новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Федеральное Собрание Российской Федерации Справочник | Предисловие

ПРЕДИСЛОВИЕ


Данная книга содержит биографические сведения о депутатах Федерального Собрания РФ — Совета Федерации и Государственной Думы. Она является продолжением уже известных читателю изданий о российской политической элите.

В справочнике по единой схеме приведена информация о каждом из российских парламентариев. Наряду с данными о месте и времени рождения, национальности, полученном образовании и карьере, в биографических статьях содержатся и сведения о политических программах, должностях в парламенте, принадлежности к партии или к парламентской фракции.

В приложении содержатся списки парламентских комитетов, фракций и депутатских групп в Государственной Думе, списки комитетов Совета Федерации, именной указатель, а также статьи Конституции Российской Федерации, которые являются базовыми для деятельности Федерального Собрания.

При подготовке справочника использовались материалы, опубликованные в московской, региональной и местной прессе (предвыборные программы, интервью, заявления, аналитические статьи и др.), издания Государственной Думы, результаты анкетирования большинства депутатов Государственной Думы, справочные материалы аппарата Совета Федерации. Информационная насыщенность различных статей во многом зависит от того, насколько подробно деятельность той или иной политической фигуры отражена в средствах массовой информации.

Сведения о депутатах Совета Федерации даны, как правило, по состоянию на осень 1996 г. Учтены результаты выборов в регионах по январь 1997 г. включительно. Данные о депутатах Государственной Думы приводятся, как правило, на момент избрания. Состав Федерального Собрания приводится на 10 февраля 1997 г. Списки комитетов и фракций — на 1 декабря 1996 г. Географические названия, наименования предприятий, учреждений, государственных и административных образований, связанных с деятельностью депутатов, даются в том варианте, в котором они существовали на указанное в биографических справках время.

 

Российский парламент состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Законодательной основой их формирования явились Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме, Федеральные законы “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 г., “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 21 июня 1995 г., “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 5 декабря 1995 г.

Государственная Дума второго созыва была избрана 17 декабря 1995 г. Дата выборов была определена Указом Президента РФ от 14 июля 1995 г. № 700. 22 августа 1995 г. был опубликован Федеральный закон “Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Как и в 1993 г., выборы проводились по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.

Согласно закону от 21 июня 1995 г., Государственная Дума II созыва состоит из 450 депутатов, 225 из которых избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам. Еще 225 депутатов избираются на основе партийных списков по общефедеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. “Прошедшими” в Государственную Думу в общефедеральном избирательном округе считаются те политические партии и избирательные объединения, за федеральный список которых на выборах проголосовало более 5% избирателей, пришедших на избирательные участки.

Закон специально оговаривает, что выдвигать общефедеральные списки кандидатов могут “избирательные объединения”, под которыми понимаются общероссийские партии или общероссийские политические движения, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ, или блоки таких общественных объединений, создаваемые на период проведения выборов. Порядок размещения кандидатов в списке, подаваемом на регистрацию, определяет само избирательное объединение.

Для регистрации общефедерального списка кандидатов избирательному объединению необходимо было собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей. Причем на каждый субъект Федерации должно приходиться не более 15% этих подписей. До начала сбора подписей избирательные объединения представили в Центральную избирательную комиссию списки своих кандидатов. Затем эти общефедеральные списки были опубликованы в “Российской газете”.

В территориальных одномандатных мажоритарных округах кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигались как избирательными объединениями, так и группами избирателей. Причем избирательные объединения могли выдвинуть только одного своего кандидата в каждом из округов. Для регистрации кандидата в депутаты по одномандатному округу необходимо было собрать в его поддержку подписи не менее чем 1% общего числа избирателей данного округа.

Всего в России было зарегистрировано 107 млн. 495 тыс. 558 избирателей, имевших право голоса. Реально в голосовании приняли участие 69 млн. 204 тыс. 820 избирателей. Недействительными были признаны 1 млн. 320 тыс. 619 бюллетеней. Тем самым политическое лицо Государственной Думы определили 67 млн. 884 тыс. 200 граждан.

В выборах участвовали 43 избирательных объединения и блока. В одномандатных мажоритарных округах Коммунистическая партия Российской Федерации “провела” 58 своих кандидатов, Аграрная партия России, которая не смогла преодолеть пятипроцентный барьер в общефедеральном округе, — 20 кандидатов, Всероссийское общественно-политическое движение “Наш дом — Россия” — 10, Общественное объединение “ЯБЛоко” — 14, избирательное объединение “Демократический выбор России — Объединенные демократы” — 9, избирательное объединение “Власть — народу!” — 9, Общественно-политическое движение “Конгресс русских общин” — 5. Еще 16 избирательных объединений провели в одномандатных округах от 1 до 3-х кандидатов. 77 кандидатов были избраны как “независимые”.

По общефедеральному округу пятипроцентный барьер преодолели лишь четыре избирательных объединения. За движение НДР проголосовали 7 млн. 009 тыс. 291 человек, то есть 10,13% избирателей, за объединение “ЯБЛоко” — 4 млн. 767 тыс. 384 (6,89%), за КПРФ — 15 млн. 432 тыс. 963 (22,30%), за ЛДПР — 7 млн. 737 тыс. 431 (11,18%). Из 43 избирательных объединений и партий, зарегистрировавших списки для голосования по общефедеральному округу, 26 получили менее 1% голосов избирателей, а 14 — менее 200 000 голосов, что меньше количества поданных ими для регистрации в ЦИК подписей. В результате, в соответствии с вышеназванным федеральным законом, эти объединения получили право на формирования депутатских фракций. Из 225 мандатов движение НДР получило 45, объединение “ЯБЛоко” — 31, КПРФ — 99, ЛДПР — 50.

Общая численность фракции КПРФ в Государственной Думе на момент регистрации составляла 183 человека. Они представляли 63 региона страны. Среди депутатов-коммунистов: 13 рабочих, 37 хозяйственных руководителя. 25 депутатов от КПРФ имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. 60 человек ранее являлись депутатами Федеральными Собрания России и местных представительных органов. В числе депутатов — 74 члена ЦК КПРФ, секретари республиканских комитетов, крайкомов и обкомов. При конституировании фракций и депутатских групп часть депутатов-коммунистов была делегирована в Аграрную депутатскую группу и группу “Народовластие” (минимально необходимое число депутатов для регистрации группы — 35). Это позволило расширить присутствие КПРФ и ее союзников в Совете Думы, а также усилило возможность влиять на повестку дня заседаний.

Фракция Всероссийского общественно-политического движения “Наш дом — Россия” при регистрации включала в себя 66 депутатов. Руководители НДР утверждают, что их федеральный список на выборах 1995 г. формировался на основе предложений с мест. Состав фракции действительно выглядит достаточно согласованным. В нее входят политики, бизнесмены, хозяйственные и административные руководители из многих регионов России.

Прохождение в Думу по спискам лишь четырех объединений позволило Либерально-демократической партии России образовать фракцию в составе 51 депутата (почти столько же, что и в Государственной Думе I созыва, — 55). По одномандатным округам ЛДПР смогла провести только одного депутата. В персональном составе фракции произошли серьезные изменения. В нее вошел целый ряд крупных ученых и бизнесменов.

Фракция Общественного объединения “ЯБЛоко” была зарегистрирована в составе 46 депутатов. В Государственной Думе I созыва она включала лишь 27 депутатов.

Кроме фракций в Государственной Думе были образованы Аграрная депутатская группа (37 человек), депутатская группа “Народовластие” (37 человек) и депутатская группа “Российские регионы” (42 человек).

Аграрная депутатская группа в нынешней Государственной Думе существенно отличается от фракции Аграрной партии России в предшествующем созыве. На сей раз АПР не удалось преодолеть пятипроцентный барьер, несмотря на то что в 1994-1995 гг. аграрии выросли численно, расширили сеть своих первичных партийных организаций. В Аграрной депутатской группе зарегистрировалось 37 депутатов, из которых 33 были избраны по одномандатным избирательным округам (некоторые — как кандидаты от КПРФ) и 4 — по общефедеральному списку КПРФ.

Депутатская группа “Народовластие” была создана на основе депутатов избирательного блока “Власть — народу!”, ядром которого была партия “Российский общенародный союз”. В состав группы были привлечены С.С.Говорухин и С.Н.Федоров, а также ряд депутатов, избранных от КПРФ и “Конгресса русских общин”.

Депутатская группа “Российские регионы” была создана “независимыми” депутатами, которых нельзя отнести к оппозиции, но и не желавшими присоединяться к фракции НДР. В нее вошли 42 депутата. Группа декларировала свою “политическую беспартийность” и ориентацию на достижение компромисса и общественного согласия.

Еще 24 депутата первоначально не вошли в зарегистрированные объединения.

Председателем Государственной Думы стал Г.Н.Селезнев (КПРФ), первым заместителем — А.Н.Шохин (НДР), заместителями председателя — С.П.Горячева (КПРФ), С.Н.Бабурин (“Народовластие”), А.Н.Чилингаров (“Российские регионы”), М.С.Гуцериев (ЛДПР), М.З.Юрьев (с 20 марта 1996 г.; “ЯБЛоко”).

Были также сформированы Комитеты и избрано их руководство.

В структуре Государственной Думы важное место принадлежит Совету Думы. Согласно Регламенту, в его состав с правом решающего голоса входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп. С правом совещательного голоса в заседаниях Совета участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели ее комитетов. На постоянной основе работает Мандатная комиссия, имеющая в соответствии с Регламентом статус комитета.

 

Первый созыв Совета Федерации избирался 12 декабря 1993 г. на основании Указа Президента РФ Б.Н.Ельцина “О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации” от 11 октября 1993 г. В этот орган входили по 2 депутата от каждого субъекта Российской Федерации. Они избирались по двухмандатным избирательным округам. Депутатами становились кандидаты, набравшие наибольшее число голосов. На протяжении 1994-1995 гг. и в самом Совете Федерации, и в Государственной Думе неоднократно поднимался вопрос о Федеральном законе, который регламентировал бы механизм формирования Совета Федерации. Готовились альтернативные варианты законопроектов, которые интенсивно обсуждались в комиссиях, комитетах и на пленарных заседаниях палат. В Государственной Думе I созыва большинство депутатов склонялось к мысли о необходимости формирования обеих палат Федерального Собрания на выборной основе. Но многих депутатов Совета Федерации такой вариант не устраивал. И все же был принят закон, предусматривающий выборы Совета Федерации, но он не был подписан Президентом.

В конечном счете Государственная Дума 17 ноября 1995 г. приняла другой, весьма краткий, Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, согласно которому в Совет Федерации входят “по должности” выборные главы исполнительной и законодательной властей субъектов Российской Федерации. В тех субъектах Федерации, где главы исполнительной власти не были избраны, до конца декабря 1996 г. должны были состояться выборы.

К первому заседанию Совета Федерации, то есть к 23 января 1996 г., были признаны полномочия 172 членов Совета Федерации.

На момент формирования Совета Федерации второго созыва почти три четверти его состава были избраны. В этом числе были 86 глав законодательных органов и 40 — исполнительной власти. Указами Президента к моменту начала работы Совета были назначены 44 руководителя исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Члены Совета Федерации имели весьма разносторонний опыт политической работы, в том числе — парламентской деятельности. Каждый третий уже работал в качестве руководителя “своего” субъекта Федерации более 5 лет. 64 члена Совета Федерации были депутатами Совета Федерации первого созыва.

В состав Совета Федерации вошли представители 30 национальностей России, русские составляли лишь 67%. В январе 1996 г. в Совете Федерации была только одна женщина — В.Н.Пивненко — председатель Палаты представителей Законодательного Собрания Республики Карелия. В ноябре 1996 г. главой администрации Корякского автономного округа была избрана В.Т.Броневич. Старейший член Совета Федерации — президент Республики Северная Осетия — Алания А.Х.Галазов. Самый молодой — президент Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинов.

На протяжении всего 1996 г. Совет Федерации претерпевал изменения. Некоторые назначенные Указами Президента Б.Н.Ельцина губернаторы были его же Указами сняты с должности и, соответственно, прекратили свое членство в палате. В ряде субъектов Федерации прошли выборы глав исполнительной власти, причем в ряде случаев прежние главы администраций потерпели поражение. Вновь назначенные или вновь избранные заняли свои места в Совете Федерации. Осенью 1996 г. начался процесс избрания глав администраций в тех краях и областях, где они до этого были назначены Указами Президента. В 1996-1997 гг. проходили и перевыборы целого ряда Законодательных Собраний. Таким образом, к нынешнему Совету Федерации уже не применима приставка “II созыва”.

23 января 1996 г., на первом пленарном заседании Совета Федерации, на должность его Председателя было выдвинуто три кандидатуры: глава администрации Орловской области Е.С.Строев, губернатор Свердловской области Э.Э.Россель и президент Чувашской Республики Н.В.Федоров. Э.Э.Россель и Н.В.Федоров взяли самоотвод. Из 167 присутствующих на заседании при тайном голосовании 147 членов Совета Федерации выразили свою поддержку кандидатуре Е.С.Строева.

Заместителями Председателя Совета Федерации были избраны губернатор Красноярского края В.М.Зубов, председатель Государственного Совета Республики Татарстан В.Н.Лихачев, председатель Липецкого областного Собрания депутатов О.П.Королев, президент Кабардино-Балкарской Республики В.М.Коков.

Были также сформированы комитеты Совета Федерации и избрано их руководство.

Образование каких-либо депутатских объединений Регламент палаты не допускает.

Совет Федерации ведет совместную деятельность с Государственной Думой. Проводятся совместные парламентские слушания, совместные заседания комитетов, различные выездные мероприятия. Идет совместная работа над законопроектами.

 Публикации | Федеральное Собрание Российской Федерации Справочник | Предисловие


                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх