новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Десять негритят Свердловская версия

ДЕСЯТЬ НЕГРИТЯТ

СВЕРДЛОВСКАЯ ВЕРСИЯ

Сегодня истекает шестимесячный срок, данный Верховным судом РФ Законодательному Собранию Свердловской области на приведение Устава области в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Но за все эти полгода областная дума (одна из двух палат ЗС) так и не смогла провести ни одного полноценного заседания. Большинство депутатов — сторонники губернатора Эдуарда Росселя — стремятся переизбрать председателя Думы Евгения Порунова, который выражается интересы меньшинства, тяготеющего к мэру Екатеринбурга Аркадию Чернецкому. Каплей, которая переполнила «чашу терпения» росселевцев стала элегантная операция по учреждению в области Счетной палаты, которую в марте успешно реализовал «оппозиционный» спикер. По мнению наблюдателей, сформированная Счетная па­ла­та может сказать свое веское слово в будущем, когда в сентябре 2003 года свердловчане будут избирать губернатора. И это слово может оказаться не в пользу Росселя.

Многомесячная осада кресла спикера обострилась после того, как в июле был убит один из депутатов думы, 28-летний Артем Сатовский, член прогубернаторской фракции «Социальная помощь и поддержка», который в последнее время перестал находить общий язык со своими товарищами по «партии». Убийство, как водится, носило странный характер — то ли следствие пьяной драки, то ли результат профессиональной и политической деятельности покойного. Озвучив обе версии, прокуратура пока не смогла остановиться на какой-то одной. Открывшаяся вакансия открывала перспективу прекращения «итальянской забастовки» в областной думе и переизбрания спикера «через голову» меньшинства.

Однако до самого последнего момента искусная казуистика Евгения Порунова позволяла ему препятствовать замещению вакансии прогубернаторским депутатом из списка фракции СпиП. Поправки в областной Устав продолжают «висеть», как и законопроект о судебной системе, а также о бюджете области. В этой ситуации сказал свое веское слово представитель Президента в Уральском округе Петр Латышев. Он напомнил областной Думе о том, что срок, установленный Верховным Судом истекает, и 12 октября он намерен сделать представления главе государства о необходимости ее распустить — в соответствии с поправками к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», вступившими в силу в августе прошлого года.

Разумеется, представление полпреда будет носить, так сказать, служебный и политический характер. Юридических последствий оно не имеет. Юридические последствия возникнут после того, как Верховный Суд констатирует, что его решение не исполняется. Именно данный вердикт станет основой для предупреждения, которое вынесет Президент свердловским законодателям. После совершение этих процедурных действий областная дума получает еще три месяца. Если не хватит и их, глава государства вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске регионального законодательного собрания. Этот законопроект должен быть принят обычным путем. И только после того, как он станет законом, данное собрание утратит свой статус. Таким образом, роспуск Свердловской областной Думы пока не стоит на повестке дня. Речь идет лишь о запуске механизма роспуска.

Данная ситуация имеет и одно «отягощающее» обстоятельство. В отличие от большинства региональных парламентов Законодательное Собрание Свердловской области состоит из двух палат — Палата представителей избирается по мажоритарной системе. Областной закон не допускает роспуска только одной из палат ЗС, оно может быть распущено только целиком. Что же касается федерального закона, то он, разумеется, такие тонкости не оговаривает.

Петр Латышев демонстрирует готовность настойчиво работать с депутатами и преодолеть парламентский кризис, не доводя дело до президентской хирургии. Вместе с тем, совершенно очевидно, что роспуск всего Законодатель­ного Собрания может оказаться чрезвычайно болезненным для Эдуарда Росселя. Вместо достаточно прочных позиций в обеих палатах, губернатор получит «нулевой вариант» и вновь должен будет добиваться большинства в областном парламенте. Следует подчеркнуть, что внеочередные выборы будут проходит в существенно иных политических и экономических условиях, чем это было в марте 2000 года, когда состоялись последние выборы в ЗС. Федеральный Центр и непосредственно, и через аппарат полпреда будет стремиться существенно обновить законодательный корпус, для того чтобы создать Эдуарду Росселю менее благоприятные условия для переизбрания в 2003 году.

Впрочем, подобная перспектива все же достаточно абстрактна. Во-пер­вых, не вполне ясно, какие юридические обстоятельства могут возникнуть в связи с тем, что Палата представителей «не виновата». Во-вторых, сам по себе роспуск парламента в таком субъекте Федерации, как Свердловская область, это решение не только правовое, но прежде всего политическое. Ведь это не маленькая Смоленская область, где федеральная власть опробует инструментарий «зачистки» криминализированной политико-администра­тив­ной элиты. По своему экономическому весу Свердловская область уступает только Москве, а по политическому — Москве и Петербургу (некоторые добавят — и Каза­ни).

Если Законодательное Собрание все-таки будет распущено, федеральному Центру придется высаживать на Среднем Урале мощный кадровый десант. С одной стороны — чтобы ослабить почти неизбежную междуусобную войну между местными финансово-промышленными группировками, некоторые из которых имеют отчетливо криминальный оттенок. С другой стороны — чтобы хотя бы частично «разбавить» правящую верхушку, состав которой практически не претерпел изменений с ельцинских времен.

В общем, радикальный вариант сопряжен с острой головной болью и чреват разнообразными неожиданностями.

Как представляется, Москва сейчас не готова к такому развитию событий. Подобные проекты, если они и существуют, носят слишком уж кабинетный характер. Идеальным для федерального центра вариантом было бы сохранение на своих местах — в органах госвласти, и в корпорациях — в основном тех же самых людей, которые их занимают сейчас. А вот правила игры и структурирование политико-экономической сцены должны быть изменены.

Именно такая логика воздействия на свердловскую элиту проявилась в неожиданном для многих назначении бывшего начальника областного УВД генерал-лейтенанта Алексея Красникова начальником главка МВД по Уральскому округу. Красников всегда считался креатурой Э.Росселя. Работа местных органов внутренних дел подвергалась и подвергается чрезвычайно жесткой критике. Таким образом, Москва сделала символический жест, который должен быть понятен свердловской элите: каждый, кто еще не потерял чувства реальности, может получить шанс и доказать свое соответствие современным требованиям.

…Моральная атмосфера на свердловской политической сцене слишком специфична, даже по меркам ельцинской эпохи. А если вспомнить, что эта эпоха вроде бы закончилась, то многое на Среднем Урале и вообще воспринимается как дежа вю. Думается, что Эдуард Россель прекрасно понимает, что времена изменились. Он то огрызается на полпреда, зачастую попадая в президента, то демонстрирует абсолютную лояльность. Он чувствует, что процесс задан и задан не им. Вопрос только в том, что выгоднее — оставаться в оппозиции или играть с Центром по его правилам.

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Десять негритят Свердловская версия

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх