новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Гадание на министрах Путин может по-разному разложить пасьянс власти

Гадание на министрах
Путин может по-разному разложить пасьянс власти

Александр ЧЕЧЕВИШНИКОВ, НИИ социальных систем МГУ


В политике, как в шахматах, инициатива зачастую важнее качества. Молниеносный приход к власти Владимира Путина — еще одно доказательство этой вечной истины. Весь период с момента своего назначения на должность председателя правительства он опережал возможных конкурентов на несколько шагов. Пока остальные размышляли, Путин делал и тем самым формировал благоприятные условия для своей будущей деятельности.

Но прошедшие после президентских выборов дни дают основания для вывода о том, что новый глава государства теряет темп. Путин оказался втянутым в сложный процесс согласования кандидатур для будущего правительства. Инициатива, похоже, переходит к тем группам влияния, которые все последние годы определяли содержание российской политики.

Но так ли уж «судьбоносен» состав первого кабинета? Если бы глава государства был готов уже в мае предложить нации новый курс, тогда тщательный отбор кандидатов абсолютно необходим. Но ведь, по общему мнению, это правительство будет «техническим». Его задача — удержать характеристики нынешней социально-экономической ситуации, дать президенту время для формирования действительно своей команды и формулирования новой политики.

Чтобы сохранить инициативу и набранный в последние полгода темп, Путину целесообразно применить иную — не ельцинскую — тактику формирования кабинета. Где, собственно, записано, что правительство должно быть скомплектовано «пакетом» и только после вступления в должность избранного президента? Почему нельзя ежедневно назначать по одному новому члену кабинета? Разумеется, в те ведомства, которые точно сохранятся в новой структуре правительства и где предполагается сменить руководителя.

Тем самым все игроки, кроме одного, будут вынуждены реагировать, а не вести инициативную политику. Естественно, реакции эти будут энергичными, но неизбежно — плохо подготовленными. Олигархи станут чаще ошибаться и давать главе государства дополнительные козыри в этой азартной игре. В итоге В. Путин сохранит инициативу, а его первое правительство не окажется результатом олигархического компромисса.

Разумеется, полное освобождение аппарата Белого дома от своего рода «представителей» различных кланов нереально. Но правительство как таковое уже на первых этапах своей работы сможет дистанцироваться от старой «политики» и сосредоточиться на решении сугубо технических задач.

Естественно, что такой способ формирования кабинета существенно осложнит решение конкретных задач, стимулируя скрытый саботаж со стороны обделенных групп. Поэтому параллельно, по-видимому, должна быть развернута кадровая работа с наиболее перспективными руководителями второго и третьего эшелонов — как в регионах, так и в корпорациях, ассоциируемых с вполне определенными группами и кланами.

По некоторым сведениям, в настоящее время Путин и его ближайшие помощники прорабатывают нетрадиционные для современной России варианты кадрового наполнения органов власти. Для простоты изложения все множество проектов сведем к двум моделям кадровой политики:

Менеджерская модель. На базе ФСБ и ряда других служб развертывается система выявления на предприятиях и в корпорациях перспективных менеджеров высшего и среднего звена. После соответствующей индивидуальной работы они зачисляются в резерв на занятие руководящих должностей в традиционной для себя сфере или в органах государственной власти и управления, в том числе и в федеральном Центре. Разумеется, их переход на госслужбу будет опосредован адекватными гарантиями карьерного роста. Важно подчеркнуть, что за время нахождения в резерве эти люди фактически будут «государевым оком» над своими руководителями, привыкшими к ельцинской вольнице.

Региональная модель. На базе структур президентских представителей в регионах будет резко активизирована селекционная работа среди чиновников муниципальных органов, администраций областей и депутатов законодательных собраний. Цель та же — формирование кадрового резерва как для регионального, так и для федерального уровня власти.

Если в обозримой перспективе глава государства пойдет на создание так называемых федеральных округов (идя навстречу известным предложениям Ю. Лужкова и Э. Росселя), то перечисленные функции могут быть переданы в аппараты руководителей округов.

Комбинированная реализация обеих моделей позволит в реальном времени сконцентрировать необходимый кадровый ресурс для последующего существенного обновления правительства, центральных и региональных органов власти и управления, а также для замены ключевых менеджеров в крупнейших частных и смешанных корпорациях на персонажей, более вменяемых с точки зрения верховной власти. Будет сформирован новый баланс новых групп интересов — в обход и помимо большинства «традиционных» групп и центров влияния. Это не только позволит будущему президенту консолидировать административный ресурс, но и обеспечит приток новых, более энергичных кадров на все уровни власти и управления. В конечном счете это позволит В. Путину сформулировать и осуществить собственный политический курс, не особенно оглядываясь на неизбежное наследие ельцинской эпохи.

 Публикации | Публикации сотрудников института | Публикации Чечевишникова Александра Леонидовича | Гадание на министрах Путин может по-разному разложить пасьянс власти

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх