новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Как нам реорганизовать СФ

КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ СФ

Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ, НИИ социальных систем МГУ


На днях Владимир Путин вновь собирает членов президиума Госсовета и лидеров Думы, чтобы посоветоваться по важнейшим вопросам. Это вторая подобная встреча за последние две недели. Весьма примечательно, что в числе приглашенных вновь нет ни Егора Строева, ни других руководителей верхней палаты. В прессе уже стали общим местом рассуждения о неизбежной конкуренции сената с Госсоветом «за президента». Очевидно, что инициатива пока принадлежит недавно созданному институту. В связи с этим есть все основания задуматься о вариантах будущего для Совета Федерации.

Статус и механизм формирования верхней палаты менять придется наверняка. Схема, принятая летом этого года, — лишь замена одного странного варианта формирования Совета Федерации на другой, еще более странный. Палата получается чересчур многослойной: в ней должны заседать и бывшие губернаторы, которые благополучно обеспечили преемственность своей власти в регионах, и абсолютно зависимые от действующих глав регионов их прямые назначенцы, и «варяги» из столицы, которые «договорились» с губернаторами. Неожиданные сюрпризы могут преподнести представители законодательных собраний. Далеко не всегда это будут действительно серьезные политики — они на тонущий корабль обычно не садятся. Таким образом, оптимистический прогноз о небывалом уровне компетентности и профессионализма нового Совета Федерации может оказаться тривиальной маниловщиной.

Сергей Шахрай, один из авторов действующей Конституции, даже считает, что уже осенью 2002 года пройдут прямые выборы всех сенаторов. Или же Совет Федерации будет вообще упразднен, а Госсовет, получив конституционный статус, займет его место.

Весьма сомнительно, что Владимир Путин пойдет по второму пути. Превращение Госсовета в новую верхнюю палату сделает абсолютно бессмысленной и напрасной проведенную реформу Совета Федерации, основная идея которой — ограничение роли губернаторского корпуса как политической корпорации в федеральной политике. Правда, существует и вариант перехода к однопалатному парламенту — при сохранении Госсовета как политико-консультативного института в рамках так называемого «президентского модуля управления». Но такой подход был бы явной авантюрой. Пока Россия остается федерацией, в ее политической системе должно быть обеспечено представительство территорий. Это не абстрактно-демократическая блажь, а принцип, плодотворно используемый в десятках государств. Полноценное участие регионов в формировании федеральной политики позволяет возлагать на них и особую ответственность.

В старой системе губернаторский мандат обязательно включал в себя и представительство интересов населения соответствующих территорий перед лицом федеральных властей. Теперь качество ответственности резко снижается. Поэтому и существует потребность «дореформирования» Совета Федерации.

Вопрос, говоря проще, лишь в принципе «отрезания хвоста» — то ли реформировать СФ по частям, продолжая, как в прошлом году, «точечные» изменения, то ли чуть позже одним махом перейти к новому конституционному устройству, а пока на время смириться с многочисленными недостатками существующей политической системы.

В первом случае все упирается в установленный в Основном Законе принцип «формирования» верхней палаты. Как ни изощряйся в толковании этого термина, не придумаешь варианта, при котором легитимность «исполнительной» половины нового сената будет не меньшей, чем в старом.

Во втором случае придется решать вопрос о сохранении или отмене данного принципа. И здесь уже многое зависит от стратегических ориентиров, которые наметит президент. Если федерация со временем должна принимать все более формальный характер, то сенат и дальше можно «формировать». Причем необязательно это будут делать органы государственной власти субъектов Федерации, и даже необязательно на основе нынешнего административно-территориального деления. Если же курс будет взят на новую редакцию Конституции, то, по-видимому, логичнее перейти к прямым выборам сенаторов населением соответствующих регионов. В таком случае легитимность членов верхней палаты будет адекватна ее высокому статусу в федеративном государстве. Что же касается контраргументов по поводу неизбежной в таком случае политизированности Совета Федерации, с этим его недостатком придется смириться.

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Как нам реорганизовать СФ

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх