новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Полпред или «полупред»? Лучше исправлять старые ошибки, чем множить новые

ПОЛПРЕД ИЛИ «ПОЛУПРЕД»?
ЛУЧШЕ ИСПРАВЛЯТЬ СТАРЫЕ ОШИБКИ, ЧЕМ МНОЖИТЬ НОВЫЕ

Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ, НИИ социальных систем МГУ


В последнее время распространились слухи о том, что семь федеральных округов вскорости будут преобразованы в пятнадцать. Сама цифра выглядит достаточно условной, зато факт ее появления вполне объясним. Это прямое следствие проблем, сопровождающих процесс «округостроительства».

Дела здесь идут не лучшим образом. Недавняя эпопея с постановлением правительства о разделе полномочий с полпредами – еще одно тому свидетельство. Пресса активно обсуждала перипетии подготовки этого документа и делала противоречивые выводы по поводу смысла принятых решений. Одни говорили, что победил Касьянов, другие – что «теперь премьер у нас ничего не значит».

Положение о полпредах, регламентировавшее их деятельность, содержало в себе массу неясностей. Главная из них в том, что обширный круг функций и задач представителей президента (разработка окружных экономических программ, контроль за реализацией программ федеральных, проверка использования федерального имущества и средств федерального бюджета, согласование кандидатур федеральных чиновников в округах и т.д.) не подкреплялся механизмом «горизонтальной» координации, который по логике вещей должен быть создан в каждом округе для реализации этих самых функций.

Вместе с тем очевидно, что представители президента не прочь взять под свой контроль в первую очередь те органы, которые имеют отношение к имущественным спорам и процедурам банкротства предприятий. Именно это звено сегодня является ключевым и в запутанной цепи отношений собственности, и – шире – в наведении элементарного порядка в стране. Представитель президента в Уральском округе Петр Латышев прямо заявляет: «Сколько бы мы ни говорили сегодня об укреплении вертикали власти и государства, в конечном итоге речь надо вести о повышении эффективности экономики».

Простой вопрос: кто и как управляет сегодня государственной собственностью? Контролируют ли реально Министерство по имущественным отношениям и Фонд федерального имущества государственную собственность, и особенно в тех случаях, когда государство не имеет контрольного пакета акций того или иного предприятия? Более того. Способно ли федеральное правительство через своих представителей в советах директоров десятков тысяч предприятий обеспечивать соблюдение государственных интересов на них?

Многолетняя практика вынуждает констатировать, что не способно. Участие представителей государства в управлении абсолютным большинством предприятий номинально. Но такое положение не может длиться до бесконечности. Именно поэтому передача существенной части полномочий исполнительной власти из Центра в округа – объективная необходимость. И этот процесс, как говорится, пошел. Его нельзя искусственно ускорять. Но и ставить крест на уже реализуемом проекте в самой начальной стадии тоже нельзя, а трансформация семи округов в пятнадцать именно это и означает. И в том, и в другом случае идея создания федеральных округов будет безнадежно дискредитирована.

Судя по всему, в настоящее время принят достаточно рациональный вариант распределения экономических полномочий федерального правительства и полпредов, снижающий вероятность преждевременного формирования в округах параллельных центров экономической власти. Каждое дальнейшее расширение полномочий представителей президента должно производиться лишь на основе повышения их реальной способности принимать конкретные экономические решения и нести ответственность за них перед президентом.

На каком-то этапе полпредам может отойти часть функций, с которыми не могут справиться федеральные министерства и ведомства. Возможно, что эти функции следует сосредоточить в окружных коллегиях, которые еще предстоит создать. В их подчинение в перспективе может быть передана бoльшая часть федеральных служащих в регионах, сегодня зависимых и подконтрольных не Центру, а местным властям.

В любом случае трудности построения эффективной исполнительной вертикали не есть причина для того, чтобы отказываться от реализации пусть и «сырого», но уже запущенного в дело проекта. Никто сегодня не даст гарантий того, что схема пятнадцати округов окажется лучше уже реализуемой. А вот на авторитете президента подобное шараханье скажется обязательно.

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Полпред или «полупред»? Лучше исправлять старые ошибки, чем множить новые

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх