новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Смена вех Что означают признания Кремлевского администратора

СМЕНА ВЕХ
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАНИЯ КРЕМЛЕВСКОГО АДМИНИСТРАТОРА

Григорий ПОТАПОВ


Сенсация для посвященных — именно так следует назвать состоявшееся во вторник выступление замруководителя Администрации президента Владислава Суркова на партсеминаре «Единой России» в подмосковном пансионате «Бор». Выступление было выслушано с огромным вниманием, но его истинный смысл, очень может быть, уловили немногие, так как те или иные тезисы Суркова следовало воспринимать в соответствующем контексте. Впечатляет сам факт, что старавшийся всегда держаться в тени и немногословный кремлевский администратор разразился часовой публичной речью.

«Лекция» Суркова была обращена в будущее. Он, по сути, квалифицировал нынешнюю политическую и экономическую систему как временную, отказав ей в праве называться стабильной: «Нам кажется, что сейчас наступила политическая стабильность. На самом деле это никакая не стабильность. Сказывается общая политическая усталость после эпохи Бориса Ельцина. Нация накувыркалась и устала, решила немного отдохнуть. Неужели вы считаете, что это навсегда?»

Сурков предложил уйти «от наших монархических традиций… Партии должны участвовать в формировании правительства, федеральных и местных органов власти. Со временем и кандидат в президенты должен обсуждаться на партийном уровне… Гораздо выгоднее, если общественная организация выдвигает первых лиц государства». Обращаясь к активистам партии «Единая Россия», замруководителя администрации недвусмысленно дал понять, что им предоставлен шанс — стать механизмом преемственности власти в 2008 году. Причем для этого совсем не следует чураться высоких административных постов, так как к тому времени для чиновников категории «А» будут сняты ограничения на членство в партии. Впрочем, «лектор» подчеркнул, что в обозримой перспективе политпроцессом, как и прежде, рулить будет Администрация президента — до 2008 года «мы как-нибудь сами управимся».

Не менее важными были характеристики, данные «лектором» курсу нынешнего кабинета. Для корректности необходимо оговориться, что сами слова «правительство», «исполнительная власть» произнесены не были. Возможно, поэтому мало кто из слушателей придал этим характеристикам актуальное политическое значение.

Владислав Сурков обрушился с резкой критикой на либеральных экономистов, которые все последнее десятилетие живут под впечатлением прочитанных когда-то книг Милтона Фридмана. Он подчеркнул, что теории Фридмана появились в России «от скудоумия», а их носители являются людьми, с которыми бессмысленно обсуждать реальные проблемы страны. Сурков констатировал, что нефтяное благополучие не вечно, но никто не задумывается над вопросом, что делать, когда наступят тяжелые времена. Обращаясь к залу, но явно имея в виду совершенно иных адресатов, замглавы администрации эмоционально вопрошал: «Почему мы не имеем проекта строительства будущей России?!» Либерализм в России, по Суркову, — «необходимое, но недостаточное условие» для развития. Российская система, по его глубокому убеждению, требует «ручной настройки», и либеральный догматизм «должен вызывать соответствующие оценки… Мы должны быть националистами в хорошем смысле этого слова. Вот эту идею нужно брать на щит. Надо думать о России. Что с ней будет, что она будет продавать? У нас реально осталось десять лет. За это время Китай догонит по ВВП США, Германию. А мы останемся все на этом же уровне?»

Весьма вероятно, что а

дресатами этой филиппики были идеологи нынешнего кабинета, которые придерживаются взглядов системного невмешательства государства в экономические процессы. (Впрочем, эти взгляды не распространяются на множество частных вопросов, для решения которых используется то самое «ручное управление», необходимость которого констатировал и Владислав Сурков.) Таким образом, постоянно употребляя выражение «мы считаем», замглавы администрации отмежевался от базовых идеологем экономической политики последнего десятилетия, внятно констатировав необходимость перехода к «дирижизму».

В целом же высказанные тезисы и оценки являются комплексным ответом на вопрос об отношении к ельцинским реформам. Именно этот вопрос, а не принадлежность к тем или иным кланам и группам сегодня является главным водоразделом на политическом поле.

Владислав Сурков ответил на него вполне определенно: он не считает достижения предыдущего десятилетия самоценными, он готов к реализации совершенно иных целей и существенно иной политики. Сурков меняет вехи и предельно откровенен в этом: «Надо быть достаточно умными, чтобы выжить. Самое главное — активизировать мыслительный процесс… Если необходимо, надо уметь менять союзников. Слишком принципиальные партии долго не живут». Как говорится, имеющий уши да услышит!

…Не за горами очередное Послание президента Федеральному собранию. Что если сказанное в «Бору» своего рода «проба пера»?

Есть и еще одно обстоятельство, которое могло подтолкнуть Владислава Суркова выступить с политическим манифестом. В тот же день, 19 февраля, состоялось заседание временной рабочей группы для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность полномочных представителей президента в федеральных округах, Администрации президента и ее подразделений. Этого совпадения никто не заметил.


Что еще сказал Сурков


«Нашей стране, я считаю, крайне важно иметь несколько общефедеральных политических сил, с помощью которых будет проводиться курс в интересах государства. Поэтому мы крайне заинтересованы в том, чтобы партий было не огромное количество. Их не должно быть триста. Три, четыре, пять… Нормальный центр составляет основу стабильности политической системы. Центристы должны укрепиться в парламенте. Это позволит не прорваться на политическое поле неожиданным силам. А таковая опасность в стране сохраняется. Стабильность сегодня довольно хрупкая».


* * *


«Партии должны участвовать в формировании правительства, федеральных и местных органов власти. Со временем и кандидат в президенты должен обсуждаться на партийном уровне. Власть формирует партию для того, чтобы потом партия формировала власть. Гораздо выгоднее, если общественная организация выдвигает первых лиц государства. Это безопаснее для страны».


* * *


«Главная задача новой партии на ближайшие годы — наконец родиться, оторваться от пуповины. Надо отделиться от бюрократической машины и идти в свободное плавание. Представьте свою судьбу, когда сменится президент. А это рано или поздно произойдет. Никто не собирается вводить пожизненное правление. Может прийти, скажем, левый президент. Или сильно правый. Куда тогда податься партийной массе?»

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Смена вех Что означают признания Кремлевского администратора

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх