демократа (или исламиста-либерала, или исламиста-националиста).

Именно поэтому исламизм в первую очередь (даже исторически в первую очередь, ибо он возник первоначально именно в странах распространения ислама) противостоит политическим режимам в исламских странах. По той, очень простой, причине, что государства (системы власти) в этих странах являются секулярными, светскими — либо полностью, либо преимущественно. И парадоксальность ситуации в том, что одновременно исламизм противостоит исламу — исламу модернизирующемуся, т.е. адаптирующемуся к изменяющейся социально-политической реальности. Вплоть до того, что некоторые исследователи склонны говорить о существовании секуляризованного ислама.

 

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх