новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


 

 Спецпроекты | : Книга Ю.М.Лужкова "Возобновление Истории. Человечество в XXI веке и будущее России" (М.: Изд-во Московского университета, 2002. 197 с.) | Основные идеи книги

Ю.М.Лужков. Возобновление Истории. Человечество в XXI веке и будущее России

(М.: Изд-во Московского университета, 2002. 197 с.)

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КНИГИ

(КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ)


СОВРЕМЕННОСТЬ – ВРЕМЯ ВОЗОБНОВЛЕНИЯ ИСТОРИИ

1. Нашим молодым современникам обычно представляется, что ХХI век должен был последовать за XX с такой же неотвратимостью числового ряда, с какой двадцатый век следовал за девятнадцатым и девятнадцатый за восемнадцатым. Но люди моего возраста могут вспомнить, что еще недавно наступление двадцать первого века вовсе не казалось абсолютно неизбежным.

Еще недавно противостояние СССР и США ставило мир на край бездны ядерной войны и многие не верили в способность политиков предотвратить катастрофу. Но тогда человеческого разума хватило на то, чтобы цивилизация выжила, чтобы сохранилась перспектива будущего.

То, что двадцать первый век начался, – историческая заслуга предыдущих поколений политиков и всех «людей Мира». Забывать об этом и думать, будто события только так и могли развиваться, как они развивались в действительности, было бы с нашей стороны не только неблагодарно, но и опрометчиво. Иначе нам покажется, что и XXI век так же гарантированно сменится двадцать вторым. Между тем, наступившее столетие не оставляет места для такого благодушия.

2. 11 сентября 2001 года в США и 23-26 октября 2002 года в России, в Москве — эти страшные даты мы всегда будем вспоминать как символы завершения предыдущего мира, его исчерпанности. Новый век вступает в свои права жестко и жестоко, предъявляя мировой цивилизации новые этические, экономические, технологические, экологические, демографические и культурные вызовы. Явление терроризма на авансцену мировой истории стало лишь символическим средоточием этих вызовов и нового качества развития мира, только подчеркнуло, насколько близко к краю пропасти подошел мир, с каким злом и с какой темной силой хаоса и разрушения мы сегодня столкнулись.

Главный из них в том, что История возобновилась и разрушила ту иллюзию благополучного завершения эволюции всемирной цивилизации, которая возникла в конце 80-х, после поражения коммунистической системы.

История возобновилась, но теперь мы не знаем, куда и как, какими путями и к каким горизонтам она пойдет. Новый мир становится намного более непредсказуемым, случайным в своем развитии, потому что в нем появляются новые, неведомые и неподконтрольные силы и течения. Мир сегодня не становится безопаснее. Человечество стоит на пороге новой войны в Ираке, которая может обернуться пресловутым столкновением цивилизаций, стать зарницей Третьей мировой войны.

3. Для всех нас наступило новое время. Время действовать, а не только размышлять. Возникла необходимость мощного усилия и поиска в тупиках и лабиринтах современного мира быть может единственной тропинки ведущей к будущему.

Мы подошли к такому этапу в развитии цивилизации, когда будущее придется завоевывать. Человечеству необходимо выйти на принципиально новый уровень своего развития, обрести смысл Бытия и новую Культуру Мира, Культуру Жизни. Сотворение мира – это сегодня самая главная и самая достойная задача и цель для каждого из нас, для политиков, для всех людей, для всего человечества.

Мне хотелось бы, чтобы эта книга стала шагом, приближающим нас к ответу на главный современный Вопрос Истории – сколь долго будет отсчитываться время наступившего тысячелетия и хватит ли у человечества воли и разума прожить хотя бы еще один век, уйти от преждевременной «развязки истории», сохранить открытую перспективу для человечества.

Проблемы развития современного мира
4. Смысл и содержание истории человечества на протяжении последних веков определяли идеи прогресса, капиталистический тип хозяйствования, научно-технический прогресс, идея демократии. Именно они привели мир к сегодняшнему состоянию, создали современную цивилизацию, все ее высшие достижения. Но одновременно в недрах этого мира, и опять же под влиянием перечисленных великих идей, зрели нарывы нынешних глобальных проблем. Именно неспособность человечества справиться с собственным величием, с собственными достижениями, с полученными в его распоряжение технологиями, неспособность сохранить фильтр морали и нравственности в политике и экономике ведут к рождению внутри современной цивилизации монстра самоуничтожения.

Вознесенные на пьедестал понятия индивида, частного интереса, пользы–выгоды и частного блага становятся основополагающими. Нынешний глобализм не имеет никакой идеологии и цели, кроме возведения данных принципов в абсолют. Понятие рынка как центральное для современных западных обществ приписывает логике хаотичных экономических взаимодействий ценностный смысл, когда возникает представление о объективной «невидимой руке», ведущей всех людей, все страны и народы к богатству и процветанию, взаимному согласию.

К сожалению, логика современного мира такова, что даже за несколько минут до крушения мироздания или непосредственно в момент глобальной катастрофы всегда найдется кто-то, кто воплотит в полной мере принципы функционирования современного общества и будет использовать ситуацию для «максимизации прибыли».

5. Корень проблемы в том, что во всем развитии современного Запада очевидно читается огромный соблазн «цивилизованного человечества» перейти к новой стратегии прогресса только для себя, «приватизировать будущее».

Отсталость остального мира всегда являлась и остается важнейшей функцией прогресса «передового отряда человечества». С «золотым миллиардом» так называемого цивилизованного человечества на Земле сосуществуют миллиард недоедающих, миллиард больных, миллиард нищих, миллиард неграмотных, миллиард обреченных.

6. Однако Запад попадает в ловушку собственной прогрессистской стратегии для «своих», проекта будущего для «золотого миллиарда».

Всемирное антиглобалистское движение, международный терроризм, «мировое подполье» - вот те признаки будущего, с которыми уже сегодня так сложно вести борьбу и которые наполняют мир и новым, не всегда понятным и все чаще чрезвычайно опасным содержанием.

Непонятно, что делать в ситуации, когда в мировую историю входят народы и цивилизации, которые обладают совершенно иной системой ценностей и не приемлют навязывания им чуждой морали и правил поведения. Которые просто не знают, что такое «мировая» глобальная война и, более того, считают войну благом?

Один из главных источников терроризма – это месть слабых, месть нищеты и отчаяния части мира. Кого они видят в нас? Может быть, их положение таково, что они не считают цивилизованный мир миром людей, и именно это позволяет им совершенно иначе смотреть на горе и страдания тех, кто погиб и кто пострадал в Нью-Йорке и Москве.

Однако не пытается ли точно также «цивилизованное человечество» приватизировать право определять, что правильно и не правильно, что хорошо и что плохо, как все должны жить.

Отвергая мораль и ценности в политике, уповая на формальные процедуры, правовые нормы, политические технологии и баланс интересов, «цивилизованный мир» сам создает тот источник, который питает терроризм и «партизанскую войну» с ним не озолоченных благами цивилизации миллиардов.

Поэтому самая большая проблема событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и событий 23-26 октября 2002 года в Москве – это их этическая возможность.

7. Одновременно объективные тенденции развития цивилизации в перспективе ближайших 50 лет уже сделают Запад все уменьшающимся меньшинством мира, который, несмотря на свою политическую и экономическую экспансию, одновременно сжимается подобно шагреневой коже. История человечества перестает быть историей Западной цивилизации и Севера планеты.

8. Наконец, угроза для самого «цивилизованного мира» в условиях глобализации заключается также в том, что слишком велик соблазн отказаться от демократических завоеваний цивилизации Нового времени, ограничить права человека и индивидуальную свободу ради «священной войны» с «чужими», с «новыми варварами».

В конце концов, фундаментализм «западного избранничества» сталкивается с таким же фундаментализмом его противников. И, как кажется, победителей в этом споре не будет, потому что на определенном этапе возобладает стремление не дать победить другому. В результате предсказанная эпоха «столкновения цивилизаций» рискует превратиться в «новое средневековье» борьбы всех против всех на взаимное уничтожение.

Прогресс нравственных задач
9. Поэтому и проблемой глобализации является не она сама по себе, но то, как она объединяет и преобразует мир сегодня, будучи связана преимущественно с процессом установления всемирного доминирования Запада.

Поэтому не хочется и нельзя отказываться и от идеи прогресса, от перспективы развития. Отринуть ее означало бы перечеркнуть саму возможность построения общества, мира на началах разума, нравственности, гуманизма. Поэтому что, если применительно к Западу лозунг ограничения прогресса часто звучит как призыв отказаться от излишеств и опасных попыток выйти за грань добра и зла, то для всего остального мира, для абсолютного большинства человечества тот же лозунг может прозвучать иначе – как приговор отказа от необходимого развития.

История человечества должна стать историей всеобщего сотрудничества и именно глобального развития, развития для всех и не за счет друг друга.

10. Согласно одному мудрому высказыванию, «история человечества – это прогресс нравственных задач». Интересы выживания и самосохранения человечества требуют в первую очередь поиска основ его моральной солидарности, тех принципов и ценностей, на которых может быть достигнуто глобальное общественное согласие, превосходящее национальные, конфессиональные, цивилизационные границы.

На смену научно-техническому, «позитивистскому» прогрессу должен прийти морально-этический, подлинно социальный прогресс, основным смыслом и содержанием которого должно быть «подтягивание» социальной и политической организации мира, ее качества до уровня соответствия тем рубежам, которых человечество достигло в научно-технической сфере.

Моральный прогресс человечества превращается в один из основных вопросов Истории и ее главное требование. Надо наконец-то задействовать самый мощный из доступных человечеству ресурсов благосостояния –организацию отношений между всеми людьми на Земле на принципах взаимного уважения, взаимной пользы, общности долговременных интересов всего человечества.


Новые вызовы российской государственности

11. Новая глобальная ситуация предъявляет новые требования к осознанию места и роли России в меняющемся мире и формулированию задач национального развития и государственного строительства.

12. Главной проблемой становится то, что мы не знаем ответа на вопрос о том, что такое Россия? Нужно понять, как мы вообще мыслим Россию, в чем заключаются базовые ценности единства страны и перспектив ее развития. До сих пор мы не можем ответить и на вопрос о том, что есть русский или российский народ. Есть ли у нас хотя бы сам образ российской нации, уж не говоря о том, можем ли мы найти реальную основу единства российского общества.

Именно из-за этого мы не можем осознать место России в мире и сформулировать задачи национального развития и государственного строительства. Именно из-за этого мы не можем четко определить нашу стратегию и консолидировать общество для ее реализации. Вопрос о будущем России – это, прежде всего, вопрос об осознании целей и ценнос­тей национального развития и создания «философии общего дела» для всех граждан страны.

13. Одновременно перед Россией сегодня стоит страшный вызов – это деградация и самоликвидация страны. Угрозой России сегодня является угроза выпасть из будущего, из процесса развития. Мы действительно и вполне реально можем прекратить свое существование в том виде, в тех границах и в тех формах, в каких мы знаем себя на протяжении последних веков и каковые считаем и чтим своей Родиной.

Если мировые политические процессы станут далее развиваться по намеченным сегодня тенденциям, то к началу двадцать второго века многие государства в своем нынешнем виде будут принадлежать далекой истории.

Тем более, что Россия представляет собой одно из самых крупных и сложных государств современного мира. России с ее огромными пространствами, разнообразием природных и иных условий и многонациональным населением, очень неравномерно распределенным по территории страны и по социально-экономической “лестнице”, в условиях многовекторного внешнего цивилизационного и геополитического давления и эрозии современной национально-государственной структуры международных отношений приходится быть предельно внимательным к тому, что во всем мире принято называть “кризисом института государства”.

Поэтому в перспективе 50 лет Россия может приобрести совершенно иные черты, совершенно иные основы государственности. Поэтому ключевая национальная идея сегодня – это в принципе сам по себе призыв сохранить Россию.

14. Сохранение целостности страны в современном мире означает также способность общества освоить свою страну, умело и эффективно распорядиться ее богатствами. Не говоря уже о том, что на фоне всемирного демографического взрыва перед нами во весь рост встала и проблема депопуляции. В перспективе ближайших десятилетий Россия рискует превратиться в «пустое пространство» и столкнется с мощнейшим «демографическим давлением», может стать объектом экспансии со стороны других стран.

До сих пор часть территории России – это лишь зоны очагового, «пионерского» освоения, где нет постоянной и регулярной жизни, откуда люди стремятся уйти. Население России все более концентрируется, нам грозит депопуляция, в свободное пространство наших неосвоенных территорий проникают иные страны, цивилизации и народы. А ведь любому «геополитику» известно, что лучшее и наиболее эффективное средство контроля над территорией – это богатое, процветающее и многочисленное ее население.

15. Ключевое значение приобретают для нас и задачи структурной и технологической перестройки экономики, усиливающейся глобализации социально-экономических процессов.

Объективной задачей развития России сегодня является попытка перейти к постиндустриальному типу развития, модернизационный прорыв к постиндустриализму. Задача эта стоит перед страной уже на протяжении, по крайней мере, последних 20 лет. СССР в свое время не смог адекватно ответить на модернизационный вызов.Так будет продолжаться до тех пор, пока мы не поймем, что глобальную конкурентоспособность и сколько-нибудь высокую эффективность экономики можно обеспечить только за счет принципиального отказа от ставки на дешевые ресурсы в качестве наших «конкурентных преимуществ».

Пропуском в постиндустриальный мир является способность создавать уникальные технологии и построенный на них продукт, в котором заинтересован мир. Необходимо обозначить в качестве национальных приоритетов несколько направлений технологического прорыва. Это тем более реально, что, по крайней мере, в двух-трех ключевых «зонах технологического развития», благодаря которым и будет в ближайшие десятилетия прогрессировать цивилизация (нанотехнологии, биотехнологии, термоядерные технологии, оборонные технологии и технологии безопасности) Россия имеет серьезный потенциал.

16. Одновременно с развитием постиндустриального сектора мы должны инвестировать в «создание» новых социальных групп, которые будут развивать Россию в этом качестве.

В современном мире основу развития обеспечивают знания, интеллект и создаваемые ими новые возможности. Основой развития, наиболее выгодными инвестициями становятся инвестиции в человека, в развитие человеческого потенциала. России необходима сегодня политика производства человека и производства творческого потенциала. Они становятся основным ресурсом и капиталом развития.

На этом пути нужно выстраивать приоритеты государственной политики, рассматривать в качестве ее основного стержня принцип сильного соци­аль­но­го государства. Социальное государство – это государство всеобщего благосостояния.

17. Одним из главных последствий современного процесса глобализации, стало то, что граница между внешнеполитическими и внутренними проблемами постепенно стирается. Попадая в глобальный политический поток, мы не имеем сегодня возможности избрать для себя «изоляционистскую» стратегию.

Раз так, мы должны определить нашу стратегию действий в столь стремительно меняющемся мире. Ключевым критерием оценки состоятельности и эффективности государственной политики, является именно конкурентоспособность России в условиях глобализации, когда приходится играть по меняющимся правилам. Это означает способность «развернуть» или, по крайней мере, использовать глобальные политические процессы в собственных интересах, участвовать в формировании новых глобальных «правил игры». Без этого обеспечить свое место в новом мире невозможно.

18. Россия — ведущая региональная держава евроазиатского пространства, обладающая значительной возможностью глобального влияния на мировую систему, в первую очередь, за счет наличия ядерного и институционального факторов. Нынешнее состояние внешнеполитических активов позволяет России обеспечивать интересы выживания и влиять на некоторые мировые процессы стратегического характера. Внутренний потенциал страны, в принципе, позволяет России стать одним из полюсов мировой экономики и, как следствие, упрочить свое международное положение в целом.

Перед нашим обществом и нашей политической элитой стоит серьезнейшая задача – дать ответы на национальные и глобальные вызовы. Только так мы подтвердим свой статус мировой державы, о котором так много говорят. Только это позволит нам создать наше будущее.


СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

 Спецпроекты | : Книга Ю.М.Лужкова "Возобновление Истории. Человечество в XXI веке и будущее России" (М.: Изд-во Московского университета, 2002. 197 с.) | Основные идеи книги

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх