новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | «Исламизм: глобальная угроза?» | Формы экспансии исламизма

ФОРМЫ ЭКСПАНСИИ ИСЛАМИЗМА

События последних трех десятилетий свидетельствуют о том, что исламизм осуществлял территориальную экспансию из двух главных центров (Саудовская Аравия и Иран) в четырех основных организационных формах.

Во-первых, в форме внедрения в имеющиеся в каждой стране распространения ислама объединения исламского духовенства исламистских элементов и/или замены исламского духовенства (полностью или частично), лояльного по отношению к модернизаторским светским режимам, на духовенство исламистское (через направление проповедников, назначение имамов в мечети, построенные на ваххабитские или иранские деньги, обучение на территории Саудовской Аравии и Ирана или в подконтрольных исламистам образовательных центрах в других странах и т.п.).

Во-вторых, в форме создания массовой исламистской базы в странах распространения ислама (пропаганда, обращение в ислам конкретного направления — ваххабитский или шиитско-имамитский — как мусульман других направлений ислама, так и не-мусульман).

В-третьих, в форме создания религиозно-политических организаций исламистского характера, оппозиционных как по отношению к модернизаторско-секуляризаторским политическим системам, так и по отношению ко всему местному исламскому духовенству, более или менее лояльному по отношению к секулярным режимам, — «Джихад» и «Исламская группа» в Египте, «Вооруженная исламская группа» в Алжире и т.д. — по нашим подсчетам, не менее двух сотен организаций в разных странах мира на всех континентах, кроме Антарктиды. Самые, пожалуй, мощные организации такого рода — движение «Талибан» и «Основа» (Аль-Ка‘ида, вариант перевода названия — «База»), руководимая знаменитым Усамой бен Ладеном.

В-четвертых, в форме создания исламистских плацдармов в зонах слабого (ослабленного) государственного контроля за национальными территориями. Такие районы возникали, исчезали или продолжают существовать в разных странах мира: зона, контролируемая проиранской исламистской «Партией Аллаха» (Хизбалла) на юге Ливана; различные районы Афганистана; Тавильдаринская зона в Таджикистане; южная часть Филиппин, где ситуация контролируется исламистскими повстанцами Исламского фронта освобождения Моро и группировкой «Абу-Сайяф»; северная часть острова Суматра (Индонезия), где реально власть находится в руках исламистского движения «Свободный Ачех», а также на индонезийских Молуккских островах, где ситуацию реально контролирует (если можно контролировать анархию) исламистский экспедиционный корпус «Воинство джихада» (Лашкар джихад); Босния и Герцеговина, Косово — в процессе выхода их из бывшей Федеративной Югославии; разные регионы Алжира, Судана, Нигерии, и Сомали и, даже, как утверждают осведомленные СМИ, Южной Африки. По некоторым сведениям, еще в 1999 г. Панкийское (Панкисское) ущелье в Грузии объявлено местными жителями — чеченцами-кистинцами — «самоуправляемой исламской территорией». В России такие зоны были созданы в Дагестане (Кадарская зона) и Чечне, которая едва ли не целиком превратилась в «исламскую республику» в период между 1996 и 1999 г. Существуют сведения о формировании таких плацдармов в Киргизии и Казахстане.

Есть совершенно неожиданные места, в которых создаются исламистские плацдармы. В начале 1990-х гг. в Египте, на окраине столицы в районе Эмбаба возникла зона, которую сами исламисты из организации «Исламская группа» назвали «исламским государством» и в которой, по их заявлениям, в полной мере исполнялись шариатские установления. В конце 1992 г. четырнадцать тысяч полицейских и армейцев в течение полутора месяцев проводили «зачистку» этой зоны. Было арестовано 5 тысяч человек из миллионного населения района. Американские спецслужбы утверждают, что есть такой плацдарм в Парагвае — в районе Сьюдад-дель-Эсте, на границе Парагвая, Бразилии и Аргентины, где будто бы устроили свои базы исламистские группировки.

Кроме территориальных плацдармов стали складываться также виртуальные исламистские плацдармы — общественно-политические зоны, контролируемые не государством, а исламистами, и выведенные де-факто из-под национальной юрисдикции. Такие исламистские очаги воздействия как на местных мусульман, так и на мусульман за границами данных государств стали создаваться в США, Великобритании, Франции, Германии. Сами исламисты, обосновавшиеся на Западе, очень остроумно называют все эти зоны одним словом — Халифорния, переформатировав название одного из штатов США с использование слова халиф (халифат).

Достаточно парадоксальным образом высокие информационные технологии способствуют расширению этих зон и координации их активности. Например, тексты листовок, подстрекающих мусульман Узбекистана к восстанию против законной власти государства и подписанные «Исламской партией освобождения» (Хизб ат-тахрир аль-ислами), сочиняются в виртуальной исламистской зоне в Великобритании и передаются на узбекистанскую территорию по Интернету.

Постепенно сложились координирующие центры исламизма, действующие на международном уровне, — саудовская Лига исламского мира (ЛИМ, Рабита аль-алям аль-ислами), направляющая деятельность массы саудовских и родственных, например, кувейтских, катарских, эмиратских благотворительных организаций, из которых в связи с дестабилизирующей активностью в разных странах мира дал о себе знать, например, фонд «Аль-Харамайн»; иранская организация «Силы Кодс» (от арабского названия Иерусалима аль-Кудс), входящая в Корпус стражников исламской революции; Народная исламская конференция. Последняя организация примечательна тем, что во многом стала результатом сотрудничества исходно просаудовских (ваххабитских) и исходно проиранских сил, не говоря уже о ряде националистических арабских группировок, в том числе — левого толка. Идеологической базой сближения во многом несовместимых течений исламизма (саудовско-ваххабитского и шиитско-имамитского) стала проводимая иранским руководством линия на конвергенцию между различными исламскими направлениями. Что касается организационных связей, то, по сведениям британской исследовательской группы Джейнз, в феврале 1998 г. Усама бен Ладен (теоретик и практик исламизма ваххабитского толка) подписал договор о сотрудничестве с одним из «высокопоставленных руководителей» Корпуса стражников исламской революции. К международной исламистской активности подключился и ливийский лидер Муамар Каддафи с его Всемирным исламским народным руководством. Но все-таки единого глобального координирующего центра исламизма в настоящее время не существует. Относительное единство всемирного исламистского движения обеспечивается идеологически — самим исламизмом.

Постоянно всплывает вопрос о роли отдельных государств (режимов) в распространении исламизма. Поскольку такая деятельность в ряде случаев означает поддержку международного терроризма и, соответственно, международные санкции, в том числе — арест авуаров за границей (например, в США), то «цена вопроса» исключительно высока. Обычна ссылка официальных представителей на то, что речь идет об «общественных инициативах» и даже «диссидентах» (как в случае в саудовцем бен Ладеном), а сами государства не имеют к этому никакого отношения. Порой признается, что та или иная организация оказалась причастна к террористической деятельности, но это — из-за недобросовестности ее отдельных работников. Например, с подобным заявлением не так давно выступил руководитель ЛИМ. Как правило, участие организаций типа саудовской «Аль-Харамайн» в дестабилизирующей активности (в конкретных случаях на территории Кении, США, России, Азербайджана и т.д.) категорически отрицается. Список государств-спонсоров международного терроризма (туда входит ряд исламских государств) является произведением госдепартамента США и вызывает неоднозначную реакцию мирового сообщества. Но если рассматривать вопрос в плоскости исторического исследования, а не юридического расследования, то мало у кого могут возникнуть сомнения относительно роли Саудовской Аравии и Ирана в формировании международного исламистского движения.

 Публикации | «Исламизм: глобальная угроза?» | Формы экспансии исламизма

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх