новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Спецпроекты | Рабочая группа Государственного совета РФ по подготовке предложений о системе органов государственной власти и управления в Российской Федерации | По итогам заседания рабочей группы 25 декабря 2000 г.

ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ 25 ДЕКАБРЯ 2000 Г.

25 декабря 2000 г. в здании Мэрии на Новом Арбате, 36 (центральная часть, зона «Б», конференц-зал) Ю.М.Лужков провел очередное заседание Рабочей группы Госсовета РФ по подготовке предложений о системе органов государственной власти и управления в Российской Федерации.

Характеризуя предварительные итоги работы, Ю.М.Лужков заявил, что в настоящее время уже имеется значительный задел для будущего доклада Госсовету. Выработан целый ряд весьма серьезных и обоснованных предложений по оптимизации всей системы органов исполнительной власти. Мэр Москвы сообщил, что имеется договоренность с Президентом В.В.Путиным о личной встрече, в ходе которой он намерен выяснить отношение главы государства к ключевым предложениям доклада. По мнению Ю.М.Лужкова, уточнение позиций необходимо потому, что Рабочая группа нацелена на подготовку такой системы мер, которую Президент возьмет в основу своей политики в области государственного строительства.

На заседании было заслушано несколько докладов.

Координатор группы, директор Института социальных систем МГУ, профессор В.А.Корецкий подчеркнул, что существующая структура федеральных органов исполнительной власти не базируется на четкой логике распределения функций и ответственности. Кроме того, количество типов ведомств непомерно велико, поэтому целесообразно ликвидировать госкомитеты, федеральные надзоры и федеральные комиссии, передав их функции федеральным службам.

В докладе В.А.Корецкого было выражено двойственное отношение к предложениям председателя Правительства РФ по поводу возможной реорганизации структуры Правительства. С одной стороны, действительно вице-премьеры перегружены, права и возможности министров неоправданно малы министры, а Аппарат Правительства превратился в «министерство по делам министерств и ведомств». Действительно, требуется повысить роль министров и, возможно, сократить их количество.

Но с другой стороны, предложение фактически ликвидировать вице-премьерские блоки и «расскассировать» их функции по укрепленным министерства представляется чересчур радикальным. Последовательная реализация такого («кабинетного») принципа представляется преждевременной, так как может привести к многомесячному параличу Правительства. Более реалистичным является иной подход: вице-премьеры сохраняются, и за ними закрепляются следующие блоки задач: 1. Блок перспективного развития, к которому относится политика в области инвестиций, определение приоритетов экономического развития, в том числе территориального. 2. Блок социальной политики. 3. Силовой блок. 4. Блок управления государственной собственностью. 5. Блок обеспечения текущей работы, в том числе и координации действий в условиях кризисных ситуаций социально-экономического, техногенного и антропогенного характера.

Как результат — резкое сокращение числа постоянно действующих межведомственных комиссий при Правитель­стве, возглавляемых вице-премьерами, ликвидация части отраслевых и межотраслевых департаментов Аппарата Правительства, с передачей функции последних министерствам и ведомствам.

В докладе Д.В.Бадовского был проведен сравнительный анализ позиций двух групп Госсовета — Ю.М.Лужкова и М.Ш.Шаймиева — по проблеме разграничения полномочий между Центром и регионами. Данный вопрос был особенно актуален накануне заседания президиума Госсовета 26 декабря, в повестке которого стоит соответствующе сообщение президента Татарстана. Были отмечены следующие различия в подходах. В разграничении полномочий совместного ведения группой М.Ш.Шаймиева отводится большая роль и договорам, тогда как подход экспертов Ю.М.Лужкова заключается в переходе к регулированию этой сферы отношений только через законы.

Различно восприятие и делегирования полномочий. Для экспертов группы Ю.М.Лужкова – это инструмент «замены» договоров о разграничении полномочий, способ введения договорных основ федерализма в иные рамки. Для группы М.Ш.Шаймиева делегирование выступает как дополнительный механизм обеспечения договорного федерализма (наряду с системой договоров).

В то же время, по ряду моментов позиции совпадают: обе группы считают необходимым использовать договорные механизмы в развитии горизонтальных отношений внутри Федерации, а также считают полезным интегрировать в федеральное законодательство отдельных положения действующих договоров.

С докладом о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и регионами выступил член Рабочей группы, первый заместитель министра по делам Федерации В.А.Кирпичников.

М.А.Краснов, один из авторов Конституции РФ 1993 года, в своем выступлении обозначил недостатки Основного закона РФ и возможные способы их исправления.

Подытоживая обсуждение, Ю.М.Лужков выдвинул предложение о том, чтобы вообще удалить из политического языка и политической практики само понятие договора «о разграничении предметов ведения и полномочий между Центром и регионами», заменив его на договор «о специфике взаимоотношений между Федерацией и ее субъектом».


 Спецпроекты | Рабочая группа Государственного совета РФ по подготовке предложений о системе органов государственной власти и управления в Российской Федерации | По итогам заседания рабочей группы 25 декабря 2000 г.

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх