новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Наполовину суверенный? Татарстан готовится принять новую Конституцию

НАПОЛОВИНУ СУВЕРЕННЫЙ?
ТАТАРСТАН ГОТОВИТСЯ ПРИНЯТЬ НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ

Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ, НИИ социальных систем МГУ


Процесс мучительного торга между Москвой и Казанью о новом статусе республики в составе РФ вступил в очередную стадию. Работа над текстом татарстанской Конституции в основном завершена, и ее результаты переданы на рассмотрение Государственного совета РТ.

Реальный поиск взаимоприемлемого компромисса начался летом минувшего года после личной встречи заместителя руководителя Администрации президента РФ Дмитрия Козака с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и председателем Госсовета республики Фаритом Мухаметшиным. С самого начала принципиальным условием федерального Центра являлось удаление из текста татарстанской Конституции положений о Татарстане как суверенном государстве, ассоциированном с Россией. Ассоциированный статус, собственные судопроизводство и прокуратура, право заключать международные договоры — все это сейчас уже удалено Конституционной комиссией РТ из текста новой Конституции республики. Продолжаются споры о суверенитете. Сохраняется и проблема договора между республикой и Федерацией.

Отказ Казани от некоторых позиций стал результатом не только «изменения политического климата в стране», но и вполне конкретных экономических и политических преференций. Еще летом правительство РФ одобрило федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года». В ней заложены весьма значительные привилегии. Для сравнения: в федеральном бюджете на 2002 год на программу развития Юга России запланировано 0,6 млрд. руб., а на один Татарстан — 12,8 млрд. руб. Что касается политических уступок федерального Центра, то, пожалуй, важнейшей из них стало опубликованное 21 января решение Конституционного суда РФ о том, что нынешний состав Госсовета РТ легитимен, хотя и избран по процедуре, противоречащей федеральному законодательству.

Наметился некоторый компромисс и по вопросу о суверенитете. М. Шаймиев, что называется, «насмерть» стоит за сохранение в республиканской Конституции определения Татарстана как суверенного государства, справедливо полагая, что в противном случае в исторически короткие сроки подход Московского Кремля к Казанскому изменится до неузнаваемости. При этом вопрос о реальном наполнении суверенитета не педалируется. В свою очередь федеральный Центр предлагает паллиативную трактовку проблемы суверенитета — как единого, но распределенного. В частности, такой подход выразился в недавнем решении Владимира Путина передать высшим органам государственной власти субъектов Федерации право помилования.

Сложнее обстоят дела с договором 1994 года. Казань (во всяком случае на словах) рассматривает его как юридическую гарантию суверенитета. В то же время текст договора содержит все те формулы татарстанской Конституции, которые отсутствуют в проекте ее нового варианта. Очевидно, что в нынешнем виде договор является анахронизмом. В принципе Казань всегда тяготилась этой проблемой. Ближайшие сподвижники М. Шаймиева даже высказывались в том смысле, что республика готова пожертвовать договором, но только если его ключевые нормы будут инкорпорированы в федеральное законодательство.

Данная проблема усугубляется еще одним обстоятельством, о котором вряд ли знает широкая общественность. Договоры с субъектами Федерации и принятые на их основе соглашения между регионами и федеральными ведомствами были «поставлены на счетчик» еще летом 1999 г. Тогда был принят Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». При всем том, что данный акт в действительности ничего толком не разграничивал, в нем содержится принципиально важная норма: примыкающие к договорам межправительственные соглашения должны быть в трехлетний срок приведены в соответствие с федеральными законами, регламентирующими конкретную сферу. Обновленные подобным образом соглашения должны затем инкорпорироваться в тексты договоров между Центром и регионами, что фактически предполагает их перезаключение. Так как никто и не думает решать эту задачу, весь корпус договоров и приложенных к ним соглашений к лету 2002 года, а точнее к 28 июля, юридически должен отмереть сам собой. А 21 июля истекут шесть месяцев, данных Татарстану Конституционным судом РФ для устранения противоречий российской Конституции статей 69, 79 и 90 Конституции РТ, а также статьи 4 ее закона «О выборах народных депутатов Республики Татарстан».

Таким образом, к середине июля согласительный процесс должен завершиться, к обоюдному удовлетворению, или же отношения федерального Центра с Казанью вновь придется испытывать на прочность. Вероятно, желанием достойно встретить возможные невзгоды и объясняется недавнее заявление М. Шаймиева о том, что он «не исключает» варианта вынесения отдельных статей Конституции на республиканский референдум. 28 февраля Госсовет Татарстана продолжит рассмотрение новой редакции Конституции республики.

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Наполовину суверенный? Татарстан готовится принять новую Конституцию

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх