НАПОЛОВИНУ СУВЕРЕННЫЙ?
ТАТАРСТАН ГОТОВИТСЯ ПРИНЯТЬ НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ
Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ, НИИ социальных систем МГУ
Процесс мучительного торга между Москвой и Казанью о новом
статусе республики в составе РФ вступил в очередную стадию.
Работа над текстом татарстанской Конституции в основном завершена,
и ее результаты переданы на рассмотрение Государственного
совета РТ.
Реальный поиск взаимоприемлемого компромисса начался летом
минувшего года после личной встречи заместителя руководителя
Администрации президента РФ Дмитрия Козака с президентом Татарстана
Минтимером Шаймиевым и председателем Госсовета республики
Фаритом Мухаметшиным. С самого начала принципиальным условием
федерального Центра являлось удаление из текста татарстанской
Конституции положений о Татарстане как суверенном государстве,
ассоциированном с Россией. Ассоциированный статус, собственные
судопроизводство и прокуратура, право заключать международные
договоры — все это сейчас уже удалено Конституционной комиссией
РТ из текста новой Конституции республики. Продолжаются споры
о суверенитете. Сохраняется и проблема договора между республикой
и Федерацией.
Отказ Казани от некоторых позиций стал результатом не только
«изменения политического климата в стране», но и вполне конкретных
экономических и политических преференций. Еще летом правительство
РФ одобрило федеральную целевую программу «Социально-экономическое
развитие Республики Татарстан до 2006 года». В ней заложены
весьма значительные привилегии. Для сравнения: в федеральном
бюджете на 2002 год на программу развития Юга России запланировано
0,6 млрд. руб., а на один Татарстан — 12,8 млрд. руб. Что
касается политических уступок федерального Центра, то, пожалуй,
важнейшей из них стало опубликованное 21 января решение Конституционного
суда РФ о том, что нынешний состав Госсовета РТ легитимен,
хотя и избран по процедуре, противоречащей федеральному законодательству.
Наметился некоторый компромисс и по вопросу о суверенитете.
М. Шаймиев, что называется, «насмерть» стоит за сохранение
в республиканской Конституции определения Татарстана как суверенного
государства, справедливо полагая, что в противном случае в
исторически короткие сроки подход Московского Кремля к Казанскому
изменится до неузнаваемости. При этом вопрос о реальном наполнении
суверенитета не педалируется. В свою очередь федеральный Центр
предлагает паллиативную трактовку проблемы суверенитета —
как единого, но распределенного. В частности, такой подход
выразился в недавнем решении Владимира Путина передать высшим
органам государственной власти субъектов Федерации право помилования.
Сложнее обстоят дела с договором 1994 года. Казань (во всяком
случае на словах) рассматривает его как юридическую гарантию
суверенитета. В то же время текст договора содержит все те
формулы татарстанской Конституции, которые отсутствуют в проекте
ее нового варианта. Очевидно, что в нынешнем виде договор
является анахронизмом. В принципе Казань всегда тяготилась
этой проблемой. Ближайшие сподвижники М. Шаймиева даже высказывались
в том смысле, что республика готова пожертвовать договором,
но только если его ключевые нормы будут инкорпорированы в
федеральное законодательство.
Данная проблема усугубляется еще одним обстоятельством, о
котором вряд ли знает широкая общественность. Договоры с субъектами
Федерации и принятые на их основе соглашения между регионами
и федеральными ведомствами были «поставлены на счетчик» еще
летом 1999 г. Тогда был принят Федеральный закон «О принципах
и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации». При
всем том, что данный акт в действительности ничего толком
не разграничивал, в нем содержится принципиально важная норма:
примыкающие к договорам межправительственные соглашения должны
быть в трехлетний срок приведены в соответствие с федеральными
законами, регламентирующими конкретную сферу. Обновленные
подобным образом соглашения должны затем инкорпорироваться
в тексты договоров между Центром и регионами, что фактически
предполагает их перезаключение. Так как никто и не думает
решать эту задачу, весь корпус договоров и приложенных к ним
соглашений к лету 2002 года, а точнее к 28 июля, юридически
должен отмереть сам собой. А 21 июля истекут шесть месяцев,
данных Татарстану Конституционным судом РФ для устранения
противоречий российской Конституции статей 69, 79 и 90 Конституции
РТ, а также статьи 4 ее закона «О выборах народных депутатов
Республики Татарстан».
Таким образом, к середине июля согласительный процесс должен
завершиться, к обоюдному удовлетворению, или же отношения
федерального Центра с Казанью вновь придется испытывать на
прочность. Вероятно, желанием достойно встретить возможные
невзгоды и объясняется недавнее заявление М. Шаймиева о том,
что он «не исключает» варианта вынесения отдельных статей
Конституции на республиканский референдум. 28 февраля Госсовет
Татарстана продолжит рассмотрение новой редакции Конституции
республики.