новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | «Исламизм: глобальная угроза?» | Антимодернизаторское исламское духовенство как источник и носитель исламизма

АНТИМОДЕРНИЗАТОРСКОЕ ИСЛАМСКОЕ ДУХОВЕНСТВО КАК ИСТОЧНИК И НОСИТЕЛЬ ИСЛАМИЗМА


Кто является субъектом или носителем исламизма? Это — те социальные группы, которые заинтересованы в сохранении или установлении исламской (шариатской) формы власти в той или иной стране и/или в создании соответствующих условий для экспансии этой формы власти за рубежом. Есть только одна группа населения, которая заинтересована в этом полностью и безусловно, — антимодернизаторское исламское духовенство.

Историческая тенденция первых семи десятилетий XX века — секуляризация стран распространения ислама и вытеснение духовенства из общественной жизни в ходе модернизации. Турция, Иран, Россия — Советский Союз, Китай, Ливия, Ирак, Сирия, Южный Йемен… Модернизация-секуляризация осуществлялась и продолжает осуществляться в разных формах, но во всех случаях она приводит к резкому падению роли и значения духовенства, превращению его в исчезающий класс — за исключением так называемых модернистов, которые, адаптируясь к изменяющимся историческим условиям, адаптировали к ним ислам. (Вспомним хотя бы «исламский социализм» — его придумал не Гамаль Абдель Насер в 60-е гг., а один из лидеров организации «Братья-мусульмане» египтянин Мухаммад аль-Газали в середине 40-х.)

Модернизация в любой форме была связана с секуляризацией, что означало отсутствие даже ближайшей исторической перспективы для духовенства как особого, идеологически и во многом политически и экономически господствующего социального слоя в традиционном, домодернистском обществе. Самой большее, на что духовенство могло расчитывать, — так это на сугубо служебные функции в обществе, политически организованном на принципах секуляризма. Антимодернизаторское духовенство как носитель исламизма всегда существовало в период модернизирующих реформ в странах распространения ислама, но либо маргинализировалось, либо просто уничтожалось*. При этом теоретический исламизм (его можно было бы назвать утопическим исламизмом) всегда был реакцией на модернизацию-секуляризацию. Здесь не следует забывать исламистов-утопистов Джамаль-ад-Дина аль-Афгани, Мухаммада Абдо, Хасана аль-Банну, Сайида Кутба.

Антимодернизм в конкретных исторических условиях — всегда антизападничество. Запад — главный враг исламистов, оттуда, с Запада идет политическая секуляризация — в виде либерализма или демократии, коммунизма или национализма.

* Достаточно вспомнить, например, Сайида Кутба, идеолога экстремистского крыла «Братьев-мусульман» в Египте, казненного в 1966


 Публикации | «Исламизм: глобальная угроза?» | Антимодернизаторское исламское духовенство как источник и носитель исламизма

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх